Москва
6.4

Фильм
Вечность

Éternité, Франция, Бельгия, 2016
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
Описание Афиши
Описание прокатчика
«Древо жизни» по-французски

Прославленные французские актрисы современности — Одри Тоту, Беренис Бежо и Мелани Лоран — снялись у вьетнамца Чана Ань Хунга (живет во Франции, снимает интернациональное кино вроде «Я прихожу с дождем») о трех поколениях женщин XX века, проносящих свои чувства сквозь время. Возвышенная патетика разряда «Древа жизни», за невероятную красоту изображения — практически художественные полотна! — отвечает азиатский оператор Ли Пинбинь, снимавший «Любовное настроение» Вонга Кар Вая.

  • Вечность – афиша
  • Вечность – афиша
  • Вечность – афиша
  • Вечность – афиша
  • Вечность – афиша
Драма
16+
Чан Ань Хунг
7 сентября 2016
24 ноября 2016
1 час 55 минут

Режиссёр

Участники
Все

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Антон Долин
82 отзыва, 82 оценки, рейтинг 1627
25 ноября 2016
И дольше века

Семья застыла в объективе, будто позируя для фотографии — той, которая сохранится на долгие десятилетия, когда этих людей уже не будет. Легко представить, как потомки напряженно всматриваются в их лица, пытаясь прочесть там предчувствие будущей судьбы, но вместо этого находят сбивающую с толка безмятежность. Отправная точка для истории, которую историей-то толком не назовешь. Слишком обычны герои этого фильма. Женятся по любви или расчету, съезжаются, рожают детей; венчаются в церкви, крестят там потомство, потом оттуда выносят по направлению к кладбищу более или менее нарядный гроб. Проходят годы и жизни. Проходят два часа фильма под названием «Вечность».

Заявка, кажется, была слишком амбициозной, неосуществимой в принципе: что-то наподобие французского «Древа жизни». Литературная основа — роман Алисы Ферней «Элегантность вдов», в ролях — самые именитые актрисы Франции: Ирен Жакоб, Одри Тоту, Беренис Бежо, Мелани Лоран. Семейная сага, эдакое «Аббатство Даунтон», «Сага о Форсайтах» или, скорее, «Ругон-Маккары», «Семья Тибо» (материал-то французский), утрамбованные в формат полного метра. Режиссер для такой задачи выбран нетривиальный. Конечно, Чан Ань Хунг считается на своей второй родине французом и живет там с 13 лет, но полюбили его за восхитительную «вьетнамскую трилогию», взявшую топовые призы в Каннах и Венеции. «Аромат зеленой папайи», «Велорикша», «Вертикальный луч солнца» были пропитаны духом мифического детства режиссера, которое он помнил смутно и виртуозно воспроизводил в съемочных павильонах неподалеку от Парижа. Потом эта прустовская колея приняла откровенно фантастическое направление: Чан Ань Хунг стал грезить о местах, временах и мирах, где никогда не бывал.

Сперва в несуразном и поэтичном англоязычном неонуаре «Я прихожу с дождем» — о криминальном Гонконге, потом в удивительно адекватной первоисточнику экранизации «Норвежского леса» Харуки Мураками — о японских самоубийцах в 1960-х, а теперь — о повседневной жизни французской буржуазии начала ХХ века. Режиссер с возрастом окончательно растерял свой мечтательно-рок-н-ролльный задор, ранее озвученный меланхолическими песнями Radiohead (они звучали в трех его фильмах), и вместо этого отдался романтическим наигрышам европейской фортепианной классики — в «Вечности» за кадром Гендель и Бах, Бетховен и Лист, Рихард Штраус и Дебюсси. Под этот, в сущности, идеально банальный саундтрек голос рассказчицы негромко повествует о столь же тривиальных жизнях двух счастливых супругов, Жюля и Валентины, а потом — об их потомках в пяти поколениях. К слову, голос принадлежит Чан Ны Йен Кхе, жене и музе режиссера (здесь она еще и «художественный директор» картины), раньше — постоянной актрисе его фильмов и вообще одной из самых красивых женщин на земле.

