В Туркестане и Барселоне, Харбине и Берлине, Камрани и Новоград-Волынске, с шашкой, в танкошлеме и между строп — три колена семьи Трофимовых служат Советскому Союзу. Хорошо служат. Долго не живут.
В один фотоальбом суровой спартанской фамилии с потрохами уместилась вся русская история с географией ХХ века, от алых галифе и пилоток-республиканок до смушковых папах и голубых беретов — через эшелоны, контрудары, загадочные командировки в дальнее зарубежье и вынужденное знание иностранных языков. От Мукдена до Аргуна Россия воевала сто лет кряду, и не было в этом деле посторонних. «Родину защищать. Есть такая профессия, взводный», — повторяли вслед за гуру-военспецом рыцари самого династического, самого кастового и традиционно уважаемого в России ремесла. Павших в бою берут в рай без волокиты — шалые солдаты империи с младых ногтей бронировали себе места в лучшем из миров.
Озабоченным русской ментальностью следует первым делом показывать именно эту картину — про крестный путь от лейтенантских кубарей к генеральским звездам, кубанки набекрень и примотанное бинтами к рукам личное оружие. Про сословие лаконичных легионеров, на всякое «Моггабит-хан у Чертовой щели!» отвечавших четким и яростным «По коням!».
Фильм "Офицеры" - это выдающаяся сатира на военно-патриотические культы, выдуманные чекистской эсеровской хунтой. Театральные артисты остроумно и точно передали художественными средствами фактологический материал, разоблачающий главный фашистский миф эпохи. Поэтому этот киноочерк о трагических судьбах достойных настоящих людей, ставших жертвами хищнических "революционно-победных" интересов и сегодня выглядит современным, поскольку ничего принципиально нового за последние 30 лет во всем постперестроечном "мировом" кино на эту тему не сказано до сих пор. Фильм состоит из отдельных связанных между собой историческими событиями эпизодов, в которых раскрывается суть так называемых "гражданских и отечественных войн", повлиявших на жизни героев. Символический горький смысл присутствует во всем содержании кинокартины, где актеры рассказывают страшную правду, на которую полит-цензура запрещала даже намекать. Увидеть и прочитать эти зашифрованные факты могут только люди, серьезно изучающие подлинную историю по киноматериалам из нашего старого русского фильмофонда, В самом начале звучат шаги невидимых колонн, состоящих из бравых казаков в богатырках и красных шароварах насильников и мародеров. Гвардеец знакомится с девушкой классическим жандармским способом: разгоняет шпагой нанятых хулиганов и галантно возвращает манто под музыку австрийского моцарта - автора турецкого марша. Любопытно, что уличных грабителей столько же, сколько и "мужей" у дворянской комсомолки, оказавшейся заложницей в лагере османской дикой дивизии, где командует белый эскадронный чекист (профессиональный каратель), занимающийся организацией похищения с целью выкупа и шантажа тех, кто не желал добровольно вступать в ряды нацистских сторонников колониальной этно-анклавизации. В эпизоде на пулеметной гулаговской вышке среди песков и сопок, где персонажи Владимира Дружникова и Георгия Юматова говорят о гордости за армейское дело, которое сродни знатности и богатству, кроется истинное назначение "службы родине", заключающееся в поддержании и защите кастово-наместнического порядка. Чисто ковбойское похищение и освобождение красавицы с ликвидацией всех ряженных исполнителей криминальной акции - это пародия на басмачество-казачество, которое формировалось милицейскими органами для запугивания населения. В сюжете про молодую бедную комсомольскую пару, прибывшую по партийному распределению в барачный гарнизон, где им негде было даже ночевать, и только из милости выделившего им угол и паек крутого начальника, на которого оказывается подозрительно похож их повзрослевший внук - "отличник боевой и строевой подготовки", высмеиваются генеральские "рабоче-крестьянские" академические династии, в основании которых лежит грязная ложь, интриги и уголовщина. В комических романтических сценах, где махновец Варавва требует от машиниста воинского эшелона сделать остановку, захватывает "фельдшера" со станции и приказывает крепостным солдатам вылезать на