Миджа (Юн Чжон Хи), жизнерадостная пожилая тетенька со слабостью к цветам и цветастым нарядам (и, очевидно, невероятная красавица в прошлом), из-за отъезда дочери в одиночку воспитывает противного внука-подростка и за деньги ухаживает за богатым паралитиком. Внук оказывается не только противным, но и мерзавцем: он с друзьями доводит одноклассницу до самоубийства — и от родителей требуется крупная сумма, чтобы уладить дело без полиции. Вдобавок у Миджи появляются первые признаки подступающего Альцгеймера. Она, однако, записывается в местном доме культуры в кружок поэзии.
Благонамеренный преподаватель на курсах учит Миджу искать слова — будущий поэт между тем в повседневной жизни начинает забывать то слово «кошелек», то «электричество». Он рекомендует вглядываться в окружающие предметы, искать в них скрытую красоту — а окружающая реальность как раз повернулась к Мидже скрытой прежде стороной и оказалась довольно чудовищной. «Поэзия» (как, вероятно, и настоящая, не в рамках кружка, поэзия) целиком построена на этих контрастах, которые не помещаются в голове бесконечно хорошей и бесконечно наивной героини, — в самой сильной, пожалуй, сцене фильма она идет к матери погибшей девочки договариваться о деньгах, но по дороге забывает об этом и беседует с ней о вкусе перезрелых абрикосов. Ли Чхан Дон (приз за лучший сценарий в Каннах-2010) управляется с душераздирающим и потенциально спекулятивным сюжетом с таким же природным, слегка комическим достоинством, с каким незаметных два с половиной часа держит кадр его актриса. Этот фильм — о том же, о чем корявые стихотворные эпитафии, которые можно обнаружить на любом кладбище: самые нелепые слова все равно менее нелепы, чем то, что они подытоживают.
Фильм не торопливый, далеко не экшн, но и не тягучий, а имеющий свой ритм, своё поступательное движение. Как увидеть и успеть выразить красоту, которую несёт в себе каждый, кто наделён способностью видеть и чувствовать? Может, если тебе 65, надо как раз поторопиться и сделать то, о чём мечталось в 15?
Но это просто потрясение для меня, как эта маленькая, хрупкая женщина держит удар. Пятеро здоровых мужиков не способны ей помочь, а она оказалась одна в поле воин. Даже то, что в её возрасте она зарабатывает нелегким трудом, ухаживая за полупарализованным стариком, уже было удивительно. Но её моральная сила ещё больше. Ни словом, ни звуком не желает она беспокоить своими проблемами дочь. Горе матери погибшей девочки проникло в её сердце, но всё она носит в себе, и вот, наконец, выкристаллизовывается ужасное решение. Она приготовила внука к расплате, и ничего не говоря, ничем не выдавая своего ужасного горя, молча продолжила играть с полицейским в бадминтон, когда арестованного внука сажали в машину. В отличие от пятерых отцов, спасающих задницы своих отпрысков, она хочет спасти душу своего внука. Жестокое покаяние принимает и она, покончив с собой так, как это сделала девочка.
Нет, она не прячется от жизни в цветистые строчки, она всматривается в красоту мироздания, она не бежит в смерть, она стоит на страже жизни.
Ту сцену, где она получает 5 миллионов, вряд-ли можно расценивать как шантаж, на мой взгляд это был отчаянный шаг, ведь она тоже пошла навстречу последнему желанию.
Поэт, твоя жизнь в том,
Чтобы, как трудно ни пришлось, ты все же продолжал свое дело.
Когда взойдет затемненное при затмении солнце,
разве у тебя пропадет желание творить?
Поэт, твоя слава в том,
Чтобы ты стал безраздельно душой ребенка, отважно
преодолевающего преграды.
Днем ли, ночью ли,
Когда стихи пойдут быстрыми шагами,
Пусть тебе будет дано увидеть прекрасную бабочку,
взлетевшую, умирая, к свече.
