Ремейк великого фильма Джона Карпентера о банде то ли уличных хулиганов, то ли нелюдей, штурмующих ночью полузаброшенный полицейский участок.
Боевик |
16+ |
Жан-Франсуа Рише |
19 января 2005 |
3 февраля 2005 |
1 час 49 минут |
В предназначенном под снос, а потому разоруженном и отрезанном от спецкоммуникаций полицейском околотке на промышленной окраине Детройта в новогоднюю полночь чокаются кружками пятеро вполне случайных людей. Еще четверо сидят этажом ниже в обезьяннике. По правилам им совершенно нечего там делать, но дорогу занесло, и перевозка не добралась до тюрьмы. Люди снизу с ненавистью слушают, как веселятся люди сверху, но довольно скоро они станут другу другу ближе и родней всех на свете — из метели уже выезжают черные внедорожники, а из внедорожников уже выходят черные фигуры и тихо-тихо идут по свежему снегу к освещенным окнам.
Эта история про оборону шаткого, не рассчитанного на длительную осаду помещения горсткой нервных, не симпатичных друг другу людей имеет свойство завораживать сама по себе, вне зависимости от состава обороняющихся, фамилии режиссера и того, где именно стоит импровизированная Брестская крепость: на пыльном перекрестке в Рио Браво, посреди душного ночного Лос-Анджелеса (как было в карпентеровском «Нападении» 1976 года) или же в гаражно-ангарном парижском предместье, где давали последний бой герои «Осиного гнезда» Флорана Эмиля Сири, трехлетней давности, нелегитимной, но оттого ничуть не менее феерической французской вариации на тот же сюжет.
Новое «Нападение» тоже делали французы, честно выкупившие название у переквалифицировавшегося в дачники Карпентера. Сюжет они переписали, но оставили главное — паузы между словами и выстрелами, когда герои молча глядят, как отпущенное им время утекает через пулевые отверстия в стенах и стеклах; пошлейшая, конечно, метафора, но что делать, если именно через них оно и утекает; к тому же именно так было написано когда-то на афише «Рио Браво», фильма, открывшего собой этот стрелково-оборонительный цикл.
Если когда-нибудь все варианты «Нападения», легитимные и не-, издадут одной двухсотдолларовой DVD-коробкой, в аннотации на крышке наверняка отметят, как забавно менялся от фильма к фильму общественно-политический контекст. Под прущими через окна и двери безликими нелюдями каждый, кто брался пересказывать эту историю, подразумевал свое: Говард Хоукс — коммунистов, Карпентер — собственные кислотные фантазии, Сири — мусульманскую, по всей видимости, экспансию. Но история эта ни про то, ни про другое и ни про третье — она, как сказал бы Муми-тролль, про «врага вообще», про то, что где угодно и когда угодно обязательно найдутся те, кто придет за тобой. Потому что 13-й участок, он на самом деле не в Детройте, не в Рио Браво, не на парижской окраине и не в Химках. Он, уж позвольте напоследок еще одну пошлую фигуру речи, — в сердце человека.
Люди в масках штурмуют полицейский участок, предназначенный под снос из-за своей полной неликвидности. Им противостоят, а значит держат оборону двое полицейских (стар и млад), сисястая секретарша; не такая сисястая, но обаятельная женщина-психоаналитик, плюс заключенные. За одним из которых (Лоренс Фишберн), собственно, и пришли эти люди в масках.
Вышедший в 1976 году карпентеровский «Участок» (его саундтрек отпечатывается в голове не хуже «хэллоуиновского») наплодил столько подражаний, что любой киновед замучается их перечислять, но не смотря на это остался самоценным произведением искусства.
Его ремейк 2005 года не претендует на то, чтобы остаться классикой мирового кинематографа, но все-таки обладает несколькими важными качествами: во-первых, неплохим актерским составом (вместе с Фишберном в картине также играют Итан Хоук, Гэбриел Бирн, Джон Легуизамо и др.). Во-вторых, режиссерской хваткой: Рише умеет снимать экшен-сцены. Причем местами так, что глаз не оторвать.
Собственно, в драму «13-й участок» превращается ближе к концу, когда лимит сюжетных изысков исчерпан, и героем разве что и остаётся, что только погибать, предавать и уже без промаха стрелять. Единственная претензия, возникающая после просмотра (а в ремейке, в отличие от оригинала, акценты несколько смещены), такого толка: неужели, нужно столько людских жертв, чтобы один человек обрёл уверенность в себе? Если так, то это очень жесткий, практически ницшеанский урок, который преподала судьба герою Хоука.
Очередной боевик, где главная надежда на спасение - это наркоман и неудачник. И еще вопрос, почему целый отряд вооруженных до зубов дядек не смог прорваться в старый участок, который обороняли 8 человек?
Кул! Такого еще не было. Просто праздник Терроров какой-то - идет мочилово между Контрами с одной стороны и Контрами-Хостажами с другой. И как водится на cs_ картах побеждают камперы.
Фильм напоминает известный сетевой боевик "Counter Strike". Отношения между героями довольно схематичны и особого внимания не заслуживают. Сами герои также схематичны, а интерес представляет лишь бой - штурм 13-го полицейского участка американским спецназом. Причем штурм этот ведется по весьма оригинальной тактической схеме - максимум 2 полицейских за один раз в одно окно. На смену несчастным убитым приходят другие. Но это, как ни странно, не раздражает. Пусть. Так и кажется, что мелькнет вдруг в руках Итэна Хоука такой знакомый АК-47, а в конце фильма в титрах появится надпись: "Terrorists Win". Но... Несмотря на это фильм мне понравился. Придя в пятницу после работы, без подруги, сядьте поудобнее, вытяните ноги под кресло соседа спереди и получите удовольствие от 100% экшена, не напрягаясь и забыв про все неудачи, что случились с вами на неделе.
Увидев когда-то перед сеансом рекламу этого фильма, я тут же о нём забыла. Всё казалось просто и незамысловато. "Очередной Голливудский боевичок", - п одумала я. Попала я на него случайно. Но весь фильм я была в таком напряжении! Я так переживала и развязка казалась сплошной загадкой (хотя подразумевалось, что всё будет хорошо). И после просмотра вспоминала разговор доктора-психолога с главным героем, что умереть нужно достойно. И она умерла... Достойно!
Ночью мне приснилось "продолжение". Доктор осталась жива. Пуля прошла, не задев мозг.