крышу паровоза, намекается на обычные для того смутного времени ограбления пассажирских, продовольственных и военных поездов черносотенными бандами, главарям которых члены фашистской хунты, работавшие на железной дороге, сообщали о местах и времени всех транспортных перевозок, изображая затем из себя жертв. И нападали казачьи бригады только на те поезда, которые не принадлежали чиновному оружейному купечеству и в которых не было членов геральдической знати. В поэтическом очерке о крепкой мужской дружбе и заботе об одной женщине, скрыта подлинная история типичной "унтер-маршальской офицерской жены", у которой один муж был ";китайцем", а другой - "испанцем", а сама она всю жизнь прожила в полной конспирации и страхе за жизнь своих родных, скрывая от собственного сына, кто был его настоящий отец. Здесь прослеживается явная сатира на дворцово-гвардейскую "партийно-советскую" касту романбургов, которые изображали из себя не тех, кем являлись на самом деле, и обозначали себя имперскими хозяевами "вышедшими из народа", будучи при этом колониальными лакеями из мещанской среды ростовщиков-трактирщиков. И главными их "боевыми интернациональными подвигами", за которые они получали звания и привилегии, были криминальные спец-операции (организация уличных "переворотов" и заказные убийства) с целью формирования в охваченных "революционно-военной стихией" областях цыганских курортно-туристических и лагерно-террористических "народно-республиканских" баз-анклавов, принадлежащих островным колонизаторам. Неслучайно в фильме нет ни одного окопного "великого сражения", все действия легендарных красноармейских героев - фанатов и знатоков военного искусства базируются на выполнении исключительно диверсионно-шпионских (чекистско-полицейских) задач, в результате чего и была обеспечена "союзная мировая победа" над химерическим каббалистическим божеством. В эпизодах, где благородная женщина-доктор требует размещать раненных измученных солдат для лечения в медицинском эшелоне вместо отгрузки их в качестве полигонного мяса на оружейные поля, невзирая на угрозы трибуналом и дикий приказ коменданта "встречать обороной немецкие (наши) танки" с винтовкой в руках, а позднее она получает сообщение о смерти своего сына с фотографией, где он в кителе вместе с невесткой, которая раннее оставила ей своего грудного ребенка и отправилась в бордельную школу радисток, чтобы ее мать не повесили, - раскрывается страшная правда о той цене, которую люди заплатили за собственные жизни и обслуживание фашистов-оккупантов. У всех работников-специалистов - "простых рабочих войны"; находились в качестве заложников в тыловой оккупации и на "фронтах" за колючей проволокой родственники, которых, в случае невыполнения самых чудовищных распоряжений, подчас выходящих за рамки человеческих возможностей, колчаковская контрразведка наказывала самым жестоким образом, таким как показано в фильме. Эмоционально-символическая сцена, где героиня пытается открыть запертую снаружи дверь с выбитыми стеклами в тамбуре, намекает на реальные факты уничтожения эшелонов с пострадавшими и выжившими в окопных боях, которые партизаны-диверсанты взрывали и поджигали как "вражеские поезда", получая за это награды и должности. В последней части показана пожилая чета жандармских наместников из клана царей природы, не утративших со временем масштабных амбиций, которые воспитывают избалованного внука-наследника, растущего в кадетском элитном зоопарке и позиционируют себя в образах "освободителей-спасителей отечества" - мужицкой элиты страны. И подросший дворянский сын не случайно позирует в пиратском берете из самых разбойничьих юнкерских род войск. Именно эти "престижные" воровские спец-подразделения - "бати васи" и занимались самыми грязными криминальными акциями в интересах хунты. В последних кадрах, где артисты участвуют в постановочной боевой и парадной хронике, учебных тех-маневрах и трагических художественных эпизодах о судьбах простых безымянных героев былых времен, звучит одна из самых суровых и обличительных военных песен.в которой прямо говорится, что нет в России семьи такой, которой не коснулся бы ";высший суд" - карающий меч избирательного правосудия.
