Воспитанница детского дома, насильно выданная замуж за стрелочника, после смерти супруга ищет счастья в объятиях шофера. Криптическая драма женской души от режиссера фильма «Небо. Самолет. Девушка», «Золотой Георгий» на ММКФ-2007.
Драма |
14+ |
Вера Сторожева |
25 июня 2007 |
25 июня 2007 |
1 час 37 минут |
Старый муж-стрелочник, с которым сирота Наташа прожила 19 лет, с тех пор как он забрал ее девятиклассницей из детского дома, помер. Теперь, в 35, она собирается покинуть захолустный полустанок и жить — как хочется. Картина дельной во всем, что касается женских вопросов, кинематографистки Сторожевой, поставившей самый приемлемый для массового зрителя киномонолог Ренаты Литвиновой «Небо. Самолет. Девушка» и, в свою очередь, создавшая у Литвиновой в «Богине» эталонный образ буфетчицы, заткнув за пояс решительно всех своих предшественниц — от Фрейндлих до Волковой. Здесь, в жанре несколько заторможенного жизненного наблюдения, она отрабатывает две взаимосвязанные простые истины. Во-первых, всякий раз, когда женщина ищет свободы, она на самом деле ищет всего лишь еще одного мужчину. Во-вторых, всякий раз, когда такой мужчина находится, женщине нужно помнить: это всего лишь проекция ее текущих потребностей, а не он сам такой.
фильм - чудо волшебное. можно только радоваться, что есть у нас люди, способные снимать такое кино - качественное, красивое, удивительно мелодичное, без оглядок на кассовость, массовость и прочие лакомства.
в зале сидело два человека - я и женщина в очках, очень похожая на Ксению Кутепову. Мы обе досмотрели до последнего титра.
Фильм-настроение, такой неспешный, спокойный, теплый. Мало так фильмов, в которых режиссер не ОРЕТ, не торопится, не навязывает..
Бесподобная игра детей и животных. Девочка Оля - это просто пять!!!
А у Кутеповой очень красивые глаза.
Обычно нравятся фильмы, в которых находишь себя. Я совсем не ассоциирую себя с героиней, я бы совсем по-другому жила. Но история меня тронула. Потому что она правдива, поступки искренни и наполнены смыслом. Ни одного притянутого за уши эпизода я не увидела... Ну, разве что красный шарик.. явно для красоты.. пятно краски. Ну и ладно, Бог с ним.
Хочется сказать спасибо за фильм. Он меня обнял, дал силы, дал ощущения осмысленности жизни.
И еще захотелось в Боровск срочно.
Будто бы фестивальное кино. То есть кино, которое создавалось с четкой установкой, что это будет продукт «немассового» фестивального формата. Будто бы о том, как деревенская женщина пережила второе рождение и открыла себя в себе… Но что-то не сходится, не получается.
Будто бы, красиво и созерцательно снято. Но красота воспринимается как сделанная декоративность - можно разрезать фильм на кадры и развесить по стенам в качестве миленьких постеров, а созерцательность – как набор клише, прилежное, но не прочувствованное подражание образцам. В этой пустой созерцательности нет нет ничего - ни звенящего в ушах эмоционального аккорда, ни орнамента, ни образной логики, ни развития, ни символизма.
Поэтому сразу хочется ерничать и придираться к мелочам. Слишком уж у героини аристократичное лицо для станционной обходчицы из безымянной глуши, слишком уж много сюжетных несостыковок (от которых ничего не отвлекает), слишком уж стыдливые и холодные сцены секса…
«Мы женщины на 90% притворяемся в постели, выглядим при этом ужасно, и на кино это совсем не похоже» - выдала себя на «Закрытом показе» одна из защитниц «Путешествия с домашними животными». Людям, которые так думают, не стоит снимать кино про "женскую природу". Поэтому им и приходится отбиваться от здравых претензий банальными общими фразами вроде «Ну, это путь женщины к любви, куда женщине без любви?…».
Хорошо сказала одна тетка по поводу фильма. «Это очень женское кино в том смысле, что совершенно поверхностный и незамысловатый посыл упакован в излишне многозначительную обертку». Я бы добавила, что это фестивальное кино для читательниц журнала Космополитан.
