Сестры Вачовски («Матрица») и немецкий режиссер Том Тыквер («Беги, Лола, беги») вместо того, чтобы снять один фильм, сняли сразу шесть в духе «Все взаимосвязано» (или же, если говорить про кинематографические референсы, «Нетерпимости» Дэвида Уорка Гриффита). «Облачный атлас» — экранизация романа Дэвида Митчелла, повествование которого протянулось с середины XIX века до событий, последовавших после гибели Земли. Одни и те же актеры (Том Хэнкс, Халле Берри, Пэ Дуна, Джим Бродбент, Бен Уишоу, Джим Стерджесс, Хью Грант и Хьюго Уивинг) играют до шести персонажей, а на экране разворачивается то семидесятнический политический триллер в стиле «Заговора «Парралакс», то южнокорейский киберпанк. Однако, не смотря на то, что картина немного напоминает цирк с накладными носами, в какой-то момент она начинает работать — и из ее эклектичной эстетики рождается новая киноформа, с которой Вачовски, Тыквер и Митчелл продолжили экспериментировать в сериале «Восьмое чувство».
Детектив, Фантастика, Драма |
16+ |
26 октября 2012 |
8 ноября 2012 |
2 часа 52 минуты |
cloudatlas.warnerbros.com |
Середина XIX века: где-то в районе Новой Зеландии американский юрист (Стерджесс), плывущий домой, заболевает странной болезнью и помогает беглому рабу. 30-е годы XX века: молодой композитор (Уишоу), гей, а потому изгой в собственной семье, устраивается помощником к престарелому живому классику. 70-е годы XX века: журналистка (Берри) пытается разоблачить корпоративный заговор, связанный с ядерным реактором. Наши дни: британский издатель (Бродбент), скрываясь от бандитов, оказывается в психушке. Далекое будущее: в тоталитарном Нео-Сеуле девушка-клон (Дуна), одна из армии рабынь, становится частью Сопротивления. Еще более далекое будущее: пастух (Хэнкс) из племени, которое живет натуральным хозяйством, помогает женщине из мира значительно более развитого.
«Атлас» из тех фильмов, что стоило бы выставлять не в кинотеатре, а в зоопарке, вместе с животными вроде слона или жирафа — оправдывающими факт собственного существования уже самим своим диковинным видом. «Из тех» здесь и не подходит, таких фильмов больше нет. Самое трудное — первые полчаса: пока эта громоздкая, тяжеловесная конструкция не торопясь разгоняется, кажется совершенно невероятным, что она сможет взлететь. Три часа, три режиссера, шесть нарубленных в капусту сюжетов из разных эпох и континентов с одними и теми же актерами, которые благодаря гриму преодолевают свои возраст, расу, пол (результат — в диапазоне от забавного до чудовищного; во многих случаях, впрочем, артистов просто не узнать). Постоянная, порой ежеминутная смена декораций и регистров: романтическая драма переходит в илинговскую комедию, параноидальный семидесятнический триллер — в размашистую антиутопию. И главное — рифмы, которые являются и методом, и предметом «Атласа». Титаническое нагромождение крючков, перекличек, отсылок, цитат — от родимого пятна до торжественной мелодии, от кинофильма «Сойлент грин» до смысла всего сущего, — которыми все шесть микросюжетов связаны с таким расчетом, чтобы в итоге они выросли в единый макро-, сверхсюжет. «Атлас» легко с порога упрекнуть в претенциозности, но этот сверхсюжет — грубо говоря, о свободной воле — в итоге оказывается подан настолько внятно и настолько просто, что способен разочаровать как раз своей незамысловатостью; можно было бы и попретенциознее, ей-богу. И все равно нужно быть очень скучным или очень ленивым зрителем, чтобы к середине этого где-то дурного, где-то смешного, бесконечно уязвимого фильма не почувствовать, как рифмы, стукаясь друг о друга, складываются в стихи, как вопреки всему он летит, и облака — вот они.
Пожилой мужчина с живописным шрамом рассказывает истории из своих прошлых жизней, сидя на пляже, у костра, и удивительно метко ругая силы природы и долгое ожидание, весьма некстати сопутствовавшие московской премьере «Атласа». Давным-давно молодой адвокат спас беглого раба. Накануне второй мировой талантливый музыкант убегает от любовника, служить секретарем гениального композитора. В семьдесят третьем году настырная журналистка стремится докопаться до правды о суровом мире ядерной энергетики. В две тысячи двенадцатом незадачливый издатель ловит удачу и неудачу за хвост. В недалеком будущем девушку-фабриката, прислугу из Нео-Сеула допрашивает лысый инфернальный следователь на предмет желаний странного. Спустя еще сотню лет к дикарям на остров приплывает катер самого футуристичного вида, и одетая в белое девушка рассказывает немытым робинзонам о термоядерных реакциях. Все истории связаны между собой, все они – о любви, о жертве, о свободе, а также о границах и последствиях этой свободы. О том, что революция духа невозможна без самопожертвования, а эволюция невозможна без боли и страданий.
