Трагикомедия |
16+ |
Арно Деплешен |
16 мая 2008 |
2 часа 32 минуты |
bacfilms.com |
Неврозы и психозы, душевные травмы и недушевные болезни, семейные секреты и интриги. Перед зрителем - семейный французский фильм с великолепнейшими французскими актерами и с невероятнейшим французским колоритом. Деплешан, конечно, - не Озон, но и не Кравчик, и даже не Клапиш: через двадцать минут после начала, я откровенно начал зевать. Смотреть на французском было крайне сложно: сюжет крайне запутан и перенасыщен реверсивными отсылками и многослойными диалогами, подобно книге Маркеса 100 лет одиночества, разобраться в отношениях героев непросто. И делать это банально просто не хочется.
Обманчивое название творения Арно Деплешена на поверку оказывается запутанной семейной драмой, замешанной на смертельных болезнях, предательствах, погибших детях, изменах и цинизме. В «Рождественской сказке» праздник лишь повод собрать огромную семью под одной крышей и в течение двух с половиной часов препарировать давно развалившиеся отношения.
«Рождественская сказка» собрала всю плеяду топовых французских актеров во главе с матерью семейства, дивы Катрин Денёв (Юнон). Ее героиня, женщина бальзаковского возраста, умирающая от дегенеративного рака, и отчаянно ищущая трансплантат костного мозга. Естественно среди родственников лишь два самых «неподходящих» донора, чей материал можно использовать: шестнадцатилетний внук, страдающий психическим расстройством (Поль) и сын, от которого давно отреклась вся семья, не только за воровство, но и за всепоглощающий цинизм и пристрастие резать правду-матку. Роль сына-алкоголика, одного из трех детей почтенной французской семьи, взял на себя обаятельный Матье Амальрик (Анри), умудрившийся остаться чертовски милым, играя сволочь. Еще одна линия конфронтации — Анри и Элизабет, мать Поля, единственная дочь Юнон и ее мужа Абель. Когда расплатившись с долгами Анри, Элизабет перед судьей заявила, что больше никогда не хочет видеть своего непутевого брата, а значит, по сценарию, Рождество обещает быть веселым.
Также в эпицентре событий младший из детей Юнон, Иван (Мельвиль Пупо, «Время прощания», «Убежище») — диджей, женатый на милой Сильвии (Кьяра Мастороянни, украшающая собой любой фильм, с нетерпением ждем очередной фильм Кристофа Оноре «Моя девочка не хочет», где Кьяре отведенная главная роль»). Сильвии в свою очередь предстоит узнать, как братья, во времена, когда деревья были большими, поделили ее судьбу.
Наряду со всем этим, «Рождественская сказка подготовила еще с десяток героев и еще больше сюжетных ответвлений. Арно Деплешена будто зрители и не волнуют, он всего лишь фиксирует на камеру неделю из жизни семьи Вильяр и флэшбеки, так что создается ощущение, что если ты в этой семье не жил, то и разобраться в ее многочисленном потомстве будет трудно, а значит и смотреть не стоит. Тем не менее, несмотря на запутанный сюжет и явный эстетизм, картина смотрится на одном дыхании, ловишь каждое слово, боясь что-то пропустить, так как из мелочей складывается истина, а за 150 минут важных мелочей набирается воз и маленькая тележка. Арно Деплешен демонстрирует весь индивидуализм европейского протестантского ума, для которого семейные узы являются цепями и путами, и реанимация родственных отношений более тяжелое испытание, чем борьба с раком. Важной деталью для зрителя могут статьи первые слова фильма, принадлежащие Абелю: «Мой сын умер». Джозеф, четвертый ребенок в семье Вильяр, погиб в молодости от рака, а Ивана, младшего сына, родили уже после, так как Юнон всегда мечтала иметь трех детей, вот и получается, что кто-то доживает жизнь за кого-то. И не дай Бог об этом напомнить, тогда рождественский стол превратится в полигон для выяснения отношений. Никто истину, что смерть одного ребенка в семье ложиться проклятьем на остальных и не отменял. Фантомы всегда рядом.
Времени Арно Деплешену на логическое завершение своей сказки, похоже, не хватило. Персонажи появляются и исчезают, так ничего и не уяснив, не воссоединившись и не оставляя надежду, что в следующее Рождество они так же соберутся вместе. Смотря на это макабрическое действо, я радовался, что раньше не купился на название фильма, и не посмотрел его под Новый Год.
Мрачная рождественская история скандального француза собрала не хилый урожай различных премий, ну а кто бы сомневался, что такой сильный актерский состав принесет иной результат. Великолепный сценарий обеспечил фильму Приз Жюри Каннского кинофестиваля в 2008 году. Даже генеалогическое древо с гнилыми яблоками ценно само по себе, потому что нужно слишком много сил, чтобы его вырастить.
Очень долго и занудно. Не самый лучший вариант, чтобы провести вечер. Никогда не понимал режиссеров, кто снимает житейские мелодраммы длительностью в два с половиной часа. Просто пытка. Специально смотрел на реакцию зрителей в зале, так вот после двух часов даже самые искушенные на первый взгляд уже зевали :) .... В следующий раз, когда пойду на такого рода фильм, обязательно захвачу с собой бутылку вина (и всем рекоммендую).