Пошли ради Доминика Уэста (Джимми Макналти из «Прослушки») на «Опасные связи», которые идут в рамках National Theatre Live, заодно отличный спектакль посмотрели.
Постановка театра «Донмар» — сцена камерная, уютная, повсюду канделябры, актёры в костюмах XVIII века. «А смысл их одевать в современную одежду? — говорит в антракте режиссёр Джози Рурк. — Тогда вся современность и актуальность истории растеряется».
Что правда, то правда. Ещё по памятной фрирзовской экранизации было понятно, что «Опасные связи» и так и этак поверни, всё равно из них злободневность не вытрясешь. Кстати, как и в фильме (получившем «Оскар» за лучший адаптированный сценарий), в основе спектакля лежит не сам роман Шодерло де Лакло, а пьеса Кристофера Хэмптона. Собственно, свежая постановка приурочена к 30-летию пьесы.
Компанию Доминику Уэсту, который в спектакле, понятно, виконт де Вальмон, составляют достойные партнёры: мадам де Турвель — Элейн Кэссиди, Сесиль де Воланж — Морфидд Кларк, мадам де Розмонд — Уна Стаббс (миссис Хадсон из «Шерлока»), маркиза де Мертей — Джанет МакТир (капитан Гузевич из «Баттл Крик»).
Но про Уэста всё равно хотелось бы пару слов сказать отдельно. Как бы он не старался, но мерзавец в его исполнение получается невероятно обаятельный, в отличие, скажем, от героя великого Джона Малковича, который просто в силу своей инфернальной и немного патологичной психофизики не может вызвать такой уровень эмпатии.
Спектакль идёт три часа и не сказать, что все они пролетают на одном дыхание, но во втором акте, просто в силу обострения конфликта, когда герои идут в лютую рубку, время начинает течь быстрее. Ну и режиссёрский замысел окончательно становится понятен.
Эмоциональные движения в душах героев оказываются переданы через обстановку на сцене. Сначала она заполнена различными вещами, картины там на стенах всякие весят, но по мере того как персонажи обнажаются, обнажается и сцена, то есть она пустеет.
Последними с неё, кажется, выносят картины. Кроме, впрочем, одной, на которой в густой дымке, ярким пятном на сером фоне, изображён французский флаг. Метафора совсем уж лобовая: через несколько лет случится Великая французская революция и аристократии, которую олицетворяют Вальмон и Мертей с её интригами и опасными связями, придёт конец. Но пока у неё ещё есть немного времени.
У нас же, напомню, три часа.