Москва

Фильм
Офицеры

СССР, Россия, 1971Смотреть в
Реклама
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
Военная драма про двух друзей, офицеров Красной армии

История про двух друзей, офицеров Красной армии, начинавших службу рядовыми во время Гражданской войны и дослужившихся за 50 лет советской власти до генералов.

  • Офицеры – афиша
  • Офицеры – афиша
  • Офицеры – афиша
  • Офицеры – афиша
  • Офицеры – афиша
Драма, Военный
0+
26 июля 1971
26 июля 1971
1 час 31 минута

Участники

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Денис Горелов
48 отзывов, 49 оценок, рейтинг 289
1 мая 2006

В Туркестане и Барселоне, Харбине и Берлине, Камрани и Новоград-Волынске, с шашкой, в танкошлеме и между строп — три колена семьи Трофимовых служат Советскому Союзу. Хорошо служат. Долго не живут.

В один фотоальбом суровой спартанской фамилии с потрохами умести­лась вся русская история с географией ХХ века, от алых галифе и пилоток-республиканок до смушковых папах и голубых беретов — через эшелоны, контрудары, загадочные командировки в дальнее зарубежье и вынужденное знание ­иностранных языков. От Мукдена до Аргуна Россия воевала сто лет кряду, и не было в этом деле посторонних. «Родину защищать. Есть такая профессия, взводный», — повторяли вслед за гуру-военспецом рыцари самого династического, самого кастового и традиционно уважаемого в России ремесла. Павших в бою берут в рай без волокиты — шалые солдаты империи с младых ногтей бронировали себе места в лучшем из миров.

Озабоченным русской ментальностью следует первым делом показывать именно эту картину — про крестный путь от лейтенантских кубарей к генеральским звездам, кубанки набекрень и примотанное бинтами к рукам личное оружие. Про сословие лаконичных легионеров, на всякое «Моггабит-хан у Чертовой щели!» отвечавших четким и яростным «По коням!».

12
0

Отзывы

9
Юлия
298 отзывов, 1130 оценок, рейтинг 545
25 мая 2011

Самый лучший военный фильм о доблести, чести, дружбе и любви!!!
Очень нравится Василий Лановой - какой же он был красивый!))

5
0
9
Alexandr Maslov
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
24 февраля 2016

Здесь так много написано, про то, какой замечательный фильм, что складывается ощущение, что его смотрели видеорядом, не задумываясь о том что смотрят. И кстати, давно выложен сценарий Бориса Васильева, от которого откромсали 2/5 текста.
Хотите горькую правду?
Ловите.
Вас никогда не смущало, что двое офицеров, у которых была крепкая дружба, как-то в последний раз в одном кадре показаны в Китае ( 1935год?), потом Люба и Иван - когда Иван улетает в «загранкомандировку» (Испания обратно?, или на китайской границе?)), и уже в момент встречи «после войны» ( кстати, далеко «после войны»), удивляясь, что каждый из них жив?


В тот момент, когда Варавва улетает в «командировку», он носит уже звание «комбриг» (помните военный летчик говорит: «Ну не могу я уже, товарищ комбриг!»), с Трофимовым, все интереснее – в моменте, когда сын Егор фотографируется в отцовском кителе вместе с невесткой, у него с одной стороны – в петлицах одна шпала ( соответствует званию капитана), но при этом шеврон состоит из двух золотых полосок (соответствует комдиву). С одной стороны, Трофимов явно не капитан, потому как Академию закончил к тому моменту (об этом мы узнаем ранее из разговора Егора с девушкой), но до командира дивизии, явно еще пахать и пахать. Хотя служебная квартира, обстановка, и внешний вид Любы, говорит, что семья в достатке, а это уже как минимум «подполковничий» уровень ( по сценарию – полковник Трофимов). Год локализуется просто: война в Испании это 1936-39 годы, танк БТ-7 (макет), школьник мог собрать после 1937 года, ну и Егор – уже юноша (15-16 лет), так что – скорее всего перед нами 1938 год.

Встречаются герои после войны. Когда конкретно? Тоже легко локализуется. Ивану Трофимов 12-13 лет. Родился он в 1941 году. Значит встреча – после мая 1953 года.