Фильм "Офицеры" - это иллюстрация идеала дружбы, любви, мужества и отваги. Конечно, не обошлось в этом фильме без трагической гибели героев, которые нам стали такими близкими. Эти моменты заставляют сердце сжиматься, но война жестока, и фильм показывает её такой, какая она есть, без прикрас.
Великолепное кино о дружбе, о том что такое быть мужчиной, о самоотверженности и самопожертвовании. Актеры играют прекрасно, а истории из фильма как будто взяты из реальной жизни (не удивлюсь если так оно и есть). Мне кажется этот фильм просто обязан посмотреть каждый кто собирается защищать свою страну.
Противоядие от Оборонсервиса. Сильное кино для тех, кто избрал своей профессией "Родину защищать". Несмотря на военную тематику, никакого экшена тут нет - скорее воспитательно-эпический байопик семьи военных, где сменяются три поколения в погонах, мелькают благодарности и ордена. Некоторые тонкие драматические эпизоды вгоняют слезу, а в целом - от фильма складывается тёплое отношение к военным, думаешь в духе : "Да, были люди в наше время...". Кто бы из генералов сегодня разменял работу в Москве на службу "в полях", в дивизии?
Здесь так много написано, про то, какой замечательный фильм, что складывается ощущение, что его смотрели видеорядом, не задумываясь о том что смотрят. И кстати, давно выложен сценарий Бориса Васильева, от которого откромсали 2/5 текста.
Хотите горькую правду?
Ловите.
Вас никогда не смущало, что двое офицеров, у которых была крепкая дружба, как-то в последний раз в одном кадре показаны в Китае ( 1935год?), потом Люба и Иван - когда Иван улетает в «загранкомандировку» (Испания обратно?, или на китайской границе?)), и уже в момент встречи «после войны» ( кстати, далеко «после войны»), удивляясь, что каждый из них жив?
В тот момент, когда Варавва улетает в «командировку», он носит уже звание «комбриг» (помните военный летчик говорит: «Ну не могу я уже, товарищ комбриг!»), с Трофимовым, все интереснее – в моменте, когда сын Егор фотографируется в отцовском кителе вместе с невесткой, у него с одной стороны – в петлицах одна шпала ( соответствует званию капитана), но при этом шеврон состоит из двух золотых полосок (соответствует комдиву). С одной стороны, Трофимов явно не капитан, потому как Академию закончил к тому моменту (об этом мы узнаем ранее из разговора Егора с девушкой), но до командира дивизии, явно еще пахать и пахать. Хотя служебная квартира, обстановка, и внешний вид Любы, говорит, что семья в достатке, а это уже как минимум «подполковничий» уровень ( по сценарию – полковник Трофимов). Год локализуется просто: война в Испании это 1936-39 годы, танк БТ-7 (макет), школьник мог собрать после 1937 года, ну и Егор – уже юноша (15-16 лет), так что – скорее всего перед нами 1938 год.
Встречаются герои после войны. Когда конкретно? Тоже легко локализуется. Ивану Трофимов 12-13 лет. Родился он в 1941 году. Значит встреча – после мая 1953 года.
Я, конечно, знаю, что и в Российской империи, и в Советской России, всегда отмечали преобладание среднего командного состава над младшим, но вот чтобы за годы войны не поинтересоваться судьбой друга, не верю. Не в таких они (по фильму) чинах, чтобы затеряться. И найтись после смерти Сталина.
В кинофильме просто вычеркнули половину сюжетной линии, и по объему две пятых сценария.
Что есть в сценарии: при возвращении Вараввы с « испанской командировки», всех офицеров арестовали ( кстати Варавва уже комдив, что логично – «испанцы» в целом быстро росли в чинах). Об этом узнает Алексей Трофимов, и пытается его защитить. В органах, ему намекают, что он заблуждается, и Варавва враг. И тут он ломается.
В сценарии: «Но Алексей громкость регулировать не стал.
— Это надо немедленно прекратить!
— Почему?