Ким Соволь, «Поэту»
Ян Миджа — пожилая эксцентричная госпожа, во взгляде которой постоянно читался неиссякаемый интерес к жизни — с некоторой неловкостью, непритаенной осторожностью начала заполнять пустое пространство бумажного листа словами, строками, рифмами. Она тщательно подбирала рифмы и ритм, ей казалось что стоит нарушить строгость поэтических строк, как она совершит некий грех, сделает что-то такое, что не позволит ей в дальнейшем писать и тем паче получать от этого процесса духовное наслаждение. Слова, слова, слова… Она знала их высокую цену, она понимала тот великий груз ответственности, что дает владение словом, оттого ее поэтические строки не лились потоком, но в этих стихах — не ученических, но достаточно зрелых — сквозило то невероятное духоподьемное вдохновение, спасавшее госпожу Миджу в самые жестокие моменты жизни. И час ее испытаний еще не пришел к своему завершению.
Созерцательная, медитативная сущность картины «Поэзия» корейского режиссёра Ли Чан Дона характеризуется своей абсолютной непрерывностью, несмотря на то что постановщик по привычке сталкивает дотоле предельно гармоничный, существующий в самом себе мир обыкновенного маленького человека, живущего своими непритязательными радостями, в бездну полного отчаяния и тотальной, лютой безнадеги, выход из которой будет довольно предсказуемым. Однако прежде чем свершится неизбежное, зритель будет наблюдать моменты тихого, неторопливого жизненного течения немолодой, но сохраняющей лоск и достоинство госпожи Миджа, воспитывающей по мере сил внука. В ней есть достоинство, подчеркнутая правильность, некое даже романтическое понимание того мира, в котором она обитает. Подобные взгляды на жизнь воспринимаются по правде заведомо слишком ошибочными, но, может, для Миджи просто не было иного выхода кроме как вынужденно спрятаться в скорлупку своей странности, но тем страшнее будет такому индивидууму столкнуться с деидеализацией привычного понимания мира, и тем труднее будет принять что на самом деле все взаправду, принять и смириться с этой новой реальностью.
Киноязыково очищенный от наносного гиперэстетизма или кричащего формализма, фильм Ли Чан Дона в своей кинотекстуальной палитре обладает безусловной органикой кинопоэтики, расшитой нитями неизбежного гиперреализма, то есть фактически режиссёр заново проигрывает сюжетный мотив «Тайного сияния», заменяя Бога Словом, поэзией и противопоставляя красоту искусства слова, животрепещущую поэзию окружающей природы мерзкой, вязкой и дерзкой прозе жизни, от которой на протяжении долгих лет убегала Миджа, рядясь в яркие одежды и будто не замечая уродливые ухмылки этой косной реальности, в которой по умолчанию все движется к краю и краху. Только Миджа до самого последнего дня своего земного пребывания будет верить в некий идеализм, в недостижимую по определению утопию, верить в целительную сущность красоты в то время как склизкая жизнь, сжигающая за собой мосты этой неприкаянной наивности, будет брать свое, безо всякого сожаления, сомнения, но поэзия для Миджи все равно останется непобежденной, не отторгаемой ею вопреки всему.
