Актер Григорий Добрыгин все меньше снимается и все больше снимает сам. Пару лет назад он представил свой дебютный полный метр «Sheena667» про автослесаря, влюбившегося в вебкам-модель, а теперь снял самоизоляционную драму «На близком расстоянии», рассказывающую, подобно южнокорейским «Паразитам», про классовое неравенство. По сюжету известная актриса Инга Гринер (Ксения Раппопорт) во время пандемии ковида обнаруживает у себя на пороге потерявшего сознания безымянного курьера из доставки еды (Нурбол Уулу Кайратбек) и решает приютить его на время — с неожиданными последствиями.
Драма |
16+ |
Григорий Добрыгин |
2 декабря 2021 |
1 час 37 минут |
Инга – актриса и это не только её профессия, это её суть. Вся её жизнь состоит из небольших сценок – как она занимается йогой или танцами, как она идет в магазин, даже как принимает пищу. Саму жизнь она осознаёт через эти эпизоды, через образы. Во время пандемии сцену полностью заменили соцсети, которые дают возможность не только жить на экране, получать внимание, но и наблюдать за собой, видеть свою жизнь не в реальности, а как бы в зеркале, которое очень удобно отображает только то, что хотелось бы, скрывая при этом обратную сторону, чаще всего не такую идеальную. Да, картинки и истории в соцсетях дают возможность поверить в свою идеальную жизнь и идеальную себя, как бы повышая самооценку, но они же, скрывая свои неидеальные части, не дают возможности принимать себя целиком, как есть и отнимают у себя эту часть, отделяя её от себя в какой-то тёмный угол, в тень.
В этой погоне за идеальным собой требования к себе всегда завышены, равно как они становятся завышены к друзьям, партнерам, и как самым близким и всё неидеальное отметается как НЕДОстойнее. Неидеальный муж, неидеальный ребёнок…
Муж может быть действительно не идеальный (если такие бывают вообще), но явно вполне себе адекватный и даже любящий (зависимый?). Он хотел быть с ней несмотря на отвержение, поехал с нею в больницу, когда ей надо было и, не удивлюсь, что даже готов был бы терпеть её новую игрушку в лице бедняжки больного...
К сыну мы видим не менее прохладные отношения. Да она приехала к нему на день рождения, даже испекла пирог, но она не помнит, что у него аллергия на орехи!, которые она отскребала со спокойным видом с торта перед представителем гимназии, (который то и напомнил ей об аллергии сына), невозмутимо заявив, что она помнит конечно; привезла сыну кроссовки в подарок, но забрала те, что были на нем, чтобы милосердно отдать своему гостю (новые для него всё же жаль видимо было купить, а так заодно и сыну подарю). И поспешила снять сториз о своём великодушии, в которое она похоже верила по Станиславскому - сцена, где она предстаёт в защитном костюме как дева Мария или, как ее назвали в комментариях к той же сториз, мать Тереза - весьма показательна. Но эпизод с кроссовками носит еще и символический характер – мать сняла обувь с сына и одела на чужого ей человека… испытывая при этом явно высокие чувства, но снова играя и только так имея возможность чувствовать, проживать и похоже что жить… но не в реальности. Она ведь просто одна известная женщина – «one famous woman» - просто женщина, которая стала известной, но не смогла стать просто женщиной - женою и матерью, которая умеет жить, чувствовать, дарить любовь... Любовь, которой настолько сильно не хватало её сыну, что она стала ему чужой и когда она хотела забрать его домой, мальчик выбрал остаться в гимназии и получать болючие пинки мячом под зад и испытывать эмоции хотя бы через такое взаимодействие, чем вернуться домой к холодной маме, с которой не будет теплого контакта, а только её бесконечные образы.
До ее превращения в снежную королеву оставалось совсем немного, когда в её жизни появился персонаж, который поначалу характеризуется скорее отрицательным: обманом проникает в дом, притворяется больным с корыстной целью, использует её. Но только ли он использует ее?
Конечно, она, как и многие сходила дома от тоски с ума на изоляции, но те у кого были крепкие отношения с близкими переживали этот этап совсем иначе, а у многих отношения ещё больше окрепли. А ей критически не хватало внимания (помните ей был вопрос – чего тебе не хватает?). И вот она открыла дверь и судьба и подбросила подарок, который она безусловно использовала для получения того самого внимания.
Она кормила, поила и заботилась о нем как могла, была рядом с ним, в то время как родной сын был в дали от нее с чужими людьми.
И именно благодаря этой истории, Инга начинает понимать, что она наделала с собой и своей жизнью. Приехав домой после свидания с сыном, которому было лучше стоять у стены под «обстрелом» из мечей, она поняла, что совсем не знает своего сына, что за всей мишурой концертной жизни не видела - как он рос и только зарубки на стене напоминают об этом.
И даже когда она поняла, что гость нагло использовал её, она не дала ему уйти, она не хотела оставаться одна. В эпизоде, где он жёстко пошутил над ней, запер дверь в комнате и ставни полностью, изолировав дневной свет, вызвав у неё истерику - в этой маленькой комнатке, закрытая со всех сторон, она ощутила свою беспомощность и своё одиночество, встретившись с которым, она начинает бороться. Её силу и желание что-то изменить, пробить собственную броню, режиссёр показал в сцене, где она буквально прорубает дверь своей статуэткой, полученной видимо за какую-то номинацию, как топором, будто прорубая себе выход из своего одиночества из пустоты, в котором на самом деле не хотела быть, сводя к нулю ценность этой статуэтки, как символа той жизни «одной знаменитой женщины».
И дорога к истинным чувствам была пробита - она расплакалась, принимая и своё одиночество, свою ранимость, но свою настоящесть. В этот момент она была живая, не одна известная женщина, а просто женщина. И симулянт, который до этого рассматривал её просто как объект заработка и даже грозился "дать по башке", посочувствовал ей и положил руку на голову. И она одинокая и давно никем не объятая, не оттолкнула его руку, а удержала, так хотелось ей быть с кем-то рядом, с кем-то на близком расстоянии.
Незваный гость стал ангелом-спасителем для ее души, и в конце фильма открывается нам совсем с другой, положительной стороны – мы видим его эту часть и в сцене с сестрой и с соседкой, где он, рискуя жизнью, лезет через балкон ее спасать.
Но к сожалению, автор истории дав шанс Аиде на спасение души, тут же и отбирает его. За ее высокомерие к соседке, та жестоко платит, не признав насилие со стороны мужа и обвинив таджика. А тот по глупости получает пулю при попытке к бегству. Да, теперь никто не узнает, что история с милосердием актрисы была просто липа. Но как она отплатила своему спасителю? Можем ли мы считать, что Инга по настоящему ожила?