— Я сказал, прекратить!
Люба прошла к репродуктору, выдернула штепсель из розетки и тихо напомнила:
— У него никого нет, кроме нас, Алеша.
— Его счастье! — по инерции выкрикнул Алексей, но сразу же сбавил тон. — Сейчас счастье с обратным знаком. С минусом оно, понимаешь? — спохватился, включил радио, но сделал все же потише. — Минус счастье, минус! У кого ничего нет, того и взять не за что. А у меня — ты и Егор. Ты и Егор, понятно это тебе? И я требую прекратить всякие передачи!
Люба подошла к репродуктору, снова выдернула штепсель.
— Включи! — крикнул Алексей. — Немедленно включи радио!
— Ты — трус? — тихо спросила она.
— Я сказал, радио…
— Трус, — Люба бросила на пол черную тарелку репродуктора и яростно растоптала ее. — А я-то, дура, думала, что мой муж — русский офицер.
— Твой муж — красный командир, а не офицер! Красный, понятно?..
— Офицер в России не попугай, в цвета не окрашен. Он украшен честью, и либо имеет ее, либо не имеет. Минус честь, Алексей, а не минус счастье. Загляни в свою душу, загляни и посмотри, осталась ли там хоть капля…
— Дура! Дура чертова! — заорал он. — Из дерьма не выплывают!
— Трус! — резко выкрикнула Люба. — Мой муж — трус, слышите?!.»
По сценарию, далее самое емкое:
- и как сажают Трофимова, а через год выпускают с «понижением» до лейтенанта.
- и как Любу выкидывают из ВУЗа и клиники, и ее «переводят» в Воронеж на работу швеи на швейной фабрике.
- и как Егора отчисляют из танкового училища, и переводят на «срочную».
И все эти разговоры, про сломанные судьбы, про «за что», про крыс, которые контролируют героев.
Трофимов, выйдя из тюрьмы, по совету знакомых пишет рапорт на Финскую войну. На которой совершает подвиг, личной отвагой подавив ДОТ (до этого молодой комбриг, командовавший «пониженным в звании»Трофимовым угробил роту, да и послан был лейтенант Трофимов не один, а с помощником, который в случае если увидит, что бывший «зэк» попытается сдаться врагу – пустить пулю в затылок), и тем самым «кровью смыв». Наверняка при этом Любе рассказав, что в предварительной камере видел надпись: «АЛЕШКА, ДЕРЖИСЬ. ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН ЛЮБОЧКЕ И ЕГОРУ», из которой сделал вывод – что Ивана в живых то уже нет.
Возлюбленная Егора Трофимова, Маша, кстати дочка репрессированного, и «отказница», и по сценарию, жила не «приличном доме в центре города», а в «бараке на окраине».
И разговор в фильме между отцом-майором (две шпалы) и курсантом танкового училища в Москве, по сценарию происходит между реабилитированным, но пониженным в звании старшим лейтенантом, и отчисленным из танкового училища сыном в Воронеже.
Так что, в финальной встрече, нам встречаются два офицера пережившие сталинскую мясорубку и войну. Но догадаться об этом кинозрителю очень сложно – есть только момент недосказанности: как же так случилось, что генерал – майор, комдив, и ГСС, ничего не знает о генерал-полковнике, дважды ГСС, скорее всего одного из зам.министра обороны (назначение начальниками военными академий ниже не курируется). Да потому что на первый взгляд, оба считали, что друга нет в живых. И, скорее всего, Варавва, когда восстанавливали в армию, "посоветовали" взять другую фамилию. Что тот и сделал.
Что уже не так все елейно?
Давайте дальше, чуть глубже "копнем".
Генерал- полковник Варавва, вызывает к себе генерал-майора Трофимова, и показывает ему проект приказа о переводе в Академию. Ну и спрашивает, как семья, как Егор?
Неужели, он не читал при этом личное дело генерал-майора? Уверен на 300%, что кадровик все это отразил, да еще и в красках. И вот спрашивать у отца о погибшем сыне; при этом отец в той же системе, и прекрасно знает, что "кто надо" уже доложил наверх все обо всем. Ну что за фарисейство?
