
Предтеча многих моих любимых фильмов. Лиознова словно провела мастер-класс для Вонга Кар Вая, Кристофера Боэ, Джима Джармуша etc. Редкое кино, в котором работа режиссёра не входит в противоречие с работами актёров. И очень важно: три великих наших артиста: Евгений Евстигнеев, Ростислав Плятт и Леонид Броневой.
За что я люблю "17 мгновений весны"? За сцену в кафе "Элефант" - конечно. За эти мелочи и детали:
Серия 1
Штирлиц здесь на секунду появляется с женской сумочкой.
И здесь же становится ясно: оператор и дальше будет снимать словно без подсказки режиссёра, просто и естественно.
Тихонов проигрывает рядом с Ростиславом Пляттом (на мой субъективный взгляд). Возможно, не сам Тихонов, а излишне идеализированный и идеологизированный образ советского патриота
Серия 2
Клаус (Лев Дуров) замечательно слушает детей органиста, причмокивает
Пастор (Плятт) идёт по кирхе и закрывает дверцу – словно случайно. Пособие по Станиславскому
Серия 3
- Женщины во время родов кричат.
- Я думала, они поют…
- Как шахматный партнёр, вы меня не интересуете…
Мюллер кормит рыбок
Серия 4
- Оказывается, у убитых были веснушки, а я не замечал
- Черти, - Мюллер смеётся
Пастор (Плятт):
- Мне вообще не хотелось бы иметь с вами дело
Штирлиц поёт «Ой, ты степь широкая»= героиня Дорониной поёт «Нежность» в «Три тополя на Плющихе». Лиознова повторяется (к счастью)
Серия 5
Борман (Визбор) смотрит в камеру. В том числе и поэтому: «17 мгновений» - предтеча современного авторского кино.
Гиммлер закрывает лицо. У каждого героя – прописанный подробно психологический портрет.
Работу с массовкой здесь нужно отдельно изучать и хвалить
- Что-нибудь случилось?
- Случилось…
Финал (Лиознова практически каждую серию завершает на нерве – нормальный человек не удержится и начнёт смотреть следующую серию)
Серия 6
- Из всех живущих людей на земле, я больше люблю стариков и детей
Лиознова не может обойти даже в фильме про разведчиков тему любви. Лиознова невольно учит всех будущих романтиков от кино снимать сцены невстречи
Серия 7
Берн.
Евгений Евстигнеев.
Серия 8
- Что у меня всё время с этим ящик!? – гневается Мюллер (Броневой) и приковывает внимание до конца фильма. Образ Штирлица проигрывает снова.
Музыка Пиаф. Конгениально
- Ой, узелок, - пастор развязывает узелок на лыжах. Плятт, скорее всего, такой и в жизни. Добрый мудрый красивый старый человек. Таким может быть только родной дедушка.
Штирлиц умывается снегом
Серия 9
Мишки в зоопарке Берна.
Распахнутое пальто профессора Плейшнера (Евстигнеев)
Серия 10
Мюллер!
Серия 11
- Мне лучше знать, с чего начинать! – гневается Мюллер
Музыка Таревердиева
Серия 12
Берн. Черепичные крыщи. Вуаль Кэт. Сухой математик – Эйнштейн в юбке.
Птицы в небе

шикарный фильм! наверное, для всех актеров здесь лучшая их игра . для броневого, это лучшая роль в его карьере однозначно.

