Хотелось бы поделиться мыслями о фильме "Одиночество простых чисел" (La solitudine dei numeri primi) Саверио Костанзо. Один из немногих фильмов за последнее время, после которого долго не покидает ощущение прикосновения к чему-то светлому и прекрасному, да-да-да, понимая всю тривиальность этой фразы, именно - к чему-то светлому и прекрасному. После просмотра не хочется вливаться в поток несуразного и уже давно несозвучного твоему внутреннему миру информационного хаоса основных телевизионных каналов. Хочется послушать Рахманинова, Стравинского или просто побыть в тишине.
Объяснюсь.
Сей фильм повествует о великой силе любви как жертвенности в самом высоком смысле этого слова (невольно всплывают цитаты Пастернаковского "Доктора Живаго"). О той глубокой внутренней привязанности и теплоте, которая не заявляет о себе вслух и не требует никакой отдачи, а просто ютится внутри, формируя базис для дальнейшего существования.
Два героя, (словно простые числа, которые деляться только на себя и единицу, стоят рядом и как правило разделены одним или несколькими числами) живут в парраллельных мирах своего детства. Один - в детстве переживает жуткую трагедию, за которую всю жизнь не может себя простить, другая - в результате безразличия матери и деспотичности отца надолго получает мощную психологическую травму и замыкается в себе. Как и простые числа, которые разные, но схожи в чем-то принципиальном, два героя растут абсолютно замкнуто от внешнего мира, переживая небезболезненно все его жестокие уроки. В какой-то момент времени их судьбы пересекаются, они ощущают друг в друге ту близость, которая ни на что не похожа, что и сводит их эмоционально. Только чуткая женская душа чувствует это немного раньше, и пытается ненамного, но сблизиться, что дается ей не так просто, потому что главный герой не готов к этому, он не излечил в себе эту внутреннюю боль, о чем свидетельствуют бесконечные порезы на его теле. Он себя истязает, и внутренне,и физически. ОНА глубоко чувствуя всю полноту его переживаний, физически это ощущая, пытается в силу своих ограниченных возможностей осторожно, не нарушая его покоя накрыть его одеялом собственой теплоты. Все бы было прекрасно, не будь она тоже искалеченной в детстве душой. Её непохожесть на других значительно мешает ей возможности реализовать это в полной мере. Её робкие и нелепые попытки помочь ему натыкаются на глухую стену его внутреннего молчаливого крика боли.
Автор, в течение всего фильма, пытается, незатейливо, тонко и аккуратно подвести зрителя к основной идее. Он не вещает менторским тоном, а просто мастерски расставляет акценты, очень точно, через мелочи и детали. В фильме нет плотских отношений между героями, они, в силу своей непохожести на других, не стремяться к этому сразу. Их внутрення стена разрушается постепенно, по одному кирпичику. Не удержусь от соблазна, описать последний кадр, кто хочет посмотреть этот фильм может дальше не читать. Герои наконец-то встречаются после долгих 7 лет разлуки, ОН от НЕЕ уходит (когда она засыпает) на место трагедии, которая не отпускает его внутри, она интуитивно, через какое-то время, находит его именно там.. Он сидит на лавочке, она подходит к нему сзади, запускает руку в его волосы, их легко теребит, и медленно опускается своей щекой потихонечку касаясь его макушки, волос, и, наконец, щеки, внутри каждого чуствуется такая мощная эмоция, которая еле сдерживается, и они так и стоят, она наклонившись и прикоснувшись к его щеке. Это просто пробирается до глубины души. К черту поцелуи и объятия, всего лишь легкое прикосновение, несущее в себе огромный заряд вселенской любви и теплоты, поистине за такой момент можно многим пожертвовать.
По щекам слезы, в душе катарсис. Занавес. Спасибо!
Фильм сильный, на мой взгляд, но смотрится тяжело. Наверное хорошо бы знать содержание книги, прежде чем приниматься смотреть фильм.
На потяжении половины картины я не понимала, как связаны разные дети, которых показывали, разные сцены.
Даже имена не помогали. И только где-то в середине все встало на свои места и стало понятно, что это все одни и те же девочка с мальчиком, просто в разное время их жизни.
Фильм тяжелый, про странных, травмированных морально детей, про то как они пытаются с этим жить.