Кстати, а что за перевод такой в Академию "в Москву"?
Действие фильма в этот момент идет в Москве. До момента вызова к Варавве, нам показывают служебную квартиру Трофимовых, их прогулки по Москве. Сразу после предложения об Академии, нам показывают, что Трофимовы возвращаются на место дислокации дивизии. Интересно, а кто-нибудь догадывается что за "12 гвардейский танковый полк", который так лихо выдал танкист на марше? Ну хоть ради интереса в интернете набрать.
Нет, никто не пытался? А зря... Он ведь входит в 4-ую гвардейскую танковую дивизию, она же Кантемировская, она же одна из двух "придворных", Потому как "двор", то бишь Москву - Кремль охраняет. Базируется в Наро-Фоминске. И в 1953-54 году там базировалась, как и сейчас.50-70 км от Москвы вообще-то.
а теперь давайте представим, обладая этими знаниями, как на самом деле должен был трактоваться эпизод с вызовом Трофимова в здание МО.
Сцена за кадром: на дворе 1953-54 год. Смерть Сталина, стремительное возвышение Берии и столь же стремительное падение. Чистка мгб-шников, партийное руководство явно боится военного переворота и приход хунты к Власти.
Командира Кантемировской дивизии вызывают в Министерство Обороны, один из новых зам. министра. Допустим его фамилия - Иванов.
Алексей Трофимов входит в кабинет и видит, что за его столом сидит его давний сослуживец, друг семьи Иван Варавва в генерал-полковничьих погонах, которого он считал погибшим.
Какая мысль должна была посетить Алексея? Наверное, что то вроде : "Иван, какого хрена, чего ты молчал как сыч? Ты же мог меня найти, я фамилии-то не менял!" И бросился обниматься. Ну и наверное ждать объяснений.
На что Иван, без всяких объяснений начинает "на голубом глазу" спрашивать про Егора и семью.
Тут то Алексей и начинает понимать, что нет его друга комвзвода Варавва, а сидит перед ним одна из важных шишек, скорее всего из ГУГШ, которая от него чего то хочет.
И "шишка"эта тут же выдает ему некое предложение от которого "нельзя отказаться": перевод в Москву (ну то бишь из Москвы в Москву) с комдива кантемировцев, скорее всего начальником Академии ( причем скорее всего не Фрунзе, а какой нибудь более профильной для танкиста). То бишь с "решающей" должности с которой можно и в командующие округом впрыгнуть, в какие то "почетные старцы". А уТрофимова самый что ни на есть карьерный возраст для этого - чуть больше 50-ти.
Трофимов решил поторговаться - "дивизия мне эта дорога"."-Понимаю, Алексей, поэтому не тороплю с ответом!" - не принял торг Варавва.
Судя по последующим кадром, на встрече вечером , все же на что то сторговались: Трофимов доказал Варавве, что он будет полезнее на своей должности.
Исходя из этой сцены, надо пересматривать и весь фильм, и взаимоотношение между героями.
В фильме об этом лишь чуть-чуть, но в сценарии, вполне ясно: и Иван Варавва и Любовь - вполне себе "из бывших", причем у Любовь - "кость белее белого", а вот у Вараввы - "выслуженная". И любит он Любовь искренне, только вот простить не может - как она смогла связаться с таким "деревенщиной" как Трофимов. И соперничество у них идет весь фильм по этому поводу - потому как Трофимов понимает, что Варавва ему соперник, но при этом все нивелирует Любовь Алексеевна, которая при выборе между ними двумя, отдает предпочтение Алексею. А так как с одной стороны Варавва не дает повода себя упрекнуть, но при этом не может расстаться с образом Любы ,а Трофимов видя это понимает, что упрекнуть то ему Ивана не в чем, вынужден смирится.
Ну это так вкратце, по верхам...
«Офицеры» – советский художественный фильм, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1971 году режиссёром Владимиром Роговым. Для начала краткое содержание.
