Историческая драма про объединение разрозненных племен славян для борьбы с хазарами под руководством Всеслава.
Исторический, Драма |
12+ |
Геннадий Васильев |
31 марта 1986 |
31 марта 1986 |
2 часа 28 минут |
Русь изначальная
СССР, 1985, 2 серии, 140 мин.
Ещё один историко-приключенческий художественный фильм режиссера Геннадия Васильева.
По мотивам второй одноимённой книги трилогии о Руси Валентина Иванова (1966).
Первое, что хотелось бы отметить, это чудесная музыка Алексея Рыбникова. В фильме присутствуют две сюжетных линии: события в Византии VI века н. э., и история славянского воина Ратибора. Изложение идёт от лица византийского историка Прокопия Кесарийского — очевидца и летописца описываемых событий, автора «Тайной истории». Кстати, содержащей критику императора Юстиниана и его жены Феодоры.
В столице Византии происходит народное восстание Ника, на площади Ипподром, площади Быка в Константинополе не было. Яростное восстание, которое попытались изобразить в фильме, по масштабу и показу тянет на слабенькое отражение митинга средней руки в провинциальном городишке. Блистательный Царьград напоминает руины какого черноморского городка и картонные декорации никак не передают его величия.
Образ Иоанна автор спутал с казначеем Юстиниана Нарсесом. Если Нарсес это тот жалкий евнух, то тут тоже все не так, Прокопий Кессарийский описывал его как человека сильного и энергичного, который являлся наверное лучшим полководцем Византии в ее истории. В фильме вообще почти все византийцы сплошь подлецы и трусы.
Роль императора Юстиниана Великого (527—565 гг.) исполняет Иннокентий Смоктуновский, а роль императрицы Феодоры исполняет Маргарита Терехова. Здесь сразу необходимо отметить, что в 532 году Юстиниан был гораздо моложе. У Юстиниана и в помине не было завоевать славян, они сами перешли Дунай и напали на Балканский полуостров, а Велизарий сумел их успешно отбить. Перешедшие Дунай славяне почти никакого отношения с Русью не имеют, это предки современных балканских славян, так что фильм должен был называться скорее «Хан Аспарух».
Жемчужина славянского кинематографа. Великолепная подборка актёрского состава. Очень тонко подмечена сущность славянской души. Музыка потрясающе вписалось в повествование ленты. Показано то время, когда зарождающемуся славянскому государству предстоит противостоять внешним завоевателям, и приходится в который раз доказывать своё право на свободу.
Именно такого фильма очень не хватает современной России. Фильм с идеей, наполненный любовью к своему отечеству, народу и его истории (пусть она и несколько мифологизирована в фильме), его культуре, истории его культуры.
О древней языческой Руси, которая охраняет свою свободу и самобытность от тех, кто очень хотел бы поживиться ее богатствами, сделать ее людей рабами и физически, и духовно.
Не политкорректное кино, по нынешним то временам.
При этом с учетом современных возможностей в наши дни такой фильм можно было бы снять еще зрелищнее.
Правда, что бы снять подобный фильм и режиссер должен быть, во первых личностью не мелкой, во вторых с искренней любовью к своей стране и народу.
Ну именно поэтому вряд ли такой фильм сейчас смогут снять.
Фильм с очень глубоким смыслом, показывающий жизнь наших предков, в том ракурсе, который хоть немного должен быть в нашей исторической памяти. Почитание предков, честь, сила и отвага, но, в тоже время и великодушие. Все это было заложено в наших пращурах. Фильм обязателен к просмотру всем, кто интересуется историей.