Что есть время? Река, текущая во все стороны сразу. Стихия, которую невозможно обуздать или победить – она накатывает волнами, разрушая и сохраняя, уничтожая и восстанавливая вновь. Ни прошлого, ни будущего не существует, есть лишь бесконечное «сейчас». Единение поколений осуществляется через искусство, будь то музыка, кино или литература. История материальна, она на расстоянии вытянутой руки – до нее можно дотянуться через симфонию гения, к ней можно прикоснуться через пожелтевшую бумагу с расплывшимися строчками. «Облачный атлас» - это кино о круговороте жизни, любви, искусства и свободы. Последняя живет в мелодиях, во взглядах, в убеждениях и решениях. Свобода противостоять навязанным догмам. Свобода творить и наслаждаться. Свобода быть самим собой и быть свободным от себя. В каждом есть как великое добро, так и великое зло, жизнь – вечная борьба между адом и раем. «Облачный атлас» - это кино о выборе как фундаментальной основе всего – и выбор делается не единожды, его приходится делать ежесекундно, каждый квант времени.
История дружбы между адвокатом и чернокожим матросом – это рассказ о свободе выбора. Когда опыт диктует то, кем ты являешься, и ты готов сражаться за себя. Зарисовка о тандеме композиторов – это притча о жертве, которую требует вечная жизнь, жизнь в искусстве. Случай из жизни журналистки тоже демонстрирует жертву, жертву за правду, демонстрирует значимость внутреннего стержня и неприемлемости отступления. Карикатурная современность – краткая передышка, сейчас все смешно и невзаправду, сейчас – это лишь вечный побег из богадельни в бар. Пост-апокалипсис диаметрально разных дикарей и «провидцев», последних детей агонизирующей цивилизации – это история о свободе от внутреннего демона, силе, которая требуется, чтобы поступать правильно, даже если это невероятно трудно. А мир, представленный Нео-Сеулом, по-настоящему страшен, хоть и схематичен в революционной прямолинейности. Ведь зло начинается именно там, где на людей начинают смотреть, как на вещи. И пусть оруэлловщина через зловещее потребление – это не слишком свежо, таранная наглость в озвучивании – да, несколько устаревших истин – всегда обаятельно отличала проекты Вачовски. Претенциозное, амбициозное кино подкупает изящным извинением за флешбеки и флешфорварды. Юмористически гениальным решением проблемы критики. Умелым самоцитированием и самоиронией, не скатывающейся в самопародию. Диагнозом «киска» и портретом Солженицына, перечеркнутым надписью «banned». Оммажи множеству вещей не резки, не вызывающи и не заигрывают с публикой – они проступают деталями, силуэтом в сумерках. Каждая история линейна, однако конечный результат превосходит сумму слагаемых. Гармония.
Наверное, нелепо говорить о техническом совершенстве, однако не упомянуть было бы преступлением. «Облачный атлас» выглядит безупречно – не столько даже за счет нетривиальных инженерных решений и красивейшей постановки, его магия – в рваном ритме монтажных фраз, в динамичной хлесткости переключения между историями. Фильм держит на крючке, водит за нос, со сверхъестественным чувством правильного момента выдавая именно то, что необходимо сейчас, что интереснее всего в конкретную секунду. Кабацкий мордобой сменяется виртуозной игрой на фортепьяно, добрая сальная шутка сменяется пафосным разговором о жизни после смерти, редкий, но едкий натурализм уступает невинному фетишизму. Поиск бога оканчивается на дне стакана, на вершине горы, в неумолимо черном дуле пистолета, внутри самого себя. Эволюция человечества осуществляется через эволюцию человека. Каждый из режиссеров привносит что-то свое, авторское, выстраданное и ценное, но при этом никто не перетягивает одеяло на себя – редкого качества симбиоз. И шестеро людей, благодаря которым все стало возможно – шестеро героев, меняющих амплуа, но не меняющих место в кропотливо выстроенном символизме – деструктивный Уивинг, щеголяющий то моноклем, то шевелюрой, то маникюром или макияжем, то зловеще черными перчатками; созидательная Берри; игривый Уишоу; бестолковый Грант; эволюционирующий Хэнкс. Кто-то выплывает в чужих историях случайным гостем, показывая гипнотическую, едва уловимую взаимосвязь времен. А кто-то меняется кардинально, символизируя черты описываемого века.