…События, показанные в фильме, происходят примерно с начала 1920-х до конца 1960-х годов. Идёт Гражданская война. По окончании училища курсант Алексей Трофимов направлен для прохождения службы в далёкий среднеазиатский гарнизон. Туда он отправляется с супругой Любой. На новом месте службы взводный Трофимов знакомится с таким же молодым командиром, Иваном Вараввой. Вместе они участвуют в разгроме банды басмачей курбаши Моггабит-хана. У Алексея рождается сын, названный в честь его погибшего командира Егором.
После Средней Азии пути друзей расходятся. Варавва отправляется учиться в военную академию. Воинская судьба бросает друзей по горячим точкам. Следующее место службы — Китай, где Алексей пересекается с Вараввой, находящимся как военный советник в рядах китайской армии, воюющей с японцами. Егор Трофимов растёт и мечтает стать офицером. Алексея Трофимова направляют для прохождения службы в Испанию. Здесь он получает ранение в спину.
Начинается Великая Отечественная война. Алексей и Егор отправляются на фронт. Люба становится начальником передвижного госпиталя. На одной из остановок поезда её находит Маша Белкина — возлюбленная Егора. Она оставляет Любе её внука, так как сама отправляется на передовую и не может ухаживать за ребёнком. На одной из остановок санитарный поезд выдерживает атаку неожиданно прорвавшихся немецких танков. После боя, подписывая похоронки, Люба видит, что одна из них на сгоревшего танкиста без документов. На фотографии, обнаруженной у погибшего, она узнаёт своего сына.
В послевоенное время Алексей Трофимов в звании генерал-майора командует танковой дивизией. Его внук Иван определён в суворовское училище. Алексея вызывают в штаб военного округа к новому командующему. Здесь он неожиданно встречает Варавву — уже в звании генерал-полковника, назначенного командующим округом. Варавва предлагает Алексею заканчивать активную службу и переходить на преподавательскую работу в Москве. Он обещает подумать, но, посоветовавшись с сидящей на скамеечке Любой, решает, что пока повременит с переездом в столицу.
В конце фильма третье поколение семьи Трофимовых — внук Иван, уже взрослый кадровый офицер ВДВ, получает поощрение от командования и досрочное повышение в звании. Также показана смерть его родителей.
На этот фильм уже написано множество рецензий, главная суть которых выражается одной фразой из фильма: «Есть такая профессия – Родину защищать». Но в действительности фильм никогда бы не получил такой широкой популярности, если бы в нем присутствовала только одна идея патриотизма. Есть более глубинная причина, которая важнее патриотизма, и именно она сделала фильм популярным.
Что это за причина? Почему она не обсуждается критиками при анализе этого фильма? Эти вопросы более чем интересны, чем может показаться на первый взгляд. Чтобы ответить на эти вопросы, сначала надо выяснить, а кто является главным героем фильма?
Главный герой фильма – не женщина Любовь Трофимова, не ее муж Алексей Трофимов, а русский офицер Иван Варавва. Почему именно он, станет понятно далее. А тема, которую редко обсуждает после просмотра этого фильма, на первый взгляд совсем малозначительна (тривиальна) – это любовь двух мужчин-друзей в одну и ту же женщину. Причем, что характерно, если Алексей Трофимов полюбил незамужнюю женщину и затем женился на ней, то Иван Варавва, которого исполнял Василий Лановой, полюбил замужнюю. Что такое полюбить замужнюю женщину, если называть вещи своими словами?
Во всех религиях сказано, что нельзя «смотреть» на замужнюю женщину, но главный герой фильма влюбляется, но не только влюбляется – от не скрывает своей любви от самой женщины, в течение жизни не один раз признается в своей любви к этой женщине. Такое, согласимся, случается с некоторыми, но в чем феномен главного героя?
Иван любит замужнюю женщину, но при этом не ставит себе цель любой ценой завладеть ею, например, каким-либо образом развалив ее семью. Феномен любви главного героя к женщине в том, что с Божественной точки зрения эта любовь чиста в своем проявлении, и доказательства этому постоянно приводятся по ходу фильма.