Картина на любителя, но мне не смотря на большое количество вопросов и недопонимая в процессе просмотра все таки понравилось.
История про худую девочку, которую обижают в школе, да и дома не очень-то у нее все хорошо и мальчика, который не может забыть сестру и винит себя в ее исчезновении. В прочем он действительно виноват: его сестра была больна какой-то формой аутизма ( ну или чем-то другим, я не разбираюсь), а мальчик за ней везде присматривал, ухаживал и защищал. И не было у мальчика никакой своей жизни, только жизнь вместе с сестрой, даже на праздник к одноклассникам его заставили взять сестру. Мальчик очень хорошо за сестрой ухаживал, но тут почему-то побоялся идти с ней на праздник, видимо хотел побыть ребенком хоть немного, а не взрослой нянькой, роль которой все время играл. Он оставил сестру на лавочке, а когда вернулся, она пропала. Это по сути сломало ему жизнь, хотя до этого был совсем нормлаьным заботливым ребенком. В прочем я считаю, что основная вина в этом на родителях, потому что нельзя на такого мальнького ребенка вешать больную сестру, слишком большая нагрузка в социальном плане, поскольку дети жестоки, дети страшно жестоки. Мальчик взрослеет, но становится странным, замкнутым, режет себя, видимо для того, чтобы заглушить боль. у него грудь и руки в шрамах. Единственное, что ему остается - учиться, чем он и занимается.
Аличия с ним знакомится на вечеринке, где они оба выглядят чужими. Они взрослеют, движутся дальше по жизни, не осознавая свою любовь к друг другу. Они продолжают общаться, но Матиа уезжает в Германию, и только в конце фильма, он возвращается к ней, и кажется, что он все таки справится со своей травмой.
А Аличия видела в магазине сестру Матиа, вот только остается загадкой, действительно ли она ее видела, или это была ее галлюцинация.
Вчера состоялось торжественное открытие второго кинофестиваля Венеция-Москва. Ознаменовано оно было российской премьерой небезызвестного фильма «Одиночество простых чисел» («Solitudine dei numeri primi»), снятого на основе одноименного романа физика и по совместительству писателя (уж точно не наоборот) Паоло Джордано.
На этот фильм я пошла не из-за горячей любви к вышеназванному автору, а из-за патологической и совершенно неизлечимой привязанности к итальянскому языку и всему, что с ним связано. Скажу больше – я изрядно подготовилась и прочитала первоисточник Джордано. Возможно, мне не стоило этого делать…
Во время прочтения книги меня не покидало ощущение, что чего-то не хватает, потому что драма, разворачивающаяся на страницах романа, несмотря на весь свой трагизм и безысходность, совершенно не цепляла и не трогала… То ли герои были недостаточно хорошо прописаны, то ли совсем не чувствовалось между ними той глубинной связи, которая вроде как соединяла их на протяжении всего повествования.
Но в фильме все было иначе… Главные герои, Аличе и Маттиа, оба пережили в детстве личную трагедию. И это изменило их навсегда – они замкнулись в себе и потеряли связь с внешним миром. Но едва встретившись, они ощутили незримое притяжение друг к другу, которое в итоге соединило их судьбы на долгие годы. Это и есть тот сюжет вкратце, который режиссер Саверио Костанцо перенес из книги на экран. Но на этом сходства оригинала и фильма заканчиваются. Во-первых, привлекает внимание рваная манера повествования, которая держит в напряжении весь фильм и помогает сохранить интригу до самого конца. Во-вторых, вне всяких сомнений ЭТИМ героям ты ВЕРИШЬ , просто не можешь не верить, потому что каждый их жест, каждый взгляд, мимолетное прикосновение – все свидетельствует о сильнейших чувствах, глубокой привязанности и настоящей любви. Ты сопереживаешь им и внутренне надеешься, что они все-таки смогут найти в себе силы освободиться от демонов прошлого и сделают это вместе.
После начала титров я несколько минут сидела в ступоре, единственным желанием было посидеть рядом с близким человеком и просто помолчать, все слова вдруг стали лишними и какими-то искусственными. Потому что то, что происходило до этого на экране, было тонким, душевным и таким настоящим.
Даже среди одиноких простых чисел встречаются исключения – ведь 2 и 3 все же стоят вместе =)
8 из 10