Единственное светлое впечатление – присутствие в кадре пятилетней девочки. Вот за кем современным режиссерам надо бы побольше наблюдать, чтобы научиться вдыхать жизнь в свои произведения.
Эпиграф: «Живое всегда гадит»
На «Закрытом показе» Гордона Кшиштоф Занусси сказал, что не может обсуждать творчество коллеги, и предложил обсудить тему роли мужчин и женщин в обществе. Обидно, что никто из «наших» это не услышал.
Я хочу упрекнуть создателей фильма в пропаганде очень опасного типа поведения женщин.
Постараюсь коротко:
1. Героиня 15 лет смогла прожить с «мертвым» мужем (он всегда был мертвым – его смерть в начале фильма – точная находка авторов, за что им респект). Но живому Дюжеву с первого раза не простила, что он наступил ей на мозоль. Хоть он это сделал (нагадил) нечаянно, в приливе чувств и фантазий (кстати, не серьезных, детских) о совместной жизни.
2. А ведь не зря терпела – наследство получила. То есть муж он нужен, что бы деньги давал. «Живые» мужья нам, женщинам с глубокой внутренней духовностью, не нужны. Примитивные они (мужчины). Детей, правда, без них не получается (даже у детдомовских есть отец). Тут бы написать, что по этому поводу думал дедушка Фрейд, но не буду …
3. Мечта старых дев – завести себе чистенького ребеночка, чтоб не гадил, а сидел себе картошку чистил (помогал по хозяйству, видимо, вместо мужа) да с собачкой играл, пока дева (или как ее тут назвали «Мадонна») будет предаваться созерцанию окружающей среды, кстати «мертвой».
4. А ведь ребеночка купила, как ее когда-то. И деньги из того же источника. И ведь без денег ей ребеночка по нашему законодательству (слава богу) давать не должны. Ребенок должен расти в полной семье. Без отца дети вырастают неполноценными, как сама героиня. На обсуждении в «Закрытом показе» помянули фильм «Возвращение». Вот это очень правильный фильм. Там брат предал брата. Мать поняла, что детям не хватает внутренней опоры – Отца. Если посмотреть последние кадры фильма, где показывают фотографии их поездки, то на них нет отца. Фактически Отец мог и не возвращаться. Отец должен быть в голове у матери (опять Фрейд – «эффект фотографии на каминной полке»). Мать взяла детей, оживила утраченного отца, они все вместе пережили это, пережили смерть Отца. Но Отец остался у детей в душе, и дала его им Мать. Я ей восхищаюсь.
Так что «Путешествие…» - хороший фильм. Все - Правда. И название хорошее – не может героиня жить с людьми, только с мертвыми или животными. Только авторы эту правду перевернули и большинство не поймет, что главная героиня – чудовище, которое вот так о себе думает, как это снято.
«- Жить надо любовью и по любви
- Как это?
- Кабы знать.»
Рецепт легко найти в фильме. Фильм для меня открытие актрисы, открытие режиссера, открытие сценариста, открытие оператора, открытие монтажера....
Удивительно, что такая работа прошла практически незамеченной в России. В Венеции этот фильм однозначно попал бы в мейнстрим современного европейского кино. У нас не Венеция, поэтому в зале всего 7 человек, которые хотят узнать секрет настоящего счастья.
Счастье вокруг тебя – оно в красном ушастом воздушном шарике, в том, чтобы вскочить в поезд и поехать куда глаза глядят, в том, чтобы телек у тебя был что надо и чтобы дети. И это счастье простое и доступное, не такое как построенная турбаза, своя корова и торговля парным молоком. Можно накопить денег полный бидон и умереть в грязи у железной дороги.
Актриса потрясает – ее героиня раскрывается как цветок – полная пустота в глазах в начале и свет в финале фильма.
Берите лодку и бегите от полных бидонов денег, потому что жить надо любовью и по любви.
Кстати еще одно открытие – Дюжев-то оказывается актер!
Внезапная свобода... Как ею распоряжаются люди? Мудрость женского начала - вот что главное в этом фильме. За кратчайший срок героиня проходит путь человеческой цивилизации, от дикости и отупения жалкого существования к высшей цели Женщины - заботе о слабых и невинных. Да, да!! Именно в этом предназначение Женщины! А не в том, чтобы найти себе породистого мужика.