1. Главный герой любит женщину, но при этом «умудряется» еще дружить с мужем этой женщины. В момент возможной гибели женщины, когда ее похитили басмачи, главный герой, рискуя жизнью, не раздумывая, бросается спасать ее, причем идет спасать вместе с мужем женщины.
2. Главный герой, зная, что его любимая женщина замужем, не позволяет себе ничего по отношению к любимой, кроме словесных признаний в любви. Он даже ни разу не делает попытки с ней поцеловаться. В наше современное время его поведение выглядит даже какой-то глупостью, настолько мы привыкли, что если кого-то любишь, то надо хотя бы обязательно поцеловаться (тайком от мужа), не говоря уже о каких-то более близких отношений.
3. Главный герой искренне радуется по случаю рождению ребенка у этой женщины (от законного мужа) и потому первым дарит ей цветы, весьма рискуя при этом.
4. До конца своих дней главный герой так и не смог жениться, не видя себя, судя по всему, ни с какой другой женщиной. При этом его отношения с мужем женщины по-прежнему остаются дружескими и искренними. Вне всяких сомнений, как сама женщина, так и ее муж, оба могут положиться на него в трудную минуту.
Успех фильма заключен в том, что на примере главного героя показаны преодоление двух главных библейских инстинктов: инстинкта сохранения жизни (тема гордыни) и инстинкта продолжения (тема ревности). Пример того, как главный герой преодолевает инстинкт сохранения жизни, показан, когда он готов отдать свою жизнь за спасение Отечества. Пример того, как главный герой преодолевает инстинкт продолжения жизни, показан, когда он не предает мужа любимой женщины; когда не стремиться развалить семью; когда не соблазняет женщину, пока мужа нет рядом; когда радуется рождению у женщины ребенка и первым дарит ей цветы; когда дарит ей цветы; когда находит в тяжелое военное время момент, чтобы встретиться с любимой и подарить ей цветы, понимая, что она никогда не будет его женой; когда показывает готовность отдать свою жизнь, если потребуется, ради нее и ее мужа.
Определить главного героя фильма легко – этот тот, к кому мы испытываем самые теплые чувства после просмотра фильма, и этот главный герой – Иван Варавва.
С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары,
22 января 2016 г., e-mail: chramov1@rambler.ru;
http://rezenzija.umi.ru, http://davaite-poigraem.umi.ru, http://vtoraj-mirovaj.umi.ru
Из всех советский (и не только советских) фильмов о войне «Офицеры» В. Рогового выделяются и пленяют не патриотизмом, не жестокостью происходящего и не подвигами народа русского, а бытовой эпичностью сюжета, который можно описать как историю одной офицерской семьи, поделенную на несколько глав-фрагментов из жизни. Каждая глава — короткий яркий и завершенный рассказ, короткометражка, достойная отдельного фильма.
… Средняя Азия. Командир спасает юную девушку от басмаческой пули, прикрыв своей грудью и отдав жизнь… Солдат бежит по крыше военного поезда, спрыгивает, яростно рвет цветы, поезд мчится что есть мочи, но солдат успевает запрыгнуть в вагон и отдать букет женщине, которая только что родила на свет сына…. Летний Севастополь, молодой человек пускает солнечных зайчиков в окно своей возлюбленной, к которой приехал после долгой разлуки. По радио передают важное правительственное сообщение. Началась война.
Художественную подлинность этим маленьким историям добавляет черно-белая пленка, которая будто документизирует происходящее, придавая ему тот драматизм, возникающий, обычно, если глядеть в прошлое из настоящего. Увы, фильм был раскрашен несколько лет назад во время вспыхнувшего помешательства связанного с колоризацией всех подряд советских фильмов. Но только если некоторым (например, воздушному «В бой идут одни старики» и «Девчата») это пошло на пользу, то выразительность других фильмов ("Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на плющихе» и т. д.) заметно упала.