Странное дело: для нас, европейцев, рубеж XIX и XX века — времена fin de siècle, бунтарского искусства, авангардных идей, революций, терактов и мировых войн. А для родившегося в Азии Чан Ань Хунга, похоже, это эпоха непрерываемой идиллии, счастье обитателей которой — в игнорировании этого бурного контекста. Да, двое сыновей Валентины погибают на неназванной войне, но к этой утрате она относится с таким же молчаливым стоицизмом, как к смертям других близких и потомков: кого-то уносит болезнь, кого-то несчастный случай. Смерть — неотъемлемая часть жизни, а чередование рождений и похорон, показанных режиссером с равной завороженностью, и составляет для стороннего наблюдателя (будь то автор или зритель) иллюзию той самой вынесенной в заголовок вечности. Она выглядит как идеально спокойный и тихий морской залив, где только что виднелась голова расслабленного пловца, а теперь даже кругов на воде не осталось: был, да сплыл. Эта сцена в фильме, пожалуй, одна из самых сильных именно в силу отсутствия какой-либо эффектности. Вместо нее — поистине буддистская умиротворенность и простота.

Почти бессловесное дефиле выдающихся или по меньшей мере замечательно талантливых артистов обладает гипнотизирующим эффектом. Будто нарочно, чтобы доказать тщетность всех человеческих начинаний, Чан Ань Хунг не дает ни острохарактерной Бежо, ни нервной Лоран что-либо сыграть и превращает в благостного манекена даже известного по фильмам братьев Дарденн виртуоза Жереми Ренье. Между прочим, Одри Тоту, единственной сквозной героине картины, проходящей у нас на глазах путь от девушки до бабушки, такая статичность неожиданно идет — пожалуй, эта работа вечной Амели — самая запоминающаяся после ролей в фильмах Жан-Пьера Жене.

Безусловно, главный и самый активный герой «Вечности» — не кто-либо из актеров, а удивительный тайваньский оператор Марк Ли Пинбинь, снимавший, кроме картин Чана, лучшие работы Хоу Сяосяня и «Любовное настроение» Вонга Кар Вая. То, как он ловит свет в зеленых зарослях сада, как подсчитывает в статичном кадре три отражения героини, читающей письмо о смерти сына, как одним легким движением камеры создает ощущение течения реки, заслуживает отдельной исследовательской работы. И уж точно — всевозможных премий.

Их, увы, не будет. «Вечность» промазала мимо основных фестивалей года и не стала хитом проката во Франции. Это слишком странный фильм, перед которым невольно спасует и зритель, и критик. Даже не скажешь с уверенностью, удался ли он, поскольку невозможно понять, чего именно добивался автор. Ни заинтересовать, ни тем более растрогать кого-либо этими персонажами-контурами без характеров и голосов невозможно. Подчеркнуто звездный кастинг никак не оправдан. Мысли о жизни, смерти и вечности — общие места, знакомые даже ребенку. Но, возможно, об этом и снимал свою «Вечность» Чан Ань Хунг? О вечном возвращении клише, составляющих любую судьбу и ничуть не препятствующих счастью. О тихой радости жизни без событий и потрясений. О буржуазности как рае. Если так, то в этом есть что-то парадоксальное и изумительно утешительное.

5
0

Отзывы

7
Бондарев Андрей
249 отзывов, 1712 оценки, рейтинг 296
16 октября 2016

С точки зрения вечности, похоже, наши жизни представляют собою череду рождений и смертей - мы ничего не узнаем о героях, кроме того, что они рождались, женились, привязывались друг к другу, рожали детей и умирали. Неспешный закадровый голос будет посвящать нас - очень обрывочно - в мысли героев и - еще обрывочнее - в их характеры, но они лишь тени ушедших эпох, размолотые колесом времени зерна сегодняшних поколений. Об этом ли фильм? Или о том, что такое материнство, каково вынашивать ребенка и потом видеть, как он умирает - или вообще не появляется на свет - или забирает жизнь у тебя? Или о том, как жили женщины высших сословий из прошлого, чьи жизни целиком и полностью были посвящены продолжению своего рода? Или, что вернее всего, он о стойкости и принятии хода этого безумного колеса времени, как бы беспощадно оно ни было? Пожалуй, да, он об этом.

