Трагикомедия |
Владимир Михалек |
6 марта 2008 |
1 час 47 минут |
Уже не очень молодой человек (Давид Новотны) решает провести целый день, а как получается, и ночь, со своим отцом (Йозеф Сомр). Его родители разведены уже очень давно, он жил всю жизнь с матерью, хотя терпеть ее не мог, и больше хотел жить с отцом, но по глупости детства ляпнул однажды не то, что думал, за это расплачивался все отрочество. Но с тех пор прошло уже много лет. Сын сам был женат и разведен, и сейчас встречается с молодой красивой Мартой (Марьяна Крофтова), которая как раз ждет его дома, пока тот нагуляется с отцом. А пока ждет, к ней приезжает молодой человек (Любо Костельны), который починяет ей шрифты на компьютере и оказывается сыном ее любовника. Дело в том, что когда тот служил в армии, встречался со словачкой, которая родила от него сына, но тот вырос без знакомства с отцом, и только уже в более взрослом возрасте встретил его. Взаимоотношения отцов и их детей перечеркиваются одной женщиной. Местами грустный, а местами очень смешной, фильм в канонических традициях лучшего чешского кинематографа.
Один день из жизни отца и сына, которые переживают вместе всю прожитую жизнь, все грустные и очень смешные истории, которые с ними произошли. Владимир Михалек, пусть и не самый известный режиссер современного чешского кино, но лицо узнаваемое – именно он снял «Бабье лето», а так же пару относительно популярных фильмов в конце 90-х, пусть сегодня и не столь обсуждаемых. Как и «Бабье лето», этот фильм вновь построен на обильном количестве диалогов, а также хорошей актерской игре. Плюс довольно изящное драматургическое решение с параллельно развивающимися линиями отцов и детей, которые, конечно же, в конце пересекутся, но вовсе не так, как того ожидается.
Давид Новотны и Йозеф Сомр выдали совершенно потрясающий дуэт, этакий стержень интереса, вокруг которого уже наращиваются мускулы всего фильма. Может быть сценарий несколько мужецентрический, и будет слабо интересен женскому полу, разве что вторая половина второстепенной линии. С другой стороны, основным посылом фильма является важность человеческих отношений. Пусть это единственные отношения в его жизни. Отношения ли это сына с отцом и наоборот, или даже женщины с мужчиной. Но, не имея подобной родственной связи, жизнь превращается в серую и, может и осмысленную, но бесконечно грустную рутину будних дней, где счастье или горе не может быть ни с кем разделено. По традициям современного чешского кино, фильм снят довольно аккуратно, без эмоциональных яростных всплесков и пиков, но с потрясающей внутренней энергией, узнаваемым характером блистательных диалогов, потрясающей актерской игрой и восхитительной душевной атмосферой.