«Офицеры» в чем-то женское кино, и дело тут не только в героине-женщине, вокруг которой, в общем-то, и крутятся все события (даже когда начинается Великая Отечественная война, зритель видит лишь Алину Покровскую в образе начальницы передвижного госпиталя). Дело в мастерски переданной параллели между любовью к родине и любовью к одной единственной женщине. Помимо этого «Офицеры» — безысходно-жизнеутверждающий фильм, вереница его коротких историй, вырванных из жизней, говорит о том, что все меняется, за одним событием идет другое, а уж каким оно будет, хорошим или плохим — как повезет, главное что потом все равно наступит что-то новое.
Обожаю этот фильм. Готова пересматривать вновь и вновь!
Фильм о настоящих мужчинах, о героизме и подвиге, и конечно же, о любви!
Страшно подумать - сколько выпало на долю того поколения! Настоящий урок мужества и отваги, испытание дружбы и верности.
Уникальный фильм про который непонятно, что писать. Просто потому что поначалу мое "клиповое" сознание просто отказывалось понимать происходящее. Басмачи, погибает командир, а в следующем кадре уже жена одного из ГГ рожает в поезде и срочно нужен фельдшер, еще склейка и вот уже японские милитаристы обстреливают территорию Китая, склейка - Испания, склейка - Москва. Ребята, я не успеваю. А вы меня еще обвиняете в фрагментарности мышления. Вторая половина фильма (послевоенная) при этом выглядит уже вполне логичной и местами даже милой. В общем-то, оцениваю скорее её!
Один из лучших советских фильмов о кадровых военных, об офицерах. Образы героев прописаны так тщательно и с такой любовью, что полюбить и не сопереживать им просто нельзя.Музыка вписана в ленту просто превосходно. Великолепный актёрский состав. Рекомендую для просмотра всем.
Уважаю и очень люблю фильм Офицеры, фильм о мужской дружбе о любви, о жизни, о войне, один из лучших фильмов о войне, надолго остается в памяти
Отвага, честь, бесстрашие
Наверное, у каждого из нас с детства остался перечень картин, которые всегда приятно просматривать. У меня такой летной стал фильм «Офицеры». Это отнюдь не радостная комедия или наивная мелодрама. Данная картина является самой настоящей трагедией, которая за полтора часа рассказывает зрителю о жизни двух товарищей, которые прошли через все ужасы войны. Лично для меня примечательно, что в этой ленте речь идет не только об убийствах, боли раненых солдат и семьях погибших. Сквозь призму всей драмы тут мы видим и любовь, и детскую улыбку, и даже слышим беззаботные шутки главных героев. Лично в меня это вселило надежду.
Советское кино априори снималось с уклоном на патриотизм, защиту Родины, доблесть, отвагу и честь. Наверное, именно поэтому в то время было намного больше честных и доблестных людей, которые не боялись смерти, потому как перед ними была другая, более глобальная миссия, оборона невинных людей. Истории известна масса героических историй того времени и о каждой можно снимать свою ленту, но, по моему мнению, «Офицеры» собрали все воедино и показали нам целостную картину.
Возможно, лента иногда суровая, несправедливая, но ведь так оно и было, или даже может хуже. Нам, к счастью, этого не узнать, но чтить память своих прадедов мы просто обязаны, чтобы наша Родина была для нас ничуть не менее ценной, чем Родина для Ивана Варавы и Алексея Трофимова, которые всю жизнь защищали тех, кто здесь живет. При этом один пожертвовал сыном, а другой семейным счастьем.
Самый лучший военный фильм о доблести, чести, дружбе и любви!!!
Очень нравится Василий Лановой - какой же он был красивый!))
Фильм старый - 1971 года, но сделан с такой любовью к теме, что смотришь, не отрываясь, с первого до последнего кадра. Прекрасные актеры: Василий Лановой, Георгий Юматов, Алина Покровская, Владимир Дружников - запоминаются надолго.Тема любви и дружбы раскрыта так глубоко и так благородно, что служит примером для многих, не умеющих дружить и любить по-настоящему.