5
0
9
Марк Волохов
14 отзывов, 16 оценок, рейтинг 41
21 ноября 2016

Довольно редко прокатчики в наше время отваживаются выпускать в кино такие фильмы, но храбрецы есть - и это очень здорово.
Дело в том, что "Вечность" вьетнамца-эмигранта Чань Анг Хуна, это зрелище в его первозданном виде, чистая красота кинематографа, восточная медитация, соединившаяся с европейской историей. Тем кто ищет банальную и пошлую мелодраму, этот ильм лучше пропустить,а вот настоящих ценителей прекрасного этот фильм не может оставить равнодушными.
Это - портрет самой жизни, данной в неспешных долгих и бесконечно красивых кадрах. Перед нами проходят несколько поколений, несколько семей, запечатленных с размытой и неуловимой грацией импрессионизма, где рисунок света на обоях или на сервизе в глубине комнаты также важен как и крупный план прекрасных героинь:
Валентина (Одри Тоту), ее дочь Габриэль (Бежо) и невестка Матильда (Лоран).

Ближайшая ассоциация - это, конечно, "Древо Жизни" Малика, где плотное музыкальное сопровождение и нелинейный монтаж работали над созданием впечатления, а не драмы. Так что если вам понравился Малик, то обязательно сходите и на "Вечность".

3
0
3
Георгий
708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2304
26 ноября 2016
Куртуазное говно

В начале хочется написать о красивой работе оператора, потрясающей природе южной Франции и удивительной красоте деталей интерьера, но впоследствии тело безвольно растекается в кресле с одной единственной мыслью: "Фу, какое же это бесконечное говно без намека на революцию в сознании о женской судьбе -- фильм о телочках и про телочек". Сознание заставляет тело подняться и зрительный зал покинуть.

2
0
7
YAD
144 отзыва, 441 оценка, рейтинг 503
23 сентября 2017

"Франция которую они потеряли". Безумно красиво снятый фильм с тремя самыми, пожалуй, талантливыми и эффектными актрисами Франции на сегодня, и столь же жутко экзистенциально тоскливый. На Лазурном (?) побережье в густой тени сада на протяжении века мужчины заняты как-будто исключительно тем, что женятся на женщинах (для современной Франции не вполне актуально), а женщины рожают одного за другим детей, и как-будто нет ни Первой, ни Второй мировой, нацистской оккупации и движения Сопротивления (только похоронки приходят на двоих сыновей) и лишь медицина не дает пока спасать жизни детей, подхвативших лихорадку и т.п., а некоторые из мужчин тонут посреди бела дня и полного штиля в лазурной, как-будто на пленке Technicolor снятой, воде залива, и рядом нет ни спасателей, ни кого-то, умеющего плавать. Интересный взгляд этнического вьетнамца на belle France, вольно или нет намекающий на те черты менталитета, кратко характеризуемые как "пофигизм", которые стали одной из причин сегодняшних проблем вроде тех, что имели место в Париже и Ницце. Чан Ань Хунг с большим старанием и любовью к оригиналу нарисовал идиллический портрет нескольких поколений французов, обрамив его минорной музыкальной классикой - может быть для того, чтобы теперешние они осознали, что от их некогда блестящей цивилизации, созданной на осколках Римской империи, скоро мало что может остаться.

1
0
9
Зара Ованнисян
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
27 ноября 2016

Невероятной красоты кино. Мир, в котором нет социальных проблем, супружеских измен, мелочности и грязи. Упоение жизнью, Любовью, семьей. Великолепная эпоха, которую мы потеряли. Так хочется вернуться туда хотя бы на 90 минут.

1
0

Читайте также

Подборки Афиши
Все