Николь Кидман и Хью Грант в детективе от автора «Большой маленькой лжи»
Если ты выглядишь как Николь Кидман, работаешь семейным психотерапевтом, живешь с видом на Центральный Парк, твой муж — известный детский онколог с лицом Хью Гранта, отец — миллионер старой школы с лицом Дональда Сазерленда, а умница-сын играет на скрипке и ходит в частную школу, где обучение стоит 50 тысяч в год, словом, если твоя жизнь удалась настолько безапелляционно, лучше заколотить в своем изысканно обставленном доме все шкафы: когда оттуда посыпятся скелеты, их хватит на небольшое кладбище.
Именно это происходит в главном осеннем мини-сериале HBO (в России — «Амедиатеки»), мелодраматическом детективе по роману Джин Ханфф Корелиц «Ты должна была знать». Сценарий написал Дэвид Келли, ветеран юридических сериалов, совсем недавно бывший шоураннером «Большой маленькой лжи» на том же HBO, с той же Кидман, примерно в том же жанре и на те же темы. Сняла все серии датчанка Сюзанна Бир, успешный, если и не самый интересный, кинорежиссер («Братья», «Серена», «Птичий короб»), для маленького экрана сделавшая недурного «Ночного администратора».
В завязке, на которую отдана вся первая серия (лучшая, как впоследствии станет ясно), мы с восторгом наблюдаем за описанной выше идиллией: рыжеволосая Кидман, словно скинувшая лет пятнадцать, в умопомрачительных балахонах ходит по зимнему Манхэттену под Вивальди, пока погрузневший, но не растерявший обезоруживающих британских манер Грант спасает больных детей. В школе, где учится их сын, устраивают аукцион, и героиня Кидман (ее зовут Грейс) знакомится с молодой женщиной Еленой, которая резко отличается от манхэттенских мамочек: она латиноамериканка из Гарлема (играет ее итальянка Матильда Де Анджелис), чей сын попал в школу по благотворительной стипендии. Елена смотрит на Грейс со значением и все норовит при ней раздеться. А вскоре, как раз после аукциона, ее находят мертвой: кто‑то размозжил ей голову молотком. Тем временем Грант, вроде бы уехавший на конференцию, перестает отвечать на звонки.
Дальше начинается не столько расследование или судебное заседание (хотя будет и то, и другое), сколько разоблачение разного рода печальных секретов, которые бьют несчастную Грейс обухом по голове, если применить самое неуместное тут выражение. Все это в меру увлекательно: каждая серия заканчивается (несколько механически) каким‑то клиффхэнгером, а детектив скроен, в общем, по правилам. Кто виноват, кто не виноват, можно ли доверять рассказчику, где ложные дорожки, а где нет (разгадка напрашивается с третьей серии, но она, возможно, неверная; прессе не показали финальный эпизод). Вдобавок Бир, когда‑то начинавшая с клипов, умеет грамотно работать с глянцевой картинкой — ее неслучайно после «Администратора» сватали в бондиану.
Но как быстро становится ясно, нет ни единой причины, по которой «Отыграть назад» — сериал, а не полнометражный фильм (поставленный, добавим, году этак в 1989-м). Здесь попросту нет материала, требующего шести серий: событий — часа на полтора-два, остальное, соответственно, — вода. Перемещения по городу, многократные обсуждения одного и того же, пятьдесят видов из окна, сто планов беснующихся журналистов. Есть сцена, где одна героиня звонит другой, они говорят, потом она выключает телефон, заходит в здание и перезванивает! Воистину у кого‑то много времени.
Кидман снова и снова драматически бледнеет, хотя вроде больше уже некуда, Грант жалобно щурится, хотя тоже больше некуда, Сазерленд раз за разом с демоническим видом играет на фортепиано или в шахматы, ребенок (Ноа Джуп) раз за разом говорит вещи, которые дети не говорят. При этом героям второго плана — грубоватому следователю (Эдгар Рамирес), суровым юристкам (Нома Думезвени и соотечественница режиссера София Гробель), подруге Грейс (Лили Рейб, звезда «Американской истории ужасов»), мужу покойной (Исмаэль Крус Кордова) — достаются крохи, и развернуться практически негде: все сцены, где Кидман негде побледнеть, выкинули.
Поначалу кажется, что акцент будет традиционно сделан на бичевании привилегий, но даже тут дальше ритуальных пинков дело не идет, причем излюбленный прием Бир — вложить релевантный комментарий в уста журналиста из работающего в кадре телевизора. Другой дешевый ход, которым она комически злоупотребляет, — видения-флешбэки, одолевающие Кидман; но там хотя бы голая итальянка. Кажется еще, что в детективном смысле как‑то сыграет профессия главной героини, но не тут-то было: даже эта золотая жила (специалист по отношениям, у которого рушится семья) остается едва разработанной. «Безумные люди делают безумные вещи» — такой дословно уровень экспертизы демонстрирует элитарный психотерапевт. Что, впрочем, по-своему уместно в сериале, который выглядит как так называемое престижное ТВ, а по содержанию оказывается куда ближе к мыльной опере.
Грейс в огне на новый лад. Если это детектив, то сценарист сжульничал (место убийства нам показывают невесть чьим взором). Если драма, то вся в мыле. Фестиваль достижений пластики? Вот вам Кидман без мимики (собственно, Грейс). Рояль тащит Грант, каждой морщинке которого веришь.
Небольшой сериал! Психологический триллер! Хорошая игра актеров. Закрученный сюжет. Посмотрела за два вечера. Было любопытно «Кто»!!!! Посмотрел и забыл. Но посмотрел с удовольствием
С таким количеством звёзд ожидала, конечно, от сериала большего.
Про мимику Кидман, морщины Хью и слабую детективную линию с недотягиванием до БМЛ и про бревно в глазу не написал разве что ленивый...
Чем сериал всё же зацепил?
- герои второго плана очень интересны, как характеры, так и актёры, но им увы, не дали развернуться
- хоть линия "богатые тоже плачут" и заезженна-перезаезженна, но дед-миллионер всё равно притягателен своей харизмой
- главный вывод - наука психология - они на и о чём, это пустая болтология за деньги
- актриса, сыгравшая жертву, еще проявит себя и раскроет потенциал
- типично русским провинциальным восприятием мужа (пусть подлец, алкоголик, социопат, растратчик и т.д. - но зато мой и ради сына всё потерплю...)