Пожалуй, единственное, что можно инкриминировать «Атласу» - стремление проговорить идеи вслух, когда они уже были исчерпывающе решены на уровне сюжета. Но и только. Здесь каждый кадр – это стоп-кадр, готовый постер, а каждая фраза – афоризм. Фильм будут, как и Матрицу в свое время, изучать под микроскопом, выискивая несуществующие достоинства и сомнительные недостатки. Его будут любить и ненавидеть, о нем будут много и со вкусом говорить – но главное остается главным, «Облачный атлас» - отличное кино, увлекательное, амбициозное и дьявольски красивое. Исполненное не только с умением, но и с любовью – а это, как известно, важнее всего.
"И ведь неловко спросить, что такое "дефлопе". Потому как кажется, что все обернутся и начнут смеяться" (с)
Сказать, что этот фильм ужасен - наверное, нельзя. Пережили же мы как-то и "Меланхолию" Фон Триера, и "Древо Жизни" Торренса Малика, как и пережили много лет назад снятое "Жертвоприношение" Тарковского.
Что объединяет эти фильмы? Непокидающее после просмотра ощущение, что эти шедевры, разной степени величия режиссеры снимали "ну просто так, ну для себя" (с)
Вроде как ты и не идиот, и понимаешь мотивы христианских и прочих, антихристианских аллюзий, коими, опять таки, в разной степени напичкан сюжет фильма, ан нет, в итоге все-же думаешь - мол, не жалко ли тебе, дураку, 3-х потраченных часов на это, не побоюсь этого слова, фуфло? И вроде как неудобно делиться с кем-то мнением, что фильм, набравший 8.3 на imdb, на самом-то деле унылое г...о. Ведь не поймут; и вот уж грезится, что разномастные, не чуждые тайного знания о колесе Дхармы, гламурные кисы вдруг как станут хором смеяться над моей узколобостью... Впрочем, где-то это уже было - "Начал есть, а оно безвкусное! Лучшее в Москве, но ни-как-ко-е" (с)...
Вы ждали Апокалипсис? Вы его дождались! После просмотра фильма «Облачный Атлас», мир перестанет быть прежним. Старые представления о том, что такое истина, что такое вера и религия, кто мы такие, и зачем мы пришли на эту планету – падут под натиском философии new age, облеченной в зрелищную обёртку с голливудским размахом. Сто миллионов долларов – самый большой бюджет для авторского кино. Независимость нынче - удовольствие не из дешевых. Но она того стоит!
Будьте готовы: если вы никогда не читали эзотерической литературы, ничего не слышали о «новых временах», «великом переходе» и «скачке сознания», фильм может показаться странным и очень затянутым - 2 часа 52 минуты! Но даже в этом случае, ваше терпение будет вознаграждено отличной игрой Тома Хэнкса, Холли Берри, Бена Уишоу, Хью Гранта, Сьюзан Сарандон и других артистов. Вас не разочаруют сюжетные перипетии, вам хватит поводов попереживать за приключениями героев и даже посмеяться над отличными шутками. Фильм многослойный и в смыслах, и в сюжетных лабиринтах. От того, его стоит хотя бы попытаться разгадать, дабы получить удовлетворение от работы собственного ума!
Если же вы зритель подготовленный, ваша душевная организация из разряда open-minded, а личные убеждения не являются истиной в последней инстанции, уверен, вы, как и зрители во всем мире, будете аплодировать картине стоя! Воистину фильм - открытие года! Лучшее, что я видел за последние пять лет.
В «Облачном Атласе» режиссеры Лана и Энди Вачовски продолжают исследовать тему, поднятую ими еще в «Матрице»: что есть наш мир? Как устроена Вселенная и по каким законам она живет? Однако, новое эпическое полотно (в основу которого положена одноименная книга англичанина Дэвида Митчелла), не могло бы приобрести эпохальность масштаба, не будь там Тома Тыквера, известного своим бережным обращением с литературным первоисточником. Гениальный фильм «Парфюмер» - яркое тому подтверждение. Как заметили те, кто читал шестисотстраничный труд Митчелла, режиссеры «Атласа» сохранили дух истории и крайне аккуратно обошлись с фабулой.
Авторы картины развернули перед зрителем ковер мироздания не славы ради, а чтобы каждый нашел там себя и свои неотработанные уроки, чтобы каждый задумался о том, что есть его собственная жизнь!
«Облачный Атлас» - уникальный пример того, как визуальный язык кино, позволил доходчиво и убедительно рассказать о том, о чём веками спорили лучшие умы. О том, что не может не волновать любого умного человека.
