Ясным сентябрьским утром 2008-го сотрудник крупного инвестиционного банка на Уолл-стрит (Туччи) попадает под сокращение, разбивает телефон об асфальт и удаляется в неизвестном направлении. Перед тем как в последний раз войти в лифт, он передает своему помощнику (Куинто) флешку. На ней оказываются расчеты, из которых следует, что акции вот-вот упадут, рынок рухнет и банк разорится. Лучшие аналитики в течение одной ночи пытаются решить, как быть дальше: начать срочный сброс акций (что чревато понятно чем) или оставить все как есть — и в этом случае самим остаться без работы, денег, карьеры и будуще го.
Триллер |
Дж.-С.Чандор |
25 января 2011 |
29 сентября 2011 |
1 час 47 минут |
margincallfilm.ru |
Ясным сентябрьским утром 2008-го сотрудник крупного инвестиционного банка на Уолл-стрит (Туччи) попадает под сокращение, разбивает телефон об асфальт и удаляется в неизвестном направлении. Перед тем как в последний раз войти в лифт, он передает своему помощнику (Куинто) флешку. На ней оказываются расчеты, из которых следует, что акции вот-вот упадут, рынок рухнет и банк разорится. Лучшие аналитики в течение одной ночи пытаются решить, как быть дальше: начать срочный сброс акций (что чревато понятно чем) или оставить все как есть — и в этом случае самим остаться без работы, денег, карьеры и будущего.
Американец Джей Си Чандор описывает свой дебют как «Гордон Гекко встречает Джека Бауэра». Несмотря на очевидные параллели со стоуновским «Уолл-стритом», «Предел риска» больше похож на пьесу Дэвида Мэмета, разыгранную ансамблем прекрасных актеров в тесном пространстве стеклянного офиса. Диалоги, состоящие в основном из финансовых терминов, построены как упражнения в двусторонней эскалации; пулеметный обмен репликами, в которых прописные истины философии банковских служащих перемежаются со списками цифр, а одно и то же существительное повторяется по десять раз под разными углами — одним словом «акции» герои перебрасываются полфильма, как пинг-понговым шариком. Ближе к концу появляется Джереми Айронс, который, послушав пять минут этот водопад информации, сначала просит объяснить все человеческим языком, а потом (чтобы совсем было ясно) истолковать метафорически. Именно в этой снисходительной интонации — основная часть обаяния и одновременно главная проблема «Предела риска». В отличие от того же Стоуна Чандор не пытается прикидываться борцом с капитализмом, более того, он не уверен, стоит ли взаправду считать этих людей негодяями. Вместо того чтобы разоблачить или уничтожить их, он не просто дает им шанс, а пытается оправдать, составляя из мелких деталей психологический очерк на тему последовательного превращения человека в мерзавца. Ему прекрасно удаются портреты людей в отчаянии: у Кевина Спейси умирает собачка, Пол Беттани виртуозно ругается матом и нервно курит, Саймон Бейкер бреется в туалете, время от времени кто-то монументально возвышается на фоне ночного Нью-Йорка. Хорошо ли, что этим людям будет плохо? Есть ли у них выбор? Кому нужен пустой героизм? Чандор при помощи Джереми Айронса формулирует ответ следующим образом: «В нашем деле, чтобы выжить, надо или быть первым, или быть умным, или жульничать. Я никогда не жульничаю».
В моей любимой книжке "Иллюзии" Ричарда Баха один герой в какой-то момент говорит другому:
"Ты, оказывается, живешь в том же самом мире, что и, ну, скажем, биржевой маклер, так? Твоя жизнь только что пошла кувырком и изменилась, положим, из-за новой политики Биржевого комитета? (...) Как ты думаешь, сколько людей живет в твоем мире? Ты говоришь, что в твоем мире живут четыре миллиарда человек? Уж не дурачишь ли ты меня?"
"Предел риска" (дурацкий перевод названия) погружает нас в мир финансистов - людей в галстуках и костюмах в высоких офисах, мир цифр в графиках на экранах компьютеров - который вот-вот должен пойти крахом. Мой мир.
По этой причине смотреть фильм будет интересно далеко не всем, хотя созвездие актеров, занятых в нем, блистает, и создатели постарались выйти далеко за рамки финансовых реалий и объяснить причины кризиса 2008 года.
Главная слабость фильма - разговоры на "птичьем языке" - даже не птичьем языке финансистов, а вообще на птичьем. Суть проблемы как будто намерено вынесена за скобки - герои изъясняются фразами в стиле "чем нам это грозит? - мы не сможем остаться в том же положении! - мы вышли за пределы волатильности!". В кадре - смутное понимание, что вот-вот начнется кризис, это уже неизбежно, а люди в компании - каждый для себя - решают: сберечь свои деньги, обманув других, или уйти на дно, разорившись полностью. Но эта слабость собственно финансового сюжета позволяет сфокусировать внимание на абстрактности офисного зазеркалья и характерах персонажей этой истории.
Офисный финансовый мир показан в картине лучше всего - из всех фильмов, которые я видел. Как в словах Баха в начале, это отдельный мир, в котором живут финансисты в галстуках. "Предел риска" невероятно точно передает ощущения от близкого краха компании - конец света наступает в отдельно взятом офисе: большая часть сотрудников один за другим идут на выход с коробками, в которых - их вещи, и почти физически ощущаешь, как рушится нечто нематериальное - компания, ожидания от неё.
В этом мире есть свои боги: один из них прилетает в ночи на вертолете, изъясняется притчами и дергает за рубильник апокалипсиса - первым, в свою пользу. В этом мире свои олимпы: герои выясняют, кто сколько миллионов "поднял" за прошлый год, а стимулом к действию служит миллионный бонус или двухсоттысячная плата в час за присутствие в компании в решающий день.
Зазеркальность финансового мира мощно подчеркивают эпизоды, в которых персонажи фильма соприкасаются с другой реальностью. Один герой едет в машине и задумчиво выдает, глядя на прохожих: "Эти люди даже не подозревают, что происходит". Другой обнимает свою умирающую собаку в ветеринарной клинике. Третий вспоминает, как строил мосты, и говорит, что его мост за эти годы сэкономил всем ездящим по нему людям полторы тысячи лет жизни. Всё это ощущается дико и неправдоподобно в мире финансовых котировок, где жизнь и смерть определяются ценой активов и стоимостью залога ипотечного покрытия.
Актерская игра - важная составляющая фильма, в котором основной конфликт происходит внутри людей, чье сознание искажено финансовым зазеркальем. В 'Margin call' потрясающе играют Кевин Спейси, Пол Беттани и Джереми Айронс, а на подпевках - Дэми Мур, Стенли Туччи и Захари Куинто. Противопоставляются по сюжету фильма философия героя Кевина Спейси и стоящего за ним Стенли Туччи - и миропонимание героя Пола Беттани с трезвостью расчета Джереми Айронса. Молодой "ученый-ракетчик", перешедший в финансовый мир, - герой Захари Куинто - тот, кто должен сделать выбор.
Однако фильм, несмотря на очевидное желание быть похожим на великую картину "Уолл Стрит", - не про выбор. Деньги делают выбор за нас, уж если ты по своему желанию попал в финансовое зазеркалье. "Предел риска" безжалостно анатомирует психологию и философию людей, которые порождают финансовые кризисы. И пусть сами они не являются причиной кризисов - это хорошо объясняет реплика героя Пола Беттани молоденькому тредеру, когда они едут в дорогом авто - но их действия, побудительные мотивы и даже оправдания усиливают кризисную волну, разоряют одних и обогащают других.
Перевод названия для российского проката, как я говорил, дурацкий. 'Margin call' на самом деле называется положение трейдера на финансовом рынке, когда его состояние становится меньше необходимого залога для поддержания его позиции. При этом трейдер имеет право закрыть свои позиции (что как бы снимает вопрос "виноваты ли герои фильма в кризисе?" - нет, не виноваты).
И еще это означает "тревожный звоночек" - что гораздо ближе к существу этого фильма. Звоночек уже прозвенел, и ты решаешь, что делать. Обмануть других и остаться при своем? Остаться ни с чем, но - верным профессии? Драма в том, что независимо от твоего выбора он не даст тебе выбраться из зазеркалья. Попасть в него - трудно, выпасть - совершенно невозможно.
С этой точки зрения важными являются эпизоды с умирающим псом героя Кевина Спейси и переживаниями Спейси из-за него. В фильме "Уолл Стрит", на который "Предел риска" хочет быть где-то похожим, Гордон Гекко так излагал свою философию биржевой игры: "Немного выиграл, немного проиграл - всё равно держись. А нужен тебе друг - заведи собаку". Пес умирает - и это не повод выйти, а разрыв всякой связи с остальными мирами. Остаются - финансы, держаться, "немного выиграл - немного проиграл".
"Предел риска" - один из самых ожидаемых мною фильмов, и не случайно. Такой состав - два оскароносца (Спейси и Айронс), талантливая молодежь Куинто и Бэждли, немного подзабытая, но от этого не менее блистательная Деми Мур, Саймон Бейкер, которого помню по фильму "Дьявол носит «Prada»". Стенли Туччи, уважаемый и признанный актер.
Такое средоточие звезд внушает доверие. Кроме того, меня привлекает сюжет фильма, поскольку речь идет о кризисе. Как известно, многие вопросы так и остались открытыми, а художественный фильм явно не будет пестреть сложными экономическими терминами. Обличить это все в форму триллера - хорошая идея. Посмотрим, как она воплотится!
Об офисах и о том как бывает в рыночной экономике
Как человек изучающий экономику, признаюсь что как только узнал о фильме, сразу же захотел сходить. Состав актеров был обещающим, да и для фильма на тему кризиса самое время: когда тема еще свежа в памяти, но от неё уже не тошнит из-за частых упоминаний на ТВ. Во всяком случае как все начиналось, рассказать уже можно. Я ходил на этот фильм утром, что кстати могло повлиять на мою рецензию. Утренние пробки, дождливая погода, как всегда вообщем.
С уверенностью могу сказать, что Кевин Спейси молодец. Фильм качественный. Актеры подобраны сильные и съемки уверенные. История выбрана что надо, да и тема раскрыта, на мой взгляд. Но... фильм затянут, а из целой кучи диалогов запомнилось только два, но правда они действительно мощные.
Лента получилась сложная, мне кажется для людей не задумывающихся о таких вещах как: откуда кризис? рыночная экономика - панацея?, ипотечное кредитование, - а есть ли другой выбор? банкир - вор или помощник? думать о себе или быть праведником? - фильм покажется вообще невыносимым, непонятным и даже глупым. Остальных, фильм скорее всего хотя бы на пару минут погрузит в размышления о глобальном.
Лично я после фильма пару часов думал о честности, эгоизме и просто о "человек человеку волк". Но я признаюсь человек впечатлительный, особенно по утрам. Тем более особенно по таким глобальным вопросам максимализма, который во мне ещё не остыл. Фильм получился скомканный, вытянутый как долбанная ваза из под бамбука, но крутым.
Конец заставляет приподнять бровь, и остаться в кресле в ожидании хотя бы ещё одного кадра. Но нет, режисер сказал хватит, а я доволен. Доволен потому что люблю мыслить, но не потому что фильм отличный. Фильм подарил мне настроение, а это многого стоит. Ведь искусство на то и направлено - дарить эмоции.
Ставлю пять, для того чтобы Вы не читая рецензию посмотрели на оценку с мыслью "а все говорят хороший" и пошли в кино. А после этого прочли рецензию полностью и поделились со мной возгласами по типу "какого хрена ты поставил пять за такую муть" или возможно умными мыслями, которые навеяла вам эта картина. Сходите!
Очень интересная и убедительная версия, для тех кто изредка, от нечего делать, ходит на форекс смотреть еврудоллар и читать финсплетни. Актерская команда - любо и дорого. Диалоги дубляж не испортил. Половина сцен на фоне Нью-Йорка с высоты Уолл-стрита - красиво и беспроигрышно. Финал...не очень хэппи. Куплю потом диск - смотреть в титрах.