Масштабная киноэпопея о Великой Отечественной войне в пяти частях, славная батальными сценами и тем, что наряду с вымышленными героями здесь действуют подлинные исторические лица. Темы фильмов — битва на Курской дуге 1943 года, сражение за Днепр 1944 года, операция «Багратион», завоевание Берлина в 1945 году и штурм Рейхстага.
Исторический, Военный |
12+ |
Юрий Озеров |
7 мая 1970 |
6 мая 1970 |
1 час 33 минуты |
Июль 1943 года, прошло два года с начала войны, все наши позорные поражения остались позади, равно как и громкие победы гитлеровцев. Набив шишек, но добившись относительно стабильной обстановки на всех фронтах, наша ставка томится в предвкушении решающей битвы, могущей изменить ход войны...
Известно, что КПСС не разрешило режиссёру Юрию Озерову начать освещать события с 1941 года, поэтому за точку отсчета был взят 43-й год - год, после которого наши войска не потерпели практически ни одного поражения. Получившееся в итоге пятисерийное "Освобождение" стало заметным явлением в советском кинематографе не только из-за гигантского бюджета и потрясающих панорамных съёмок, но и из-за попытки объединить все это гигантское смешение людей и событий в единое целое. От покушения на Гитлера до свержения Муссолини, от Власова до Даллеса, от Ялтинской конференции до самоубийства Гитлера - практически каждый более-менее известный эпизод на европейском театре боевых действий отражен тут всеми правдами и неправдами. Забегая вперед скажу, что правда и неправда тут совсем рядом, ибо по количеству мифов "Освобождение" может дать громадную фору любому другому фильму о войне.
Очевидно, что скупая последовательность военно-политических событий была бы скучна для зрителей, поэтому её черно-белая псевдодокументалистика разбавлена цветным экшеном в виде незамысловатой сюжетной линии фронтовых друзей-подруг-товарищей капитан Цветаев (Николай Олялин)-майор Орлов (Борис Зайденберг)-медсестра Зоя (Лариса Голубкина). В итоге она получилась откровенно слабой, даже несмотря на неограниченность Озерова временными рамками (в итоговый монтаж попало аж целых 445 минут) - взаимоотношение между героями отсутствует, поэтому и сопереживать им приходится поневоле. Скорее всего вся энергия создателей ушла на работу над реализацией громадного количества (51!!!) исторических персонажей, часть из которых была к тому времени жива. Именно из-за этого довольно известным актерам достались совершенно мимолетные, эпизодические роли. Список имен конечно потрясает: Михаил Ульянов, Лариса Голубкина, Василий Шукшин, Георгий Бурков, Леонид Куравлев, Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Владимир Заманский, Владимир Самойлов, Михаил Глузский и многие другие. Ярче всех, понятное дело, выглядит Михаил Ульянов в роли Жукова, а вот Давыдов в роли Рокоссовского мне совсем не понравился, как и откровенно слабая игра Голубкиной.
Про ляпы и мифы, порожденные фильмом, подробно писать не буду, просто скажу, что совершенно непонятно, как при наличии такого числа военных консультантов, да и просто очевидцев событий, можно было так неправдоподобно снять бои и сделать макеты техники? Смотреть на консервные банки, подаваемые под видом Тигров и Пантер, ЯК-18 под видом истребителей и совершенно нелепые падения солдат от попадания пуль (ну какой хореограф их так учил падать?) как-то совсем уныло.
Музыка у Юрия Левитина получилась довольно однообразной и состоящей из различных вариаций песни "Вставай страна огромная", хотя может ничего другого и не требовалось - под нее у Озерова получается отлично упиваться показом полчищ непонятно куда ползущих танков и солдат.
А в остальном "Освобождение" - это мега-массовка, мегатонны пиротехники, и, на удивление, практически полное отсутствие коммунистической риторики.
Отдельно хочется выделить два момента - комедийный эпизод с Куравлевым, ищущим туалет в берлинском бункере Гитлера и натыкающемся на Геббельса, и эпизод с Иосипом Брозом Тито, который потом целиком попал в более поздний фильм Озерова "Солдаты свободы".