Шли финальные титры фильма "Теснота".
- Ну, чо? - сказал Паша.
- Ну, бл#, - только и оставалось что ответить мне.
Я уж не знаю, право, чего там разглядели отборщики Канского кинофестиваля... Модная межэтническая тема? Ученик Сокурова? Взгляд, конечно, очень особый, ничего не скажешь. Но вообще, по большому счету, долго, нудно, история рыхлая, не пойми зачем рассказанная. Вот можно я только про "Ромео и Джульетту" ничего говорить не буду. Потому что... Ну, бл#...
Главный вопрос для меня лично в этом фильме необходимость и оправданность использование снафф-кадров, которые чеченские боевики присылали родственникам жертв, не заплативших выкуп. Я считаю, что это запрещенный прием, и чтоб использовать его, нужны какие-то очень серьезные ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ основания. В итоге у меня создалось ощущение, что это скорее важные кадры больше для самого режиссера, чем, собственно, для фильма. Зачем они в фильме, мне решительно не понятно. Уж на крайняк можно было пересказать это все словами. Но и в этом особой необходимости, как мне кажется, отнюдь нет. Режиссер Кантемир Балагов, по-моему, сам так и не решил, о чем он снимает фильм, и поэтому просто палит по воробьям изо всех пушек. Что, куда, зачем?!
В итоге, если отбросить всю шелуху (а ее в фильме очень много), для меня это история про то, как в патриархальной традиционной (еврейской) семье девочка рождается "мальчиком", а мальчик - "девочкой", и родители не желают этого принять. Точка. Фильм надо сократить хорошенько, выбросить лишнее и сделать ну хотя бы чуть-чуть динамичным. А не этой размазней: а вот я еще чего знаю... Да и звук нормально записать: половину реплик расслышать решительно невозможно, бубнят себе чо-то под нос... Вместо финала титр: что с ними случилось дальше, режиссер не знает (вот же ж молодец-то! А до него дураки-режиссеры-то парились, чем закончить фильм!): уехала ли главная героиня в итоге с семьей или осталась со своим кабардинским "богатырем" - х.з.
Короче:
- Ну, чо?
- Ну, бл#...
P.S.
И да, клипы Тани Булановой - это тоже тот еще снафф!
Прекрасный фильм. Теснота во всех смыслах. Великолепно переданы внутрисемейные отношения, отношения между девушкой и парнем и т.д. Смотреть однозначно.
Лучший Российский фильм года! трогает личносто: тема взаимоотношений матери и детей.
нелюбовь матери, отчаяние ребенка; равнодушие любимца семьи ( это я увидела в фильме)
второе место после "МОНАХ И БЕС"(2016), который я смотрела 3 раза))).
Нальчик. Девяностые. Еврейская община теснится среди кучи других народностей, ходящих ходуном между залпами первой и второй чеченских войн. Мамапапасындочьмашина. Сын на празднике объявляет о свадьбе и уходит с невестой погулять "в центр". Возвращается только его куртка и номер телефона с указанной суммой денег. Мамапапа пытаются спасти его по своему, дочь - по своему, переживая попутно все сразу: сиблинговый конфликт, травму, взросление, пропасть поколений, влюбленность. Машина возит их в конвульсиях - барахля, кашляя и заглухая - туда-сюда по тесным улицам тесного города страны, в которой тесно оказалось жить после распада СССР.
"Чернуха" имеет очень спорные особенности. Есть крайность сменить линзы на самые мрачные, будучи ее адептом, есть крайность напялить розовые очки и надеяться, что трешачка 99 уровня не случится. Кантемир Балагов делает практически невероятное: в тесном специфичном кадре, в который еле еле влезают бубнящие люди (учитель Сокуров, а потому тут бубнят и полифонят вовсю), он показывает многое, на что другие не решались и так, как другие не смогли.
Очень близко, очень страшно, очень интимно, очень тесно и душно он тычет камерой во тьму. Да еще и сразу прям пишет на титрах, как Сэлинджер "Я - человек, я чувствовал, я был там". Это не очень хорошо. Так, по идее, не работает в кино. Этому обычно не верят. Про ужас и тьму надо снимать как Скотт в "Советнике" - говоря о ней с бокалом вина или рыдая на полу номера мотеля, не в силах посмотреть двд, где твоей жене отрезают голову и насилуют одновременно; как в документальном "Акте убийства", где убийца просто рассказывает и показывает на месте преступлений как и кого он убивал во всех подробностях; как в "Вальсе с Баширом" Фольмана - в конце концов - в виде мультика. А тут - пронзительный и долгий взгляд в криминальную трагедию семьи, да еще и с вставками жестоких, реальных, документальных убийств чьих-то сыновей на камеру. Немного - самую каплю - выносимым это делает плохое качество записей, но ведь это так само вышло. (Серьезно, эти четыре минуты многим лучше выйти из зала, водички попить. Это едва выносимо).