Я, конечно, знаю, что и в Российской империи, и в Советской России, всегда отмечали преобладание среднего командного состава над младшим, но вот чтобы за годы войны не поинтересоваться судьбой друга, не верю. Не в таких они (по фильму) чинах, чтобы затеряться. И найтись после смерти Сталина.


В кинофильме просто вычеркнули половину сюжетной линии, и по объему две пятых сценария.
Что есть в сценарии: при возвращении Вараввы с « испанской командировки», всех офицеров арестовали ( кстати Варавва уже комдив, что логично – «испанцы» в целом быстро росли в чинах). Об этом узнает Алексей Трофимов, и пытается его защитить. В органах, ему намекают, что он заблуждается, и Варавва враг. И тут он ломается.
В сценарии: «Но Алексей громкость регулировать не стал.
— Это надо немедленно прекратить!
— Почему?
— Я сказал, прекратить!
Люба прошла к репродуктору, выдернула штепсель из розетки и тихо напомнила:
— У него никого нет, кроме нас, Алеша.
— Его счастье! — по инерции выкрикнул Алексей, но сразу же сбавил тон. — Сейчас счастье с обратным знаком. С минусом оно, понимаешь? — спохватился, включил радио, но сделал все же потише. — Минус счастье, минус! У кого ничего нет, того и взять не за что. А у меня — ты и Егор. Ты и Егор, понятно это тебе? И я требую прекратить всякие передачи!
Люба подошла к репродуктору, снова выдернула штепсель.
— Включи! — крикнул Алексей. — Немедленно включи радио!
— Ты — трус? — тихо спросила она.
— Я сказал, радио…
— Трус, — Люба бросила на пол черную тарелку репродуктора и яростно растоптала ее. — А я-то, дура, думала, что мой муж — русский офицер.
— Твой муж — красный командир, а не офицер! Красный, понятно?..
— Офицер в России не попугай, в цвета не окрашен. Он украшен честью, и либо имеет ее, либо не имеет. Минус честь, Алексей, а не минус счастье. Загляни в свою душу, загляни и посмотри, осталась ли там хоть капля…
— Дура! Дура чертова! — заорал он. — Из дерьма не выплывают!
— Трус! — резко выкрикнула Люба. — Мой муж — трус, слышите?!.»

По сценарию, далее самое емкое:
- и как сажают Трофимова, а через год выпускают с «понижением» до лейтенанта.
- и как Любу выкидывают из ВУЗа и клиники, и ее «переводят» в Воронеж на работу швеи на швейной фабрике.
- и как Егора отчисляют из танкового училища, и переводят на «срочную».
И все эти разговоры, про сломанные судьбы, про «за что», про крыс, которые контролируют героев.

Трофимов, выйдя из тюрьмы, по совету знакомых пишет рапорт на Финскую войну. На которой совершает подвиг, личной отвагой подавив ДОТ (до этого молодой комбриг, командовавший «пониженным в звании»Трофимовым угробил роту, да и послан был лейтенант Трофимов не один, а с помощником, который в случае если увидит, что бывший «зэк» попытается сдаться врагу – пустить пулю в затылок), и тем самым «кровью смыв». Наверняка при этом Любе рассказав, что в предварительной камере видел надпись: «АЛЕШКА, ДЕРЖИСЬ. ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН ЛЮБОЧКЕ И ЕГОРУ», из которой сделал вывод – что Ивана в живых то уже нет.
Возлюбленная Егора Трофимова, Маша, кстати дочка репрессированного, и «отказница», и по сценарию, жила не «приличном доме в центре города», а в «бараке на окраине».
И разговор в фильме между отцом-майором (две шпалы) и курсантом танкового училища в Москве, по сценарию происходит между реабилитированным, но пониженным в звании старшим лейтенантом, и отчисленным из танкового училища сыном в Воронеже.

Так что, в финальной встрече, нам встречаются два офицера пережившие сталинскую мясорубку и войну. Но догадаться об этом кинозрителю очень сложно – есть только момент недосказанности: как же так случилось, что генерал – майор, комдив, и ГСС, ничего не знает о генерал-полковнике, дважды ГСС, скорее всего одного из зам.министра обороны (назначение начальниками военными академий ниже не курируется). Да потому что на первый взгляд, оба считали, что друга нет в живых. И, скорее всего, Варавва, когда восстанавливали в армию, "посоветовали" взять другую фамилию. Что тот и сделал.

Что уже не так все елейно?

