Закончилась вторая мировая война и японский народ остался жить в новых условиях, новом времени, новых нравах. Американские базы и американские солдаты оккупировали острова, бары, постели сестер и подруг детства. Впрочем, японцы оказались достаточно гибкими и в новой обстановке видят даже новые способы обогащения. Особенно местные бандиты, для которых мало что изменилось. Поэтому молодой и глупый паренек по имени Кинта (Хироюки Нагато) решает присоединиться к клану якудза, где его быстро начинают использовать для весьма грязной работы. Порой даже буквально – перевезти свиней или спрятать труп. Однако появление больших способов обогащения вводит раскол в клан, а один из больших боссов внезапно заболевает и ложиться умирать в больницу. Кинта носится по городу, получая тумаки и ссадины, мечтая о большом куше, а его давняя любовь Харуко (Йитсуко Йосимура) мечтает найти себе американца побогаче, чтобы избавиться от бесконечной бедности. Правда, как говорят, иногда своих желаний нужно бояться. Переходный и весьма важный фильм Имамуры, который является водоразделом между его глупыми комедиями и историях о сложных судьбах японских женщин, что он начнет снимать позже.
Разобраться, кто же в фильме на самом деле, оказывается не так просто - слишком много на это позорное звание претендентов. С одной стороны, свиньи - это, конечно же, американские солдаты, которые в фильме только и знают, что напиваются в барах и трахают японских шлюх. С другой стороны, сами японские мужчины, как простые люди, так и бандиты - свиньи не меньшие. А как еще назвать людей, которые единственное о чем мечтают, это о том, как бы заработать побольше, даже если для этого придется подсовывать в постели американским солдатам собственных подруг, дочерей и сестер. А вот с броненосцами все гораздо проще. Это японские женщины. Конечно, никакого идеализирования Имамура себе не позволяет и многие героини моральным обликом мало отличаются от героев картины мужского пола, однако для них это совершенно другое - это не способ заработать денег, это единственный способ выжить. А что бы выжить в таких суровых условиях, панцирь должен быть.
В принципе, фильм получился совсем не антиамериканским, как того хотелось бы некоторым, и как то могло бы показаться на первый взгляд. Критике подвергается в первую очередь японское общество, а что касается американских солдат, то они есть, и являются неприятным, но неотъемлемым элементом декораций. Если быть точным, то критикует не все пороки общества, а те, что связаны с попытками найти какие-то новые области интереса, что касаются взаимоотношений с американцами. Это не последний раз, когда автор обращается к такой щекотливой теме для каждого японца, чья сознательная жизнь пришлась на послевоенные годы. Его более поздний фильм “Ну и черт с ним” рассказывает о схожих проблемах, хотя и с другими акцентами и под несколько иным ракурсом.
Смелым получился фильм и с позиции мирового кинематографа в целом. Не секрет, что Имамура, как и многие великие японские авторы, начинал с попыток пересадить наследие голливудских режиссеров (особенно 30-х годов) на почву японского кинематографа. Однако, именно в “Свиньях и броненосцах” Имамура делает шаг в запретные области, заявляя с экрана об абортах, делая главными героями проституток, что в американском кино даже начала 60-х было просто невозможно почти на законодательном уровне - до упразднения Кодекса Хэйнса оставалось еще чуть более пяти лет.
Стилистически и тематически фильм является представителем “новой японской” волны. В главных героях - сплошь оборванцы и представители нижних слоев общества. Действие происходит большей частью на улицах и носит достаточно неприглядный вид. Социальный контекст у фильма просто звенит всеми натянутыми струнами. Картинка фильма предстает в качестве перетянутого канатами конфликтов распадающегося на плоскости урбанистического пейзажа крыш, дождя и бегущих мимо машин людей. Клаустрофобия толкается локтями на поворотах. Того и гляди, да присматривай за своим карманом. Это мир не для слабаков. Хочешь выжить - будь мужчиной с татуировкой дракона, или иди на панель. Других дорог нет. Одзу снимал фильмы совсем в других декорациях.
