О мультике узнала совершенно случайно, но по отзывам решила, что его стоит посмотреть.
Надо сказать, что не пожалела. Зачастую в военных фильмах и мультиках показывают море крови, все кричат - идет искусственное нагнетание ситуации, за что, собственно, я и не люблю подобные изваяния. В этом мультике вы не увидите ничего подобного. Очень тонко показаны отношения людей, насколько одни люди в трудных ситуациях себя не теряют, и насколько большинство спасает только себя и забывает обо всех остальных.
Очень грустный мультик и очень трогательный.
Рекомендую!
Весь фильм как одно воспоминание, пульсирующее в красном цвете. Пылающий горизонт. И мертвые, стоящие поодаль, наблюдающие собственную борьбу за жизнь. В том мире нет нужды, они могут спокойно глядеть на себя - хотя мертвый Сэйта сжимает зубы, видя плач сестры. Война закончилась давным давно, но они находятся в состоянии вечной войны, их мир опален и горит - тоже "вечный огонь". Светлячки поднимается к небу, и небесную синь рассвечивают сотни зеленых огоньков, которые в любой момент могут окраситься в кровавый цвет. Красные пятна на телах брата и сестры, на коже, которая обтягивает ребра. Когда Сэйта, обхватив банку риса, заливается смехом и катается по полу, я вспоминаю "Блокадную книгу":
Валя:
- И еще запомнилось: мне очень хотелось жить. Я так хотела жить, так велика была сила эта, что я была готова подчиняться всему, что говорили, всем советам, только бы выжить! Просто удивительно как-то! Еще мне запомнилась продавщица, которая выдавала нам паек. Были случаи, когда не выдавали пайка: не было муки или хлебозавод не выпустил хлеба по каким-то причинам. Даже такие случаи были! А вот когда все было благополучно и хлеб привозили, это были очень большие буханки. На меня производило впечатление, что они очень большие были. Но они были мерзлые. И продавщица не могла буханку хлеба разрезать ножом, она ее рубила топором. Это я очень хорошо помню. Булочная находилась в нашем доме, в доме семьдесят шесть. Тут мы и блокаду пережили. И вот она топором рубила эти буханки, чтобы отрубить маленький кусок-сто двадцать пять граммов. Вперед не отоваривали, потому что мало было в Ленинграде таких возможностей, чтобы вперед отоваривать. И у меня тогда была мечта: "Мама! Неужели мы доживем до того времени, когда в булочной будут полные полки хлеба?!" Мне не верилось, что такое будет время. Я не мечтала о каких-то булочках, хотя бы только хлеба были полные полки. И я говорила: "Какие же мы будем счастливые, когда мы доживем до этого!" Я дожила до этого времени, увидела полные полки хлеба... Но до сих пор мы сушим сухарики, не выбрасываем хлеб.
Так хочется жить. Так хочется есть. Я никогда в своей жизни не испытывал такой воли жить, такого голода. Смотря как голодают сироты, мы ведь переживаем вместе с ними унижение (Сэйта выходит из участка и плачет, обнимая сестру). Мы переживаем любовь брата и сестры (что для меня намного сильнее любви мужчины и женщины) и их заботу друг о друге. Сэцуко - прекрасный малыш, погруженный в жизнь, она пробует ее как конфетку из банки. Сэйта