Давайте дальше, чуть глубже "копнем".

Генерал- полковник Варавва, вызывает к себе генерал-майора Трофимова, и показывает ему проект приказа о переводе в Академию. Ну и спрашивает, как семья, как Егор?
Неужели, он не читал при этом личное дело генерал-майора? Уверен на 300%, что кадровик все это отразил, да еще и в красках. И вот спрашивать у отца о погибшем сыне; при этом отец в той же системе, и прекрасно знает, что "кто надо" уже доложил наверх все обо всем. Ну что за фарисейство?
Кстати, а что за перевод такой в Академию "в Москву"?
Действие фильма в этот момент идет в Москве. До момента вызова к Варавве, нам показывают служебную квартиру Трофимовых, их прогулки по Москве. Сразу после предложения об Академии, нам показывают, что Трофимовы возвращаются на место дислокации дивизии. Интересно, а кто-нибудь догадывается что за "12 гвардейский танковый полк", который так лихо выдал танкист на марше? Ну хоть ради интереса в интернете набрать.
Нет, никто не пытался? А зря... Он ведь входит в 4-ую гвардейскую танковую дивизию, она же Кантемировская, она же одна из двух "придворных", Потому как "двор", то бишь Москву - Кремль охраняет. Базируется в Наро-Фоминске. И в 1953-54 году там базировалась, как и сейчас.50-70 км от Москвы вообще-то.

а теперь давайте представим, обладая этими знаниями, как на самом деле должен был трактоваться эпизод с вызовом Трофимова в здание МО.

Сцена за кадром: на дворе 1953-54 год. Смерть Сталина, стремительное возвышение Берии и столь же стремительное падение. Чистка мгб-шников, партийное руководство явно боится военного переворота и приход хунты к Власти.

Командира Кантемировской дивизии вызывают в Министерство Обороны, один из новых зам. министра. Допустим его фамилия - Иванов.

Алексей Трофимов входит в кабинет и видит, что за его столом сидит его давний сослуживец, друг семьи Иван Варавва в генерал-полковничьих погонах, которого он считал погибшим.
Какая мысль должна была посетить Алексея? Наверное, что то вроде : "Иван, какого хрена, чего ты молчал как сыч? Ты же мог меня найти, я фамилии-то не менял!" И бросился обниматься. Ну и наверное ждать объяснений.
На что Иван, без всяких объяснений начинает "на голубом глазу" спрашивать про Егора и семью.
Тут то Алексей и начинает понимать, что нет его друга комвзвода Варавва, а сидит перед ним одна из важных шишек, скорее всего из ГУГШ, которая от него чего то хочет.
И "шишка"эта тут же выдает ему некое предложение от которого "нельзя отказаться": перевод в Москву (ну то бишь из Москвы в Москву) с комдива кантемировцев, скорее всего начальником Академии ( причем скорее всего не Фрунзе, а какой нибудь более профильной для танкиста). То бишь с "решающей" должности с которой можно и в командующие округом впрыгнуть, в какие то "почетные старцы". А уТрофимова самый что ни на есть карьерный возраст для этого - чуть больше 50-ти.
Трофимов решил поторговаться - "дивизия мне эта дорога"."-Понимаю, Алексей, поэтому не тороплю с ответом!" - не принял торг Варавва.
Судя по последующим кадром, на встрече вечером , все же на что то сторговались: Трофимов доказал Варавве, что он будет полезнее на своей должности.

Исходя из этой сцены, надо пересматривать и весь фильм, и взаимоотношение между героями.

В фильме об этом лишь чуть-чуть, но в сценарии, вполне ясно: и Иван Варавва и Любовь - вполне себе "из бывших", причем у Любовь - "кость белее белого", а вот у Вараввы - "выслуженная". И любит он Любовь искренне, только вот простить не может - как она смогла связаться с таким "деревенщиной" как Трофимов. И соперничество у них идет весь фильм по этому поводу - потому как Трофимов понимает, что Варавва ему соперник, но при этом все нивелирует Любовь Алексеевна, которая при выборе между ними двумя, отдает предпочтение Алексею. А так как с одной стороны Варавва не дает повода себя упрекнуть, но при этом не может расстаться с образом Любы ,а Трофимов видя это понимает, что упрекнуть то ему Ивана не в чем, вынужден смирится.
Ну это так вкратце, по верхам...

