Картина посвящена «советской мечте». Героиня Любови Орловой из никому не известной деревенской девушки ценой упорного труда превращается в прославленную ткачиху-стахановку.
Комедия |
0+ |
Григорий Александров |
7 октября 1940 |
7 октября 1940 |
1 час 41 минута |
В высшей степени омерзительный, постыдный и лживый сталинский фильм. Гори оно все синем пламенем, самый простой способ заставить устыдиться прошлого страны.
Неграмотная, но трудолюбивая деревенская девушка Таня, приехав в подмосковный город и поработав домработницей, нашла свое счастье в учебе и коллективном труде. Ее избирают депутатом Верховного Совета... «Я мечтала, чтобы зритель увидел в моих героинях живого человека, а не условную комедийную маску и стремилась вместить в них все многообразие человеческих чувств и качеств женской натуры. Простодушная Анюта ('Веселые ребята'), энергичная Дуня ('Волга-Волга'), трудолюбивая Таня ('Светлый путь') не только смеялись и веселили зрителя. Они страдали, любили, мечтали, и боролись за ясные благородные цели...» – Л.Орлова ('Пресс-информация', М., N3(196)). Рабочее название – «Золушка» не понравилось Сталину, и он предложил на выбор 12 названий, из которых и было выбрано настоящее. На съемках фильма впервые был использован метод «блуждающая маска».
Финал - апофеоз картины: Таня - Золушка со своим Принцем застывают в картинно-красивой позе на фоне скульптуры Рабочего и Колхозницы на Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке.
"Светлый путь" был самым идеологическим фильмом Григория Александрова, настолько откровенно прославляющим и идеализирующим советскую действительность, что даже главный кинокритик не пришел в восторг. Сталину так не понравился фильм, что он даже мягко пожурил Александрова за то, что этой картиной он хотел угодить начальству.
Тема сказочного превращения Золушки в Принцессу - ключевая в фильме. В роли добрых волшебников выступают Секретарь заводского парткома Марья Сергеевна и Председатель Совнаркома товарищ Молотов. В роли Прекрасного Принца - инженер Алексей Лебедев. Есть и другие типичные сказочные персонажи, например, Злодей - некий вредитель, из бывших кулаков. Его разоблачает самоотверженная Золушка. Она трудолюбива, настойчива и отважна. Но если первое качество - от классической Золушки, то остальные - свойства, благоприобретенные в советской действительности.
Очень интересное наблюдение по поводу причудливого хода мыслей режиссера и авторов сценария. Упорный труд, действительно, может принести правительственную награду, славу, почет и уважение, ну, в крайнем случае, превратить обезьяну в человека, но вот превратить деревенскую простушку в Прекрасную Даму - для этого требуется большое напряжение режиссерской фантазии и значительная толика зрительской наивности и легковерия.
Но разве можно было не поверить Ей - Любови Петровне Орловой. В ее превращения зрители верили легко и с удовольствием, так как хотели верить, так как находились под властью ее очарования и волнующей энергии, ее оптимизма и магнетической прелести.