Знаменитый гроссмейстер Александр Иванович Лужин приезжает на итальянский курорт для участия в чемпионате мира по шахматам. Готовясь к турниру, он случайно знакомится с Натальей Катковой. Фильм снят по роману Владимира Набокова.
Мелодрама |
12+ |
Марлин Горрис |
21 августа 2000 |
1 час 49 минут |
Двадцатые годы прошлого века. Александр Лужин, эксцентричный гений, смесь Бобби Фишера и Форреста Гампа, участвует в чемпионате мира по шахматам, в процессе которого сходит с ума. Что в первую очередь захочется написать совершенно непрофессиональному кинокритику, но вполне дипломированному филологу, чуть заслышавшему про экранизацию «Защиты Лужина»? Разумеется, набоковскую фразу-приговор: «Никакого Александра Ивановича не было». Безмерно хочется того и мне, но, увы, сообщить читателю такое — значило бы солгать. Усилия режиссера Марлин Горрис и актера Джона Туртурро почем зря не пропали — набоковский герой Александр Иванович Лужин есть, и он вполне убедителен. Как есть и некоторые шансы на то, что, увидь Владимир Владимирович этот фильм, он, может быть, не кривил бы рта слишком усердно (ну разве что сцену вальсирующих героев ему точно не стоило бы показывать). История гениального безумца, который вздумал закрыться от обид и болей окружающего мира с помощью шахматной защиты, рассказана; режиссерская и актерские партии сыграны с тщанием; и отчего, в самом деле, не свести самый некиногеничный набоковский роман к несчастливой любовной (с участием Эмили Уотсон, «Рассекая волны») истории на фоне Италии, козней старых наставников и болезненных детских воспоминаний? Конечно, это уже никакой не Сирин, но как раз Набокофф с ударением на первом слоге, или, как еще иногда пишут в журналах для иностранцев, Vladimir «Lolita» Nabokov. Игра Туртурро — лучшее, что есть в этом фильме, особенно его убийственный прыжок из окна, который, правда, самонадеянно перенесен сценаристом из финала этой истории в самый день свадьбы, отчего беда Лужина моментально аукается антраша Подколесина. Как говорили в таких случаях набоковские пошляки: «чувствуете трагедию Достоевского?»