Так почему же это срабатывает с этой лентой? Потому что Балагов на первый план выдвигает сестру и через неё другую драму. Почему они любят брата больше, чем меня? Почему они такие тупые? В одной из кульминационных сцен отец говорит героине, что она выросла из родителей. И это правда. В первую очередь это фильм про поколение, которое стало крепче в первых шагах всеобще-принятой индивидуации, заколенное в смене строя, вынужденное быть умнее и шире родителей чтобы выжить, поколение нынешних 40-летних, которым тесно среди одряхлевших идей и отупевших интроектов. Те из них, кто не скололся, не спился и не умер от ножа или пули - вот они смотрят глазами сестры и брата с экрана. Новый стандарт людей, из которых гвозди делать надо.
нельзя сказать, что скучно. скорее слишком приторно и одиноко. нет трагедии, есть бытавуха, решается как всегда слезами и криком
- "В тесноте, да не в обиде",-так народ говорит.
- Глупости он говорит, ваш народ.
Посмотрел. Произвело впечатление очень учебного, очень нарочитого и ориентированного на фестивали кино. Но при этом не плохого.
Учебность (и отсюда нарочитость) выражается в кадрировании, в цветовой символике - довольно навязчиво и не тонко все сделано, как детский пазл, в обилии крупных планов- тут нужно сказать, очень понятно, зачем они (ровно, как и обилие объятий , и именно таких вот объятий) - просто я очень не люблю крупные планы в больших количествах.
В-общем, режиссер использует очень простые технические (именно технические) приемы для достижения своих художественных задач, и использует их в количествах, способных донести режиссерскую мысль до зрителя, что уснул в последнем ряду на 8-й минуте фильма.
Фестивальность выражается выбранной темой. Я строго и серьезно верю, что кабардинец, чьи детство и юность пришлись на конец 90-х , остро нуждается в попытке осмысления этого времени, потому , что нуждается в осмыслении себя. И рад тому, что попытка такая сделана (редкий случай в российском современном кино). Просто тема (отношения национальных групп - да, это лишь одна из тем, но все же), так уж вышло, является хитовой для фестивалей. Но будем считать это счастливым совпадением.
Что точно не понравилось - сцена убийств звучит какой-то ошалелой диссонансной нотой в этом постепенно сжимающемся внутрь себя пространстве повествования. Т.е. идея, опять же, понятна. Но, на мой взгляд, зашкал. И опять же, после этого дальнейшее сдавливание и выход теряют нулевую отметку, сбивается калибровка...
Понравился звук, скупость повествования, смелость режиссера, игра Дарьи Жовнер и актера, играющего ее отца.
4-ку - за смелость заглянуть в это все. Таких фильмов должно быть больше, просто для утилитарной общей пользы.
Это точно не чепуха. Для дебюта тем более. Современная манера съемки, хорошая фактура, живая тема. Правда, утомительно по ритму. Всё время на взводе, то одно происходит, то другое, всё навзрыд. Это может быть хорошо, когда есть одно сюжетобразующее событие, как в Розетте братьев Дардэнов: девочка потеряла работу - девочка её судоржно ищет. Здесь же полно линий и событий и весь этот хоровод, честно говоря, утомляет. Есть хорошая пауза после видосов с казнями Кадырова (которые сами по себе, конечно, сильно воздействуют), когда все герои замирают оцепенев, но её недостаточно, и это ощущение кошмара быстро затирается беготней и суетой. Тем не менее Балагов молодчина, и первая ласточка какого-то свежего кино в нашем отечественном кино-болоте.
Родители очень любят своего младшего сына, а старшую дочь – гораздо меньше. Драматизма этой, в общем, банальной семейной истории придает то, что она происходит в еврейской семье в Нальчике в 1998 году на фоне национальных трений в Кабардино-Балкарии и чеченской войны. Фильм снят узким кадром и в документальной манере (подчеркнутое отсутствие композиции, случайные движения, неудобные ракурсы). Фильм камерный, затянутый, нудный, темный. Тем не менее в фильме чувствуется большой талант. Отличная работа актрисы, сыгравшей главную женскую роль (нелюбимой дочери). Это кино прежде всего для синефилов, поэтому его так высоко оценили в этом году в Каннах. Массовому зрителю фильм может показаться слишком скучным. Впрочем, кто знает, что может понравиться массовому зрителю.
Мне показалось, что картина в данный момент не совсем актуальна. Это скорее андеграудная работа, идеально бы смотрелась лет 10-15 назад, но не сейчас. Особенно для тех людей, кто в курсе того, что происходило в 90-х...
Режиссёр Кантимер Балагов- мальчишка 26 лет, кабардинец из Нальчика, на бухгалтера учился в какой то местной академии милиции... И вот попал в ученики к Мастеру, Сокурову ( Кабардино-Балкарский университет)...
