Пункт назначения













Триллер про подростка с хорошей интуицией
Обычный американский класс собирается лететь в Париж на каникулы. Одному из учеников, Алексу Браунингу, везде чудятся зловещие предзнаменования. Он видит будущее — смерть всех пассажиров парижского рейса. Подчиняясь инстинкту самосохранения, он выходит из самолета и выводит еще несколько человек. Они злятся на него за глупое поведение и испорченные каникулы, пока не убеждаются, что парнишка был прав: авиалайнер взрывается через несколько минут после взлета.
На этот раз нам предстоит разбираться с фильмом, где водка погубила классную руководительницу. Все бы ничего, но, похоже, водку подослал к жертве унитаз-убийца. Вступительные титры созданы, чтобы накаркать крупные неприятности: под похоронную музыку ветер листает страницы книг с достойными школьного туалета надписями DEATH, HELL и т.п. Вперебивку — вращаются лопасти настольного вентилятора, и вы не представляете, насколько пророческой окажется тема вентилятора в роковых событиях фильма. Класс выпускников отправляется на каникулы в Париж. Алекс садится в самолет в холодном поту. Страхи не случайны: через пару минут после взлета происходит катастрофа. В момент взрыва Алекс просыпается в кресле самолета — ему снился кошмар. Он устраивает истерику, его уводят с борта. Пятеро одноклассников и классная руководительница тоже сходят, чтобы успокоить Алекса в ожидании следующего рейса. Пока герои выясняют отношения в зале аэропорта, их самолет взрывается прямо над взлетной полосой. Идеальный пролог для триллера: крупные планы деталей (по обшивке двери ползут трещины, гвоздь болтается в раскладном столике) сгущают напряжение по Хичкоку. Подростковый кумир Девон Сава в роли Алекса играет панику так, что внушает ее. Кинотеатр с рядами кресел уже кажется похожим на самолет, готовый вот-вот взорваться, хочется выскочить на свежий воздух. Нервным лучше выскочить. Мораль о том, что у смерти свое расписание и никому не дано его нарушать, будет прочитана с максимумом истерии. В течение полутора часов в кадре происходит механический балет всего, что может взорваться, дернуть током, зарезать и отравить. Всякий раз, когда герой пять минут не может зажечь электроплиту и, наконец, когда зажигает, а она не взрывается, вздыхаешь громко и с облегчением. Правда, после пролога актерам нечего играть, да и то, что есть, они играют плохо. Но какая, право, разница, когда главные герои здесь — миксеры, бельевые веревки, наборы ножей и электропровода. Унитаз выпускает на пол струю воды, чтобы персонаж поскользнулся на ней и погиб, а потом забирает воду обратно. Водка капает себя в компьютер, чтобы он взорвался перед учительницей. Нервно и смешно: давно обещанный бунт машин против людей. Ближе к концу коварные краны и неистовая проводка теряют чувство меры и устраивают короткие замыкания в режиме нон-стоп, наплевав на ритм, драматургию и саспенс. Режиссер, посчитавший толчок живым актером, поплатился за самонадеянность.
Вот из чего выросли ноги целого жанра. Ну, первый блин несколько вышел комковатый, затянутый и не особенно харизматичный. Вода сама собой, опять же, в унитаз не втягивается. Дальнейшие серии все-таки на порядок любопытнее.
Мы все умрем. Это правда, от которой так хочется спрятаться. Это факт, выметающий все лишнее из жизни тех, кто не пытается его оспорить. И фильм - не катастрофа, а притча в жанре катастрофы. Есть песня Владимира Высоцкого, как раз про это, и даже больше, "СЛУЧАИ" называется. 1973 года - я уже немного ходил и говорил. Это конечно немодно, неактуально, некомильфо. Потому что не комедиклаб.
Мы все живем как будто, но
Не будоражат нас давно
Ни паровозные свистки,
Ни пароходные гудки.
Иные - те, кому дано,-
Стремятся вглубь - и видят дно,-
Но - как навозные жуки
И мелководные мальки...
А рядом случаи летают, словно пули,-
Шальные, запоздалые, слепые, на излете,-
Одни под них подставиться рискнули -
И сразу: кто - в могиле, кто - в почете.
А мы - так не заметили
И просто увернулись,-
Нарочно по примете ли -
На правую споткнулись.
Средь суеты и кутерьмы -
Ах, как давно мы не прямы! -
То гнемся бить поклоны впрок,
А то - завязывать шнурок...
Стремимся вдаль проникнуть мы,-
Но даже светлые умы
Все размещают между строк -
У них расчет на долгий срок...
Стремимся мы подняться ввысь -
Ведь думы наши поднялись,-
И там царят они, легки,
Свободны, вечны, высоки.
И так нам захотелось ввысь,
Что мы вчера перепились -
И горьким думам вопреки
Мы ели сладкие куски...
Открытым взломом, без ключа,
Навзрыд об ужасах крича,
Мы вскрыть хотим подвал чумной -
Рискуя даже головой.
И трезво, а не сгоряча
Мы рубим прошлое с плеча,-
Но бьем расслабленной ругой,
Холодной, дряблой - никакой.
Приятно сбросить гору с плеч -
И все на божий суд извлечь,
И руку выпростать, дрожа,
И показать - в ней нет ножа,-
Не опасаясь, что картечь
И безоружных будет сечь.
Но нас, железных, точит ржа -
И психология ужа...
А рядом случаи летают, словно пули,-
Шальные, запоздалые, слепые, на излете,-
Одни под них подставиться рискнули -
И сразу: кто - в могиле, кто - в почете.
А мы - так не заметили
И просто увернулись,-
Нарочно по примете ли -
На правую споткнулись.
Фильм неплохой. Даже очень. Абсолютно не банальный сюжет, нормальные актёры, кое-где и вздрогнуть можно, яркие моменты присутствуют. Но всё-таки где-то не дотянули...
"Пункт назначения" дал новую ветвь в жанре триллеров с элементом ужастика. В последствии будет снято несколько "Пунктов", но все они имели одну масть - смерть настигнет каждого, и у смерти есть план.
История американских школьников, погибших чуть позже после посадки на рейс неких авиалиний, стала основополагающей для всей сюжетной линии.
Есть персонаж, который увидел в видении катастрофу с кучей смертей. Есть второстепенные персонажи, которые прислушались к его истеричному призыву покинуть самолет. И те, кто, соответственно, погибли, оставшись на борту.
По плану смерти, каждый выживший все равно умрет в том порядке, в котором он погибал в видении главного героя.
И на протяжении всего фильма подростки будут умирать глупой и даже нелепой, но мерзкой смертью.
В целом, картина не страшная. В ней нет привычных нам уже атрибутов хоррора. Но зато есть кровища, вопли и атмосфера. За что спасибо и средний балл.
Все фильмы практически одинаковые. Сюжетная завязка, растянутая на несколько фильмов тем самым исчерпывает себя. Интересны нелепости, в результате которых гибнут герои фильма. После некоторых становится дурно. Некоторые кадры стали культовыми. Когда едешь на машине за грузовиком с брёвнами невольно вспоминается "Пункт назначения". В принципе, неплохой фильм, под настроение.