Маслов Сергей Викторович (Пускепалис), анестезиолог второй категории, как-то неожиданно устал. Жена (Камынина) хочет сына, а куда его в коммуналке. Дочка злоупотребляет косметикой и только что ушла жить к какому-то балбесу. Выпили по последней — права отобрали. У медсестры родители на дачу уехали — но уже и не хочется. Пациенты суют шоколадные конфеты — и куда их девать, а отказаться неловко. Взял халтуру — за пятьдесят баксов делать уколы старому актеру (Броневой), который жилплощадь кому надо отпишет, когда помрет, а тот принялся дилеммы ставить морального свойства. И сидит Маслов на грузинском застолье в китайском ресторане и слушает тосты за человека, который «каждый день совершает честный поступок», — за себя вроде как.
Формально, кажется, драма, но в глубине души — скорее комедия, «Простые вещи» фиксируют состояние, бывшее в нашем кинематографе особенно востребованным на излете застоя — во времена осенних марафонов и полетов во сне и наяву: осознание сорокалетним человеком того, что и жизнь бывает второй категории, и анестезия уже не помогает. Пасмурное состояние «ни то ни се»: как все неплохо, но что-то и не так, как сорок лет еще не старость, но уже и не молодость, как застой уже не диктатура, но еще и не свобода. И именно потому что за окном снова какой-то 1980-й, картина Попогребского выглядит не архаической — наоборот, очень сегодняшней. Динамичный, построенный в основном на доверительных крупных планах (статику и планы общие режиссер оставил, вместе с оператором, своему напарнику по «Коктебелю» Борису Хлебникову), фильм порой заносит в несколько искусственный абсурдизм, порой, как ни странно, — в театральность, но он неизменно выруливает обратно. На дорогу, где предел нонконформизма — правый руль, и счастливый конец не снежок в лицо, а обаятельный доктор с лакейским «укольчик».
В не столь отдаленном 2007 Алексей Попогребский снимает фильм под незамысловатым названием «Простые вещи». Картина чем-то напоминает фильм Гарика Сукачева «Кризис среднего возраста», однако есть здесь и свои индивидуальные временные отметины. Лента рассказывает о том, как анестезиолог сам себя от депрессии вылечил (или сам собой вылечился – и так, и так возможно). Депрессия эта, между прочим, у него появилась таинственным образом. По большому счету ничего страшного с ним по сути и не произошло. Дочь сбежала из дому – ну, это ничего, обязательно вернется. Сын скоро родится – тут-то о чем горевать? За стариком нудным приходиться ухаживать – не печалься, братец, старик-то уж, наверняка, что-нибудь важное расскажет.
А теперь давайте вспомним, как мы жили до кризиса, в том славном 2007. Вроде и зарплаты увеличивалась, и профицит бюджета стабильный был, а все-таки чего-то не хватало. И грязи на улицах многовато, и пробки эти дурацкие, да и вообще говорят, что в Европе уровень жизни повыше.
Может, Алексей Попогребский в лице анестезиолог Маслов и предлагает нам проще смотреть на жизнь, не выдумывать себе лишних проблем, а жить и радоваться одному этому факту? Может, теперь актуален именно этот рецепт?
Ситуация, о которой Семен Слепаков спел бы: «Разбросало парня да по стульям и столам». Опять пресловутый кризис среднего возраста. Но благодаря потрясающей естественности Сергея Пускепалиса рассказ на избитую тему лишен банальности и интересен каждому (а не только пожилым анестезиологам).
…Уроженец Ростова Сергей Маслов мыкается в Москве, пытаясь поймать удачу за задницу. Ему тяжело. Со своей семьей (ушедшей дочкой и пока еще не ушедшей женой) он живет в коммуналке. На работе – никаких перспектив, кроме пьянок с дружественно настроенными коллегами. Хотя… Вот и шанс образовался! Старый актер Журавлев, известный по нескольким хитам 50-летней давности, болен и нуждается в услугах опытного специалиста. Сложным образом эту вакансию заполняет Маслов. Журавлев капризен и не любит лимиту. Маслов терпит и не зря…
Конечно, альбом группы «Звуки Му», на который как бы кивает режиссер Попобгребский, был интереснее, чем одноименное кино этого режиссера. Однако и кино вполне ничего. В нем мало света и тепла, но много жизни и правды. Без главного козыря, без Пускепалиса, однако, правды оказалось бы намного меньше, и кино потеряло бы громадную долю своей жизненности, оставшись просто эстетским упражнением на грани поп-арта и арт-хауса.
Попогребский тонко чувствует жизнь, о чем свидетельствуют, например, вворачиваемые вовремя шутки и пара женских реплик. Однако для Попогребского жизнь интересна прежде всего своей тяжелой, ноющей стороной. Именно на нее он набрасывается, причем в довольно утомительной манере. Однако, надо отдать должное, рассказчик он хороший. С задачей справился бы и без Пускепалиса. А с Пускепалисом – и подавно.
Здесь нет замысловатых сюжетов и разрисованных персонажей. Здесь нет "печальных баллад". Здесь нет яркого света. З десь все серо, монотонно и обычно. Именно обычно. Наша жизнь. И не надо кичиться, что она у вас просто "взрыв, всплеск". Все имеет свойство "спускаться с небес" и превращаться в привычку.
Вынужден согласиться с агентом Б. Смитом. Сходить можно, главное ничего не ждать.. Так мало осталось в отечественном кино тех, на чью харизму еще можно делать ставку...
Фильм сильно смахивает на какой-то госзаказ. Посыл таков - ниче, граждане, что жить негде и не на что, и в коммуналках ютитесь - рожать все равно надо. Рожать - это самое то в наше словжное время, решение всех проблем. Сделал ребенка - обрел смысл своей никчемной жизни и т.д. Не зря же у главного героя и жена, и дочка оказываются на одинаковых сроках беременности. И, кстати, рабочие специальности - это тоже круто! Все на завод! Не зря же у дочки главного героя хахель на заводе электриком пашет. Да еще и не пьет при этом. А еще показалось, что фильм сделан каким-то женоненавистником - у сценариста явные проблемы с женским полом, раз его герой беременных жену и дочь обзывает "бабы - дуры", на сообщение жены о беременности реагирует незамедлительно не абы чем, а "от кого"? Да и вообще из малоприятного нытика и нюни сделали героя нашего времени - весь фильм крупным планом якобы страдающий, направленный в пустоту взгляд неустроенного к 40 годам доктора. Если убрать блестящего Броневого, получится клоунада какая-то, чес слово.