Фильм, резко изменивший мое отношение к Имамуре. «Нараяма» мне не показалась, хотя финал там и безумно красивый. «Угорь» понравился, но это не то кино, после которого вдруг хочется посмотреть всю фильмографию автора. А «Свиньи» именно такое. Ранний фильм Имамуры еще отчасти жанровое, у меня лежит один его нуар конца 1950-х, любопытно будет узнать, как он начинал. Но что в «Броненосцах» он вырулил в свой стиль, несомненно. Это с одной стороны якудза-фильм со всеми вытекающими: уличные банды, герой-недотепа, его девушка, которую мать уговаривает продаться богатому американцу, труп, который надо спрятать где-то, и который в итоге скормили свиньям. С другой – черная комедия об этих самых городских улицах, где может произойти все, что угодно, и персонажи которых, несмотря ни на что, обаятельные и живые. Они поступают идиотским порой образом, порой отвратительно, но у Имамуры они все-таки очень и очень милые. Достаточно сказать, что якудза-клан в его фильме решил заняться законным ремеслом и открывает свиноферму! А для свинофермы нужны корма, а чтобы купить корм – деньги, и, разумеется, деньги собирают бандиты стандартным образом – рэкетом, за что их ненавидит полгорода. Главный герой на побегушках, на него хотят повесить преступления старших товарищей – труп скидывают в море, но, конечно, он в результате выплывает, и приключения этого трупа оказываются отдельной сюжетной строкой. Герой чудесатый, туповатый, кричащий якудза, которого девушка уговаривает уехать из города и начать новую жизнь. Сама девушка ломается перед перспективой быть фактически проданным белому американцу, стать проституткой или уехать с этим недотепой, преступные замашки друзей которого она не одобряет. Белые американцы вообще тут отдельная радость: город обожает встречать военные корабли в своей бухте, девушки с криками радости бегут навстречу янки, чтобы вечерком потрахаться с ними за деньгу. Якудза-ребята смотрят на них с презрением, но противопоставить им нечего: остается только ненавидеть оккупантов! Страшные моменты, горе, ужас происходящего у Имамуры тоже есть, но в его фильме после группового изнасилования американцами девушка не наложит на себя руки, а извинится перед своим парнем, мол, сама была дура, и тот ее простит! Главарь банды тут вообще песня: он вроде бы как умирает от рака в госпитале, и его горести, которые безусловно настоящие, очаровывают.
Но самое потрясающее - это финал. Убийственный, гениальный финал, где сорвавшийся с катушек наш паренек палит беспорядочно из автомата, а испуганные свиньи стадом давят на главных улицах и площадях людей и бандитов. Река свиней, заполняющая переулки и люди, отчаянно взбирающиеся на мусорные баки в попытке спастись – смех и ужас. То есть, это, безусловно, нуаровый финал, там все печально на самом деле, но это одновременно и очень смешной финал. И после такого финала я, наконец, поймал волну неуловимого Имамуры. Это очень жестокий, безжалостный художник (как и всякий настоящий художник). У него феноменальное чувство черного юмора, которое совсем не в гэгах, не посмешить зрителя ради, а заключено в самих жизненных ситуациях – и ты можешь ужасаться происходящему, можешь плакать, а можешь смеяться. Я сразу решил ознакомиться с другими фильмами 1960-х нововолного японского хулигана, и, судя по другим фильмам (о них ниже), которые я у него посмотрел, темы его интересуют вполне обычные, но при этом человек у него совершенно непредсказуемо ведет. Эта одновременно мисимовская жестокость и герои в пограничных ситуациях – но Имамура, в отличии от литератора-гения, смотрит на людей не как на дурацкие нелепые иероглифы на прекрасном теле мира, силясь разобрать божественное в грязном, в быту, в тех же людях. Для Имамуры божественного вообще нет, он как бы и совсем не мой режиссер по мировоззрению, но снимает так ударно и мощно и смешно, что нет сил отказать ему в его видении. Окей, говорит он, бога нет, люди животные, так давайте покопошимся, что ли, в этом гадюшнике, может, они там не звери уж совсем, может, чё есть симпатичного? И да, и симпатичное есть, и светлое, и грустное, и смешное. Это взгляд исследователя-вивисектора, но для которого черви не всего лишь возможность сделать кандидатскую, а который любит этих червей и за червей не считает.
Достаточно наивный. и где-то карикатурный фильм. Якудза какие-то недотёпы, да ещё и чересчур преданные своим боссам, главная героиня с ментальностью школьной учительницы слишком серьёзна для проститутки, отношение самих японцев к американцам, базирующимся на территории городка, из-за какой-то непонятной политкоректности вообще никак не обозначено. Посему жанр фильма получился размыт, и никаких шокирующих кадров, как иногда пишут, здесь нет. Хотя с толпами свиней, заполонивших центр города в конце фильма, даже несмотря на окружающую драматическую развязку получилось забавно.