В Каннах отметили и " Тесноту"( дебют) и "Нелюбовь", но мне кажется Балагов сделал Звягенцева однозначно. ..
Тема одна - отсутствие любви, казалось бы само собой разумеющейся - матери к чаду своему, жены к мужу...
В центре сюжета - быт еврейской общины- очень колоритно и сочно показан; и отдельная семья , в которой все крутится вокруг всеми обожаемого сына (на мужа и дочку у мамы любви не хватает)
И все это в атмосфере конца 90-х; Северный Кавказ, национальный колорит ; убогость, серость, обшарпанность , примитивность ...
Хорошо европейским мастерам снимать свои шедевры на фоне прекрасных пейзажей и сказочной архитектуры, а вот Балагов взял и попробовал снять настоящее кино в откровенном "д..."
Крохотные комнатки, кухоньки, узкие коридоры, багажники , ямы , удушливые объятия со спины...и главное - КРУПНЫЕ планы - и все для того чтобы , чтобы создать почти физическое давящее ощущение ТЕСНОТЫ (Тесноты-пустоты-нелюбви-равнодушия)
Из которой, вслед за главной героиней хочется выбраться на свободу! Для неё свобода-это ощущение своей нужности, желание дарить нежность, чувственность, участие в судьбе других, жертвенность, чувство справедливости.
Отдельной глыбой - айсбергом вырастает проблема национальной нетерпимости: в середине фильма герои смотрят видео с убийством русского солдата чеченцами! Отношение к увиденному у героев разное, возникает вялотекущая потасовка, которая ничем не заканчивается...Видимо автор хотел лишь обозначить проблему, но не стал раскручивать...
В целом - очень достойное кино! Думаю Сокуров счастлив за своего ученика.
Очень понравилось! Это драма и легким этот фильм, конечно, не назовёшь... в фильме очень много разных планов , но на меня больше всего произвело впечатление тема одиночества матери выросших и уходящих во взрослую жизнь детей .
Я, может, и Сакурова-то не люблю, ну и выученик его показался мне дурным тоном: траурная песня длиной в полтора часа. Благо, что Кантемир живёт в Петербурге, может хотя бы деньги вернёт.
Местами в "Тесноте" проскальзывают символы, словно взятые из учебника по режиссуре.
В первую очередь, это цвета: цвет Иланы (Дарья Жовнер) - синий, такую же одежду носит ее возлюбленный; в одежде ее брата Давида (Вениамин Кац) со временем проступает все больше зеленого, который символизирует его будущую жену и противостоит оранжево-красному цвету матери. В решающий для главной героини момент на дискотеке она танцует (скорее, конечно, испытывает пароксизм отчаяния, ибо даже музыки в этой сцене нет) в меняющихся сине-красных цветах. Потеря девственности происходит при красном свете.
Теснота, вынесенная в название, проявляет себя с первого же кадра форматом картинки, дальше - объятьями: парню и девушке тесно от родительской любви и законов еврейской общины (создавать семью полагается только со "своими"), они, конечно, бунтуют, и кто-то в этом бунте победит, но проигравший попадет в еще большие тиски, когда, казалось бы, обретена свобода: так сильно поражает открывающееся в финальной сцене фильма чистое голубое небо.
Казалось бы, этого уже достаточно, но что же с историей похищения, которая, судя по совсем не обязательным титрам, была реальна и произошла в Нальчике в 1998 году? Она, на самом деле, описана мутновато и весьма схематично, но между тем придает фильму дополнительное звучание и переводит тему тесноты на новый уровень: тесно оказывается народам на этой планете - никто не хочет делиться своей территорией, но каждый хочет отхватить еще кусок. Что Балагов жестоко иллюстрирует кадрами расправы над "чужими". Вольно или невольно, режиссер попал в волнующую Европу тему беженцев, к тому же сказал об этом достаточно остро. Потому-то и каннский герой...
Теснота, как следствие жизни
Очень тяжелое и тревожное ощущение, не покидает всю картину, и представляет собой "сжатый" комок нервов и страха. Нельзя сказать, что это "чернуха" - картина состоит из ощущений, недосказанностей, взглядов, и прием "любительской камеры" (не в обиду оператору, который снимал так специально, или это его стиль - который, иногда и вовсе мешает прочувствовать моменты), он срабатывает, и возможно, делает тебя участником событий. История, только сначала, кажущаяся запутанной - это "слепок" того времени, где таких случаев, было много и часто, и если поразмыслить походит на один эпизод из сериала про бандитов, где за место полиции, дело расследует и пытается понять беззаботная девушка. Вообще, это картина про "побег": от себя, ото всех (семья героини, в финале решает уехать из Нальчика, в более безопасное место), от той самой моральной "тесноты", которая складывается в закрытых и малочисленных сообществах, и даже в "широте" экрана, который "сжали" для большего эффекта.