3
0
7
Алина Курченко
50 отзывов, 329 оценок, рейтинг 153
5 апреля 2012

Отвага, честь, бесстрашие
Наверное, у каждого из нас с детства остался перечень картин, которые всегда приятно просматривать. У меня такой летной стал фильм «Офицеры». Это отнюдь не радостная комедия или наивная мелодрама. Данная картина является самой настоящей трагедией, которая за полтора часа рассказывает зрителю о жизни двух товарищей, которые прошли через все ужасы войны. Лично для меня примечательно, что в этой ленте речь идет не только об убийствах, боли раненых солдат и семьях погибших. Сквозь призму всей драмы тут мы видим и любовь, и детскую улыбку, и даже слышим беззаботные шутки главных героев. Лично в меня это вселило надежду.
Советское кино априори снималось с уклоном на патриотизм, защиту Родины, доблесть, отвагу и честь. Наверное, именно поэтому в то время было намного больше честных и доблестных людей, которые не боялись смерти, потому как перед ними была другая, более глобальная миссия, оборона невинных людей. Истории известна масса героических историй того времени и о каждой можно снимать свою ленту, но, по моему мнению, «Офицеры» собрали все воедино и показали нам целостную картину.
Возможно, лента иногда суровая, несправедливая, но ведь так оно и было, или даже может хуже. Нам, к счастью, этого не узнать, но чтить память своих прадедов мы просто обязаны, чтобы наша Родина была для нас ничуть не менее ценной, чем Родина для Ивана Варавы и Алексея Трофимова, которые всю жизнь защищали тех, кто здесь живет. При этом один пожертвовал сыном, а другой семейным счастьем.

3
0
9
Юрий Артамонов
256 отзывов, 333 оценки, рейтинг 95
1 декабря 2013

Один из лучших советских фильмов о кадровых военных, об офицерах. Образы героев прописаны так тщательно и с такой любовью, что полюбить и не сопереживать им просто нельзя.Музыка вписана в ленту просто превосходно. Великолепный актёрский состав. Рекомендую для просмотра всем.

2
0
9
Анастасия Зарецкая
53 отзыва, 67 оценок, рейтинг 22
13 мая 2015

Из всех советский (и не только советских) фильмов о войне «Офицеры» В. Рогового выделяются и пленяют не патриотизмом, не жестокостью происходящего и не подвигами народа русского, а бытовой эпичностью сюжета, который можно описать как историю одной офицерской семьи, поделенную на несколько глав-фрагментов из жизни. Каждая глава — короткий яркий и завершенный рассказ, короткометражка, достойная отдельного фильма.

… Средняя Азия. Командир спасает юную девушку от басмаческой пули, прикрыв своей грудью и отдав жизнь… Солдат бежит по крыше военного поезда, спрыгивает, яростно рвет цветы, поезд мчится что есть мочи, но солдат успевает запрыгнуть в вагон и отдать букет женщине, которая только что родила на свет сына…. Летний Севастополь, молодой человек пускает солнечных зайчиков в окно своей возлюбленной, к которой приехал после долгой разлуки. По радио передают важное правительственное сообщение. Началась война.

Художественную подлинность этим маленьким историям добавляет черно-белая пленка, которая будто документизирует происходящее, придавая ему тот драматизм, возникающий, обычно, если глядеть в прошлое из настоящего. Увы, фильм был раскрашен несколько лет назад во время вспыхнувшего помешательства связанного с колоризацией всех подряд советских фильмов. Но только если некоторым (например, воздушному «В бой идут одни старики» и «Девчата») это пошло на пользу, то выразительность других фильмов ("Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на плющихе» и т. д.) заметно упала.

«Офицеры» в чем-то женское кино, и дело тут не только в героине-женщине, вокруг которой, в общем-то, и крутятся все события (даже когда начинается Великая Отечественная война, зритель видит лишь Алину Покровскую в образе начальницы передвижного госпиталя). Дело в мастерски переданной параллели между любовью к родине и любовью к одной единственной женщине. Помимо этого «Офицеры» — безысходно-жизнеутверждающий фильм, вереница его коротких историй, вырванных из жизней, говорит о том, что все меняется, за одним событием идет другое, а уж каким оно будет, хорошим или плохим — как повезет, главное что потом все равно наступит что-то новое.

1
0

Читайте также

Подборки Афиши
Все