Впрочем, этот мир услужливой кротости, смиренного бытия и неприкосновенной инаковости, который объединяет героинь «Тайного сияния» и «Поэзии», режиссёр начинает разрушать постепенно, наблюдая с неприкрытой откровенностью за тем исходом человечности, после которого лишь смерть будет казаться тем несомненным и единственным в общем-то ощутимым благом, поскольку жизнь утратит всякий значительный свой смысл, а поэзия перестанет восприниматься как сколь-нибудь действующее лекарство, спасительный анестетик, обезболивающее и успокаивающее от этой патологической болезни жизни, допускающей только лишь страдания, но взамен не даруя ничего. Тем примечательнее становится исключительная литературоцентричность фильма, в котором для постмодернистских излишеств не нашлось никакого значительного места. При всей аскетичной простоте своего киновысказывания «Поэзия» является не столько фильмом с несколько трюистической моралью о том, что жизнь надо ценить до последнего и находить в ней смысл даже тогда, когда все превращается в сущий кошмар тотального абсурда, но картиной, в которой литературная форма нарратива со всеми отступлениями лирического плана вступает в противоречие с той привычной киноязыковой реальностью южнокорейского нуара нулевых, ввергнувшей кинематограф Кореи в пучину упоения ультранасилием. Ли Чан Дон довольно архаичен, и лишенная всякого подспудного многословия «Поэзия» на контекстуальном уровне воспринимается как кинолента, тщательно иллюстрирующая смерть автора, не переходя при этом в сюрреалистическое пространство. Кинотекст фильма представляет из себя именно что текст, со всем сопутствующим ему обрамлением, камера не столько фиксирует изображение, сколь переводит в состояние тотальных метафор то что в картине озвучивается, вербализуется. В свою очередь главная героиня, чья погруженность в собственный внутренний мир несомненна, выплескивая на бумагу свои стихи и пытаясь постичь суть поэтического слова, благодаря столь незаметным литературным играм превращается сама в творца своего бытия, на время оттягивая те деструктивные процессы, которые она допустила ранее в своей жизни ввиду своей социальной отрешенности. Но лишь на время… Ли Чан Дон далеко не романтик, но и не циник; в конце концов в «Поэзии» он постулирует по гамбургскому счёту победу реальности над властью яркого вымысла, который имеет тлетворную способность к вытеснению объективного восприятия первой. Но сколь ни прячься за тенями тотальной фикции, фатальный конец всему неизбежен, ибо ничто не вечно, тем более красота.
Этот фильм еще раз говорит насколько мало мы знаем другой кинематограф и насколько разительна игра актеров из неожиданной Кореи в сравнении с жалким российским посмешищем последних 20-ти лет. Я рекомендую этот фильм не только тем кому интересна другая культура, стиль жизни, обычаи и уклад, но и тем кому интересен кинематограф с художественной точки зрения, к тому же, как я понимаю, не только для меня этот фильм будет открытием. Единственное что, на мой взгляд, не хватило этому фильму это музыки в стиле Артемьева или Морриконе, и тогда бы он точно заработал 5 баллов.
Это самый жестокий фильм, который я посмотрела за последнее время.
Казалось бы, обычная история из жизни одной корейской семьи, которую и семьей-то не назовешь.
Все безобидно - прекрасно выглядящая бабушка, любимый внук и курсы поэзии....но.
Внук, которому наплевать на всех, кроме себя, который за компанию насиловал одноклассницу, в итоге покончившую жизнь самоубийством. Дочь бабушки, которая сдала своего внука и особо о нем не пеклась. И бабушка, которая итак положила всю жизнь на детей и внуков, в итоге сидит с этим подростковым чудовищем и пытается разрулить ситуацию с изнасилованием, параллельно ухаживая за парализованным богачем, который на старости лет жрет виагру и хочет ее затащить в постель...
И все это поэзия....
Фильм заканчивается очень грустно и жестко.
При этом всем, картинка очень красивая.
Очень рекомендую людям думающим.
Элегантно одевающаяся, не лишённая поэтической жилки ("люблю цветы и говорю странности"), но постепенно лишающаяся ума и памяти "хальмони" терпеливо воспитывает недоросля-в(н)ука. Записавшись в кружок начинающих поэтов, в и без того нелёгкую жизнь бабульки начинают сыпаться испытания: выяснится, что её любимый внук в течение 6 месяцев участвовал в групповом насиловании покончившей с собой однокурсницы, в качестве компенсации надо выплатить 5 млн.вон - при этом старушка находит в себе силы внимательно смотреть по сторонам, изыскивая вдохновение в падающих на землю, лопающихся от удовольствия абрикосах, задумавшемся о своих корнях дереве или поющих, словно в караоке, птицах...
Рифму бабушка находит, однако внука, похоже, теряет. Ибо «тот, кто воздерживается от наказания сына и выгораживает его в ситуациях, когда он заслуживает наказания, - ненавидит своего сына, поскольку, в конце концов, тот испортится» (Виленский Гаон).
