Абсурд, трагикомедия, мелодрама с элементами фантасмагории, пародии и интервью.
Наступает момент, когда режиссёры великие и не очень снимают такие фильмы. Как передышка. Как глоток воздуха перед новым погружением. Возможно, это подведение итогов или кризис среднего возраста, возможно, режиссёрские капризы. Но им надо выговориться, понять, насколько их ценят и понимают, насколько они актуальны.
Сюжет провисает и даже пересказывать его неинтересно. Фильм чёрно-белый. Вуди Аллен играет самого себя под псевдонимом Сэнди Бэйтс. В фильме много людей, каждый из них что-то говорит и говорит очень быстро. Многие просят автограф, берут интервью или предлагают снимать фильм вместе. Личная жизнь Сэнди ещё более запутана. Не считая матери, вокруг Сэнди вращаются сразу три дорогих для него женщины: Дорри, Дэйзи и Изобель. Время фильма тратится ещё и на них.
Главная идея фильма, что в наше жестокое время людских страданий неэтично снимать комедии и быть смешным, ничем не подкреплена. Уровень игры актёров не выше среднего, да и играть тут почти некого. "Ты комедиант, - рассказывай анекдоты", - требуют от Сэнди. А Сэнди хочет прорваться сквозь сети стереотипов и снимать то, что хочет.
Сюжет вертится вокруг Сэнди, известного комедийного режиссера, который не может больше снимать комедии. Наблюдая вокруг себя одни только людские страдания, у Сенди опускаются руки, он больше не может веселить зрителей. В своем новом фильме режиссер намерен затронуть волнующие, личные проблемы, однако, все окружающие его люди, от менеджеров и агентов до офицера полиции и космических пришельцев, все просят его снимать смешные фильмы. Тут еще, отель «Звездная пыль» устраивает в честь режиссера уик-энд, на который Сэнди отправляется с большой неохотой. Тем не менее, выходные у моря дают ему шанс оглянутся назад, разобраться в себе, вспомнить детские мечты, пересмотреть свое отношение к смерти, а главное - любви, прошлой и настоящей.
Комик который устал делать комедии… Подобная ситуация была с Алленом, который после успешной «Энни Холл» снял свой первый «бергмановский» фильм «Интерьеры». Можно понять негодование зрителей, которые ждали интеллектуальной комедии, а получили камерную драму, наполненную психологизмом в духе Бергмана. Подобный опыт зрительского недовольства (которые просто не приняли фильм) Аллен гиперболизирует в сюжете «Звездной пыли», где доводит это недовольство до полного абсурда. Многие тогда, чересчур буквально восприняли сюжет «Звездной пыли», а все высказывания Сэнди (которого сам Ален и исполняет), посчитали злым саркастическим ответом на реакцию зрителей.
Что касается содержания, «Воспоминания о звездной пыли», стал примером развития алленовской драматургии, практически обозначив новый жанр, на стыке разговорного юмора и психологической драмы. Главный герой Сэнди, время от времени отходит от реальности и переносится в воображаемый мир своего подсознания. Сцены, сфантазированные Сэнди в своей голове, сталкиваются с его реальными воспоминаниями, вместе образуя личностный конфликт героя. Визуализированные воспоминания Сэнди показывают разные стороны его жизни: востребованного и популярного режиссера, но усталого и грустного человека, обеспокоенного поиском смысла в своей жизни.
Одновременно, именно в «Звездной пыли» сформировался неповторимый разговорный стиль и узнаваемый образ Аллена - актера. Складывавшийся в «Энни Холл» и позже в «Манхэттене», образ маленького интеллектуала-невротика в очках, закрепляется окончательно. А в дальнейшем, путь этого «личного» для Аллена героя, его альтер-эго, пусть даже не в его исполнении, пройдет через большую часть фильмографии режиссера.
В период, конца семидесятых – начало восьмидесятых, заметно проявляется алленовское увлечение европейскими классиками. Он не стесняется наполнять свои фильмы настроением, которое преобладало у режиссеров европейского арт-кино. Аллен не стесняется подражать любимым режиссерам и вслед за психологической атмосферой Бергмана, дает частичку Феллини. Он умело наполняет свой фильм соответствующей атмосферой (а иногда откровенно пародирует ее), а начальная сцена, в которой герой заперт в вагоне поезда, отсылает к похожей начальной сцене из «8 ½». Так же, из этого прекрасного фильма Феллини, Вуди Аллен позаимствовал некоторые сцены, главного героя-режиссера находящегося на пороге кризиса среднего возраста, а так же общую атмосферу, которой свойственны абсурд, гротеск и частичная фантасмагория. Стоит отметить, что Аллен ни сколько не копирует идеи Феллини, а только вдохновляется ими
Вуди Аллен просто уже в самой экстремальной форме автобиографичности. Экстремизм, правда, направлен уже в сторону критиков, продюсеров, даже поклонников режиссера, которые донимают его на протяжении всей картины (от милых «поставьте автограф на моей левой груди» до «вы мой кумир» и выстрела в упор). Критики пытаются найти в его картинах такое, что он туда не вкладывал. Находят и злятся на него, обвиняют. На это герой может только руками развести. У него ведь свои проблемы – продюсеры не дают снимать то, что он хочет. Он хочет снимать драмы (признание в любви не к Бергману на этот раз, а к Феллини), а от него все ждут комедий. Он ищет идеал в сексуальных отношениях, мечется между несколькими женщинами, среди которых очаровательно молодая Шарлотта Рэмплинг с самыми выразительными глазами в мире. Не жизнь, а вихрь, которая закручивает Вуди и всех, кто рядом с ним с абсурдный водоворот. «Я бы обменял свой Оскар на одну минуту жизни». Шикарные диалоги, черно-белая картинка, с которой он расстанется не сразу, и обычно хороший, классический для Аллена фильм, проигнорируем его недовольство тем, сколько ему уделяют внимания. Он того, право же, заслужил.