Один из самых недооцененных и невостребованных фильмов Франсуа Трюффо. В недостатке внимания к этой картине определенно что-то есть, но одно название картины объясняет практически всю идеологическую концепцию фильмов Трюффо того периода. «Нежная кожа» - сложный и хрупкий внутренний механизм простого человека против жестоких ветров окружающего мира. Впрочем, тот факт, что картину не полюбили тогда, в 60-х, а сейчас любят скорее по инерции и из уважения, понять тоже можно. Впечатления от картины несколько разношерстные. Например, Франсуа на протяжении всего фильма подгоняет своих героев тревожной музыкой, более уместной или для Хичкока, или для нуара. Но «Нежная кожа» нуаровым фильмом быть не может. Если только в сильно рафинированно-интеллигентном виде. Впрочем, какой герой, такой и нуар, собственно. Если в классическом детективном триллере рассказ ведется как минимум о каком-либо частном детективе или, на худой конец, преступном элементе, то в «Нежной коже» главный протагонист – профессор словесности, обычный корректор, писатель книг о Бальзаке, о котором он может рассуждать часами. Куда он бежит? Закрыв глаза и слушая только музыку, можно подумать о том, что за ним гонятся бандиты. Но, нет, он просто опаздывает на самолет в Лиссабон, для него этот полет так же важен, как для полицейского нить расследования. Смотрите на все эти лица. Подозрения. Страх. Пьер Лашне мечется по комнате, включая везде свет. Чего он боится? Всего лишь обыденности. Он – успешный человек, любим и уважаем по всей стране. Его ждут в провинции, набивают целые залы лишь бы только посмотреть на него, а дома его ждет жена и дочь. Но все это не совсем то. Мимолетный взгляд в самолете, более подробные и откровенные позы в лифте. И вот уже наш полноватый и не особо опытный в романтических отношениях «обычный человек» завертелся в опасном водовороте адюльтера. Оправдано ли использование подобной музыки при таком повествовании? Да. Но понять это можно только посмотрев до конца фильм. Более того, не будь у Трюффо несколько резкой на фоне всего этого вялого течения человеческих отношений развязки, фильм можно было бы попробовать списать в утиль. Все-таки, тема эта не нова. Томления и терзания мечущегося под конец картины между женой и любовницей Пьера быстро утомляют. Все это, как симфония с игрушечными инструментами. Возня котенка на подносе с объедками. Не трогает, не толкается, не пытается смотреть в глаза. Трюффо говорит: «Во всех историях адюльтера законная жена холодна, а молодая любовница чувственна. Я собираюсь сделать наоборот». Получилось лишь только в последние полчаса картины. Это рыдающая в маленькой гостинице в Реми любовница холодна? Это безразличная светская дама-жена в начале фильма чувственна? К концу картины, конечно, все выправляется, как того и хотел Трюффо. Жена стреляет, Натали – звонит и смеется. Но это же логично и ничего нового. Но фильм слишком субтильный, чтобы его как следует пнуть. Сними его кто-нибудь менее известный, можно было бы и поговорить о чем-нибудь. Но от Трюффо всегда ждешь большего. «Нежная кожа», увы, оказалась для меня всего лишь кирпичиком в фундаменте памятника великому режиссеру.
В наши времена, когда все кино жестко поделено на «мейнстрим» и «артхаус», мало кто умеет снимать такие тихие, грустные, жизненные фильмы об отношениях между людьми – разве что один Вуди Аллен остался (если не брать в расчет некоторую истеричность его картин). Действительно, кого сейчас в принципе может заинтересовать неторопливая и в чем-то наивная история адюльтера одного нескладного культуролога? Однако прелесть такого кино совсем не в сюжете и героях как таковых, а в мелочах, которыми так и усыпана картина. Единственный недостаток фильма – его некоторая длиннота, но тем не менее, это не мешает насладиться мастерством Трюффо и получить истинное удовольствие от просмотра. Представьте, что долго гладите нежную кожу – разве это может надоесть?
Посмотрев фильм, ещё раз убедилась, что лучше чёрно-белого кино 60-х снять уже ничего нельзя. Это истина, не требующая доказательств. И дело не в Трюффо, хотя начав смотреть фильм вчера по телевизору, поняла, что снят он не рядовым режиссёром... К сожалению, не досмотрев его до конца, сегодня с удовольствием посмотрела ещё раз. Что поражает больше всего, так это колоссальное чувство вкуса, эстетического, визуального, кинематографического... Современным режиссёрам нужно постоянно учиться у великих именно этому. Хотя вкус или есть, или нет. Наверное этому вряд ли можно научиться. И я согласна с предыдущей рецензией, в наше время, страшное время "стрелялок", "страшилок" и прочей киношной шелухи, так не хватает трогательного, наивного, но такого душевного кино 60-х!!!