Написать стихотворение значит исполниться. В стихии жизни, где сплетаются немощь и энтузиазм, героиня учится видеть. Когда тебе угрожает небытие, когда в пути к имятворчеству тебя предает память, обкрадывая разум глаголом и существительным, необходимо максимальное усилие. На которое, к слову, совершенно неспособна молодежь кинематографической Кореи.
Близкий фильм: Мать (Пон Чжун Хо, 2009)
Корейцы прекрасны... Фильм совершенно по-восточному спокойный и начисто лишен морализаторства... На месте тех, кто составляет аннотацию к фильму, я бы чуть подробнее освещал сюжет - ибо некоторые вещи - как те, что творил с друзьями внук главной героини - нехудо бы знать до того, как ты решил, идти тебе на такое кино или нет - но опять же, спасительные корейцы, и про ужасное умудрились сказать так, что не лишили сна и аппетита, за что им и спасибо...
В фильме - довольно много персонажей, и все они на удивление обыкновенны. И происходит с ними то, что одним словом называется жизнь. Которая, как известно, разная бывает... Исполнительница главной роли великолепна, все 2 часа 20 минут она в кадре и умудряется не надоесть зрителю...
Хорошее кино. Рецензия, кажется, вышла невнятной, но на мой взгляд, фильм просмотра стоит.
Сложно сказать, просто - рекомендую. Кому-то наверняка фильм не понравится. Но по мне - замечательный! По сюжету - драма, но главная героиня - её роль настолько гармонична и светла, что ощущение света пронизывает этот фильм. Давно не испытывал от кино такого состояния умиротворения. Вот эта маленькая пожилая женщина - красавица, надо сказать, так стоически, так мудро и гордо переживает свои личные проблемы, падение своего внука. Сколько в ней такта, внутренней и внешней красоты, и силы! И вспоминаешь о своих "стариках", которых физически уже нет рядом. Но может быть мы действительно когда-то все встретимся и сможем воздать друг другу ту любовь, что не додали в жизненной суете. Спасибо авторам за фильм! Спасибо прокатчикам за показ!
Фильм непростой и смотрится не на одном дыхании. Это длинное (больше двух часов) произведение о старении, о том, как меняется жизнь и как трудно справиться с этими переменами. О том, как тебя перестают замечать и уважать, и о том, какой сильной нужно быть, чтобы сохранить себя, когда старость оказывается не только славной чистенькой пенсией, но и крахом иллюзий о мире вокруг. Героиня умеет главное - тонко чувствовать своей душой боль другого человека, перебарывать обстоятельства, хранить верность своим представлениям о том, что в жизни главное.
Сюжет ясный, ровный, много трогательных деталей из жизни простых людей в Корее, много восточной поэзии, прекрасная актриса. Можно посмотреть фильм дома, можно в кино для полноты ощущений. В целом от фильма получаешь большое удовольствие - тонкое, эмоциональное и интеллектуальное.
Если говорить о качестве фильма, то сами подумайте: удержать два с половиной часа сценария, да так, чтобы получить приз в Каннах, удержать два с половиной часа монтажа, чтобы ничего не развалилось, чтобы не торчали, как сломанные кости из тела фильма, обломки сюжетных ходов, - всё это дорогого стоит.
А разве есть у бабочки душа.
А если есть, то почему нежна.
Ведь невесомее души - пыльца, оставленная на моей ладони.
Быть мотыльком, не значит глупо жить. Быть мотыльком, не значит слабым быть. Стать мотыльком – суметь себя убить, чтобы хоть так над миром воспарить и глубину поэзии постичь. Душа его нежнее, чем пыльца. И после грязных рук прикосновенья найти и силы и любовь взлететь. Немного покружиться и лететь. Лететь, пока не остановит смерть. Быть мотыльком не значит умереть, а значит чувствовать, что это будет смерть. И познавать лишь красоту вещей, через нее любуясь на людей, таких жестоких и таких глухих. К поэзии, к себе, к душам других…
Судьба в ладони ловит мотылька, как сердце бьются под руками два крыла и от ударов облетает с них пыльца…
А невесомее пыльцы – его душа…