Художественно-разоблачительный фильм "Русь изначальная" - это серьезный и глубокий кинодокумент, в котором содержатся два историко-документальных пласта, при тщательном изучении которых можно восстановить подлинную картину ключевых событий и лиц важных периодов в отечественной историографии. Первый касается непосредственно развенчания колониальной полит-мифологии, в частности, карамзинского (канцелярско-синодского) фэнтези о древнеславянской племенной системе, из которой, якобы, вышла русская современная культура при содействии (никогда не существовавшей) римско-греческой цивилизации, в значительной степени выдуманной арийскими идеологами по заказу островных кураторов. Второй аспект, не менее интересно-познавательный, относится к упаднической эпохе середины 80х, одними из главных символов которой в стране являлись как "афганская война", выдуманная медиа-политологами для сокрытия территориального передела на окраинах империи романбургов, что сопровождалось массовыми преступлениями со стороны казачьих банд по отношению к местному простому населению, о чем ни один диссидент-антисоветчик (как и патриот-государственник) не заикнулся ни в начале, ни в период разгара так называемой гласности. Так и очевидный для всех к тому времени кризис порядка раздела оккупированной территории на цыганские анклавы-республики, внутри которых зрело недовольство произволом этно-клановых марионеточных правительств, чем активно пользовались в своих интересах помещики-монополисты, по заказу которых в социалистическом лагере формировались так называемые антитоталитарные национально-освободительные движения в целях укрепления военных границ-застав по всему периметру закрытого пространства под видом защиты малых этносов и стабильности в европейском регионе. В этом фильме как раз показано, что в действительности скрывалось за так называемыми подвигами советских воинов в борьбе с моджахедами за интернациональный долг и фашистскими популистскими идеями, которые широко начинали распространять в позднесоветский период в среде пролетарско-крестьянской невежественной молодежи о необходимости "объединения восточнославянских народов перед угрозой поглощения их арабо-кавказским мусульманством". Главным образом для того. чтобы отвести внимание от вопросов искусственного разделения населения внутри демократических княжеств. Суть повествования кроется уже в самом названии кинокартины, отсылающим к подлинным истокам разграбленной и практически уничтоженной на этой части территории варварами-захватчиками настоящей культуры. Наши артисты великолепно передают важные факты о том, что настоящие "этруски", которыми являлись жители захваченных развитых областей, являлись заложниками оккупационных властей, устанавливавших жесткий карательно-фискальный порядок. Меченосцы-грабители казнили местных самостоятельных жителей, чье имущество отбиралось в городскую казну в личных нуждах пиратской венецианской знати, как показано в эпизоде с публичным убийством отца обездоленного семейства, "добро" на осуществление которого повелительным олимпиадным жестом дает языческо-христианский император. Что провоцирует неизбежную смуту, в которой запланировано гибнет еще один заложник хитрых политических комбинаций геральдической купеческо-библейской хунты, члены которой устраняют своих соперников и конкурентов из числа уважаемых населением местных людей, заставляя их участвовать в своих сомнительных ациях, чтобы затем сделать их виновными во всех своих криминальных аферах, как продемонстрировано на примере трагической судьбы племянника василиска Ипатия. Неслучайно датско-нормандский наместник Юстиниан говорит, что им нужны славяно-хазарские рабы для обработки земли и несения охранных обязанностей. Для чего на всех пограничных заставах формируются боевые легионные отряды кочевников-опричников, выполняющих все приказы колониально-имперского командования. В фильме отлично показано, что так называемые "древние русичи" - это варяги-готы, которые обозначают лесными расписными идолами свои смотровые военные пункты, и действуют за одно с татаро-азиатскими цыганами (общаясь с ними практически на одном примитивном птичье-животном языке охотников и разбойников), которые внедряют по заказу своих северо-западных хозяев на колонизированных землях таборно-крепостной быт, состоящий из общинных трудовых монастырских поселений. Недаром в одном из эпизодов славянский старик прямо намекает, что все крестьянские "исконные" избушки-срубы вокруг - это результат полной феодализации всего жизненного уклада в рабовладельческих ханствах, где процветают дикие звериные нравы на месте бывших сожженных и разоренных домов. Неслучайно жестокие монголо-хазары, убивающие и насилующие русских женщин и детей, выглядят как свирепые кровожадные чеченцы из числа "репрессированных сталинским режимом" лагерно-военных бандитов, тренировавшихся на закрытых десантных горно-полевых базах. Поэтому одна из выживших жертв набрасывается на белокурого "росича" в темном рокерском обмундировании, обвиняя его наряду со степными дикарями в зверствах, так как львиную долю военных преступлений в отношении грамотного русского населения в приграничных зонах совершало пьяное наркоманское бородатое быдло в тельняшках, амулетах и наколках. И не зря казахстанско-узбекский "китайско-сибирский" султан-бай говорит, что здесь правят жестокие законы степи, что абсолютная правда, так как РСФСР была только жалким зависимым полисным анклавом наряду с прочими кишлачно-хуторскими национальными республиками-автономиями (как его наследница РФ), и не более того. И "объединитель славянских племен" с ироничным именем Всеслав выглядит и ведет себя как типичный вотчинно-варварский "средневековый" король-наемник, который поставляет своему хозяину-колонизатору живую скотную силу для охраны и хозяйства. Одна их самых мощных по смысловому художественному содержанию-посылу сцен фильма - это выстраивание как на парадно-аренном плацу папуасского отряда, символизирующего по остроконечной форме и цветовой гамме фашистский гвардейский элитный полк. Командира которого торжественно награждает высочайшей грамотой дворцовый начальник Трибониан за верное служение византийскому турецко-италийскому престолу. В историческом киноматериале "Русь изначальная" фолковая эстетика в отличие от современных голливудских крупнобюджетных скандинавских эпосов про комиксовых диснейлендовских скифов-викингов, подана исключительно точно и содержательно. Что. без сомнения является заслугой представителей театральной интеллигенции, сумевших донести до образованных зрителей накануне запуска реставрации "белого" монархизма, что из себя на самом деле представляет прусско-османский миссионерско-чекистский проект "Россия, которую мы потеряли в 1917 году", официально запущенный уже во второй половине десятилетия курляндскими нацистами - носителями славянских дворянских благородных старинных традиций.