Создатели убеждены: всё взаимосвязано. Случайностей не бывает. Они настаивают на том, что наше тело – лишь одежда для бессмертной души, которая каждое новое воплощение получает уникальный опыт собственного становления (роста). Если в прошлом вы были алчным человеком, готовым совершать преступления ради денег, то во время нового путешествия на землю в уже новом теле, Жизнь заставит пройти урок алчности еще раз. Но к этому прибавит много новых заданий и уроков, которые интерпретируются человеком не иначе, как «испытания, злой рок, семейные трудности, несчастья».
Скажете, что в этом нового? Отчего меня так возбудили старые буддийские идеи? Ответ очевиден – форма подачи! Как нетривиально авторы рассказали о том, что мы сотни раз слышали, читали, во что верили, о чем догадывались! Сделать это сегодня так же сложно, как поведать историю про Золушку на новый лад. Но у Вачовски-Тыквера, это получилось. Ярко, интересно и очень увлекательно! (Здесь раздаются бурные аплодисменты).
Показательно, что создатели фильма не просто экранизировали книгу с философским подтекстом, они предложили актерам уникальный эксперимент на съемочной площадке. Каждому довелось сыграть сразу несколько инкарнаций самого себя! В разные эпохи и при разных обстоятельствах. Создатели устроили не только актерское раздолье, но предложили им уникальный опыт постижения законов кармы в течении одного фильма. Такими съемками может похвастаться далеко не каждый.
Думаю, что особое внимание зрителю стоит обратить на аллюзии к христианству, которые угадываются в истории Сонми – приговоренной к смерти корейской революционерки. Ее интервью перед казнью превращается в настоящее откровение, после которого, слушающий её хранитель архива, уже не может оставаться прежним. (Тут многие вспомнят разговор Христа с Понтий Пилатом у Булгакова). И пусть Сонми умрет, её идеи свободы все равно будут жить! А люди... они во все времена не желали слышать правду о самих себе и потому убивали своих пророков. В прошлом – распинали на кресте, в будущем – это делают с помощью смертельной инъекции. Ничего не поменялось. Даже повторяемость ситуаций сквозь века и города, видится закономерной. И режиссеры, вслед за автором книги, гениально стыкуют это очень точным и хлестким монтажом. Во внимании к деталям создателям фильма не откажешь!
Не пожалейте трех часов своего личного времени. Окунитесь с головой в этот океан смыслов, интерпретаций и трактовок. Найдите повод посмотреть «Облачный Атлас». Ваша душа обязательно отзовется!
В фильме постоянно цитируют Солженицына. То есть как бы ставят этот бред на одну доску с его идеями. Вы же не поспорите с Солженицыным? Ну и с нами не спорьте. После фильма такое чувство, будто тебя три часа продержали в помойной яме. А ты за это еще и деньги заплатил.
Основная идея этого опуса: "любые условности - вред. Сотри все границы, и ты найдешь правду-истину". Ребята, это самая основа морально-нравственного и физического разложения. Как называют людей без тормозов? Правильно, отморозками.
Страшно, что столько рецензентов называют фильм "философским и глубоким". У этой глубины есть название - бездна. Купили билет? Добро пожаловать в ад.
Фильм нафарширован ложью и чуть-чуть глазурирован "правдой-истиной" - для маскировки, чтобы смотрелось более правдоподобно. Примеры этой лжи возмутительны.
1. "Однополая любовь может быть чистой, высокой и вечной". То, что порочно по своей сути, не может быть ни одним, ни другим, ни третьим.
2. "Биороботы и люди - одно и то же и имеют равные права". Кхм... Создатели фильма не слыхали про душу?
3. "Социальные и прочие неравенства не имеют значения для создания крепкой семейной пары". Много ли известно семей, где муж - неотесанный деревенский тракторист, а жена - утонченная и просвещенная бизнес-леди? Именно семей, проживших долго и счастливо до самой смерти?
И так далее, и так далее...
Поэтому единственное заключение - для неокрепших умов фильм крайне вреден.
Исключительно гуманистическая идея пронизывает весь сюжет картины со скоростью света летящих комет и свечения давно потухших звёзд. Сильнейшая, ярчайшая апология личности человека, будь он естественно рождённый или выращенный в пробирке, если у него есть душа и сознание - он личность, он капля человечества, мощнейшего океана энергии, любви, потока и всеобщей энтропии, благодаря которой и есть сама жизнь во всех её прекрасных, чувственных и благих проявлениях.
Здесь нет смысла что-то объяснять или доказывать, всё просто: идея фильма - это внутренний стержень человечества, его стремление выжить как социума, совершенствоваться, нести мудрость, питать любовью будущее цивилизации и поколение где бы оно ни было, на какой-либо планете, в туманности и галактике.