Ну наш Болконский дал! Оказывается он шпион советский для немцев, которые помешаны с западом. Теперь ясно всё с нашей второй мировой. Запад помогал и нашим, и вашим. Честно говоря, мечтаю съездить в Париж, Берлин, Лондон, Амстердам. Кстати, я была в не очень популярной стране Бельгии, но там КРАСОТА. Домики с цветочками на окнах конкретно на окраинах. А высотки наоборот, не как у нас, стоят в центре!!! Там в основном живут арабы. Это же вообще непонятно и странно. Ну конечно есть и дворцовая площадь. Очень много готических зданий, похожих на замки, как волшебство. Если побродить по улочкам то увидите много фонарей и бутиков. Есть их символ - мальчик пис, что довольно смешно для россиян. ну вообщем я к тому что, что семнадцать мгновений весны уже прошли и хочется куда-нибудь съездить. Например, в Брюгге. Замечательный бельгийский городок ну в общем я о Тихонове всё. Штирлиц он и всё тут..
Обаятельный Табаков, благородный Тихонов, пробивной Дуров, хитрый Броневой, интеллигентный Плятт, статный Лановой и беззащитный, но мужественный Евстигнеев - великолепный актерский ансамбль, ну а сам сериал - классика советского кино.
В детстве "17 мгновений весны" прошли мимо меня, даже не останавливаясь. Я хорошо помню что его часто показывали по ТВ, но неспешное развитие сюжета, отсутствие драк, погонь и перестрелок почему-то меня от него всегда отталкивали. Потом просто банально не было времени.
Теперь точки над "Ё" замечательно расставились.
Например теперь мне понятно, откуда в народном фольклоре появился особый жанр анекдотов про Штирлица, ибо закадровый голос Ефима Копеляна (атаман Бурнаш из "Неуловимых мстителей"), озвучивающий внутренний голос разведчика, просто не может не вдохновлять на абсурдную сатиру и каламбуры.
Музыка Таривердиева получилась чудесной, особенно хорошо она мне запомнилась в эпизоде с Плейшнером (Е. Евстигнеев), ещё не понявшего своего прокола. Ну а сама походка Евстигнеева - просто высший класс.
Что касается Лиозновой, то у неё получилась странная, можно сказать мифологическая работа. Ведь что получается - отбросив практически всю "темную" сторону этих извергов, мучителей и душегубов, ей удалось показать их какие-никакие человеческие лица, вызывающие порой иногда даже определенные симпатии. Именно это и позволило зрителям считать всех этих Мюллеров, Шелленбергов и прочих Айсманов своими, "родными". Ну не вызывают они ненависти, хоть убей. И можно только фантазировать как Лиозновой удалось мастерски абстрагироваться от всей этой эсэсовской атрибутики и прочей мишуры и избежать при этом попадания на полку. Возможно из-за того что это было время Андропова - время борьбы с диссидентами и инакомыслием, и такой скромный простой советский разведчик как Штирлиц был просто необходим советскому зрителю.
Монтаж сериала по нынешним меркам поражает своим неспешным развитием сюжета, ненужными долгими планами и временами не к месту вмонтированной хроникой (хотя на этом возможно тоже настояли советские партайгеноссе, как с эпизодами про Тельмана и немецкий рабочий класс). Да и любителям достоверности и прочим фетишистам немецкой формы есть к чему придраться - ляпов тут хватает, но ведь суть "17 мгновений весны" отнюдь не в этом - главные роли тут отведены интриге, напряжению, логике и самопожертвованию во имя Родины...

Господа, фильм бессмертен, смотреть всем, кто не видел или видел давно. Пересматриваю второй раз, первый просмотр был в глубоком-глубоком детстве, сейчас воспринимается совсем по-другому. Я вообще не очень люблю фильмы про войну. Особенно те, что сейчас штампует российский кинематограф. Они все какие-то одинаковые, видно, что не по горячим следам снимали.
А в «17 мгновений весны» чувствуется атмосфера того времени, той особой действительности, которой больше нет. Конечно, судить сложно, ибо то время мы знаем только по рассказам бабушек и дедушек. Но абсолютно точно в современных отечественных сериалах про войну этой атмосферности, особого колорита не хватает.
Штирлиц наш, кстати, ничем не хуже Джеймса Бонда. Вячеслав Тихонов – отличный актер: настолько классно передает внутреннее состояние русского разведчика, у которого как у сапера, второго шанса не может быть. И несмотря на то, что знаешь, чем все закончится, интрига не пропадает, фильм до конца держит в напряжении. Смотрится на одном дыхании. В общем, ежели есть свободное время, смотрите и не пожалеете.

Этот фильм не о немцах, не о фашистах.
В одном из интервью Гоша Куценко весьма драматично сказал примерно следующее: Господи, какую страшную вещь мы делаем! Люди, у которых в глаза можно прочесть Станиславского и Чехова, которые общались и учились с лучшими людьми страны, играют нелюдей и отбросы. Не такие у тех людей глаза. Нет там ничего. А мы - играем.
Вот примерно тоже самое можно сказать и про "Штирлица". Особенно противно было смотреть, как по-моему Парфенов устроил тур по "боевым местам" сериала и показывал - вот тут Мюллер жил, а вот тут Шеленберг творил.... тфьу!
Как будто-то бы там жил Броневой или творил Табаков.
Про фашизм хороший фильм снял Ромм. Там лучше видно, как они жили и что творили.
А Лиознова из уголовников (даже хуже) сделала милых приятных людей.
Находясь в одном кабинете с Мюллером, вы бы почувствовали себя скорее в одном кабинете с Чикатило.
Лиознова ни капельки не показала этих людей, этой системы. Она создала миф, сказку и совсем про другое.
Она создала фильм про министерские подковерные игры. Где каждый пытается подсидеть соседа, никто толком ничего не делает и изображает видимость работы, имеет связи с "центром". Она создала фильм про то министерство, где по количеству ложек сахара, в чае, принесенном секретаршей подчиненные догадывались, сколько осталось сидеть нынешнему начальнику.
Где никому нельзя доверять, и где все - временщики, потому что он знают, что их "контору" все равно рано или поздно точно закроют и их "бизнес", будет закрыт. И они потихоньку ищут себе запасные аэродромы.
И конечно же она хорошо показала личную драму одиночества. Штирлиц - глубоко одинокий человек. Он одинок среди умных и веселых сослуживцев, он один со своей женой. Она не за тридевять земель, она рядом, просто она не с ним. Ему противна его работа, (непосредственная работа). Он получает хоть какое-то развлечение в аппаратных играх, хоть какой-то заменитель жизненного азарта и общения. Но и это его особо не трогает. Если бы его это трогало - он бы боялся.
Штирлиц - это образ внутренней тоски и одиночества. Он когда-то ушел от всех, (и от жены), внутрь себя и не вернулся. Он живет в грезах, иногда ему кажется, что он - Бог. Он может заснуть и проснуться когда хочет, он может вызвать у людей любовь и доверие. Он знает то, чего не знают они.
Но это все миф, иллюзия. Потому что мир, в котором он живет и который разрушился изнутри - рушится и снаружи.
И фашисты здесь совершенно ни при чем.
Встреча в кафе с женой. У Борхеса есть рассказ, когда он пожилой, встречается с ним самим же молодым. Встреча в кафе, это как будто немой диалог между двумя людьми, которые рядом, но далеко. Пытаются выяснить вопрос - они любили друг друга или все еще любят друг друга. А если любят, то почему так живут?
Если бы они говорили, (хотя словами всего скажешь) у них наверное бы следующий диалог:
http://www.youtube.com/watch?v=57iuKb_nVKk
Она: Я же знаю, ты - хороший.
Он (с каменным лицом): Да, но ты никогда не изменишься,... да и я не изменюсь.
ps: Про чекистов. Мне кажется, что этот фильм даже не про чекистов.
В свое время меня поразили слова одного генерала КГБ про Ли Харви Освальда, (примерно следующие). Он сказал: Мы его не завербовали, потому что он слабо поддавался манипуляции.
И мне подумалось, значит главная черта Агента, не быть смелым, умным, находчивым и т.п. а быть подконтрольным и поддаваться манипуляции.
И в этом смысле Штирлиц мне никак не видится образцовым "Агентом".
С одной стороны вроде плохо, что она излишне романтизировала образ, с другой стороны может и хорошо - если сами чекисты время от времени "чистят себя" под Штирлица.
Даже не надо ничего хвалить. Просто включайте и смотрите. В этом многосерийном художественном фильме есть всё. Пару лет назад посчастливилось посмотреть его полностью в кинотеатре "Октябрь" на огромном экране, 8 и 9 мая. Шедевр.
Штандартен-фюрер Штирлиц - агент российской разведки. Ему поручается помешать сепаратным переговорам между фашистами и Европой о заключении мира, которые проходили втайне от нашей страны. Параллельно Штирлиц спасает попавшую в плен русскую радистку. Ему придётся приложить все свои усилия и профессиональные навыки, чтобы проворачивать все эти операции так, чтобы не попасть в грязные ручищи немецкого командования. Идёт 1945 год.
Эту картину сложно оценить, так как её не с чем сравнивать. Она в своём роде уникальна. "Семнадцать мгновений" - это потрясающая 12-часовая история об ужасах войны, любовных страданиях и хитроумных шпионских играх. Звучит не очень-то оригинально, но выглядит потрясающе: фильм искренен, трогателен и глубок.
Отдельное слово про артистов. Но тут даже и не знаешь, что сказать - все сыграли просто восхитительно. Евстигнеев, Тихонов, Табаков, и, конечно, Броневой, соединяются здесь вместе в абсолютно несокрушимой мощи альянс, найти которому равных - задача сложнейшая.
Никак не забыть и про музыкальное оформление, которое столь же прекрасно. На протяжении фильма звучат одни и те же песни, но чудесным образом не надоедают, так что смело можно говорить, что композитор Таривердиев и Иосиф Кобзон прекрасно прочувствовали дух "Мгновений".
Таких сериалов сегодня практически нет. Зато есть "Универ", "Не родись красивой" и "Барвиха". Единственное, что смогли сделать - это разукрасить "Семнадцать мгновений весны", на что были потрачены несусветная уйма денег и времени. Не понятно зачем этим надо было вообще заниматься (расширяли аудиторию, что ли?Но тот, кто не мог и не хотел смотреть в чёрно-белом, вряд ли польстится и посмотрит все 12 серий, хоть ты и разукрась их во все цвета радуги), но спасибо и на этом.
Первый наш сериал! Качественный, прекрасно снятый! Что ещё можно сказать? Не знаю, когда дождёмся такого же сериала!

Скоро 23 февраля и по сложившееся традиции этот фильм обязательно покажут на каком нибудь телеканале, так как это один из лучших фильмов о войне. Кто то бил фашистов с оружием в руках, а кто побеждал их силой своего интеллекта и этим борцам невидимого фронта посвящён это фильм Главный герой фильма Штирлиц стал уже нашим национальным героем, одним из символов победы в этой войне.

Это один из лучших фильмов о войне. В нём показан настоящий враг: умный, сильный, коварный, а не такой как его показывают во многих фильма; недалёкий и тупой. И чтобы победить такого врага, всегда надо было быть на шаг впереди, просчитывать множество ситуаций. Штирлица замечательно сыграл в фильме Вячеслав Тихонов. На мой взгляд это была его лучшая роль.

Мой любимый актер, моя любимая музыка, мой любимый фильм! Периодически пересматриваю его и каждый раз открываю что-то новое, такого больше уже не снимут.