Москва

Отрицательные отзывы о фильме «Последний мамонт Франции»

Mammuth, Франция, 2010

Рецензия Афиши

5
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20409
4 июля 2011
Роуд-муви о познающем жизнь пенсионере

Честно протрудившись 10 лет на мясокомбинате, Серж (Депардье), комически длинноволосый человек-гора средних умственных способностей, выходит на пенсию. Чтобы получать ее в полном объеме, нужно собрать бумажки с прежних мест работы, которых у Сержа было в изобилии, в диапазоне от цирка до клад­бища. И вот супруга (Моро) сажает его на винтажный мотоцикл «мамонт» и отправляет в путь по маршруту не столько даже географическому, сколько ­темпоральному — через давно закрытые предприятия, забытых родственников и потерянных из виду знакомых.

Французский дуэт, авторы, среди прочего, выходившей в России «Луизы-Мишель», продолжает гнуть свою линию — снова провинциальная Франция «маленьких людей», угнетенных социальной несправедливостью и общим недружелюбием, снова россыпи эксцентричных аутистов, снова роуд-муви, состоящее из остановок-эпизодов, почти разрозненных сценок. Из какого-то ­другого фильма — разве что Изабель Аджани, призрак (в буквальном смысле) из юности главного героя, время от времени появляющийся с художественными кровоподтеками на безупречном лице. Вкус изменяет режиссерам раз в две минуты — но, кажется, в этих отношениях с самого начала были очень либеральные порядки. Большинство гэгов попросту не работает — но есть и скорее смешные. Демонстративное желание быть странными ради самой странности, в том числе там, где это совсем не нужно, поначалу ужасно раздражает — но в конце концов эти правила игры принимаешь. Принимаешь даже Депардье, смотреть на которого в последние годы довольно тяжело: понять, где он просыпается, а где автопилот, уже совершенно невозможно. Тяжело (вот вроде в глазах что-то мелькнуло?), однако любопытно — так же любопытно и наблюдать, как в этой насквозь искусственной истории с криво прилепленным хеппи-эндом то и дело солнечными бликами проскальзывает взаправдашняя жизнь, кажется, не столько по, сколько вопреки воле авторов.

2
0
5
Джон Сильвер
198 отзывов, 199 оценок, рейтинг 227
10 октября 2011

Гораздо меньше на земле уроженцев города Шатору, чем фильмов, где сыграл Жерар Депардье. Он отличается патологическим неумением отклонять предложения режиссеров. Однако высокий класс позволяет ему вытягивать даже не самые удачные роли.

Серж Пилардос – вот так зовут на сей раз, для разнообразия, героя Депардье. На русском это звучит обидно, с французского никак не переводится. Серж туго соображает, но вообще мужик здоровый. Он работает на бойне, и это дело ему нравится. Ему вообще нравится любая работа, которой он занимается. В этом и проблема. Слишком много у него записей в трудовом реестре. Когда Сержа препровождают на пенсию, оказывается, что для хорошей выплаты ему надо собрать справки со своих десяти предыдущих рабочих мест. Ну что ж… Серж седлает свой допотопный мотоцикл «Мамонт» и отправляется в путь.

Время от времени ему является Изабель Аджани с кровавыми потеками на лице. Это его бывшая возлюбленная. Очень бывшая и совершенно покойная. Серж угробил ее, решив однажды прокатить на мотоцикле. В глубокой молодости. С тех пор она постоянно в его голове. Она не держит на Сержа зла. Она просто приходит и не дает ему спокойно спать. В этом и проблема. Фильм из баллады о спокойной старости превращается в надрыв об утрате. Разве можно воспринимать что-то позитивно, когда на вас смотрят испепеляющее прекрасные глаза Аджани?

Для баланса, в сюжет впрыснута изрядная доля идиотизма. Им наполнены поступки Сержа. Им пропитана его племянница, с которой он бесплодно спит в одной постели, и отчасти – жена, к которой ему надо вернуться. В этом и проблема: слишком много несочетаемого. Высокое, низкое, среднее… Но все это невероятное месиво каким-то образом образует гармонию, мыслимую только в французских фильмах про жизнь и в грузинских короткометражках.

1
0
5
Raija
70 отзывов, 1160 оценок, рейтинг 34
2 декабря 2014

Понравилась идея, но не воплощение.

Закос под документальность а-ля догма портит все впечатление от фильма. С выстраиванием драматургии у авторов тоже проблемы, иногда смотреть становится просто скучно.

Фильм не лишен своеобразного юмора: над социальной действительностью старушки-Франции авторы-леваки поиздевались по-черному. Они отстаивают право на существование для "других" людей - маргиналов, выброшенных капитализмом на обочину жизни. Логично в данном свете, что героями картины оказываются пенсионер и не работающая странная девица с прибамбасами - племянница героя.

И еще: ни в одном фильме последних лет не была так красива Аджани. Учитывая помойную эстетику фильма, объяснений этому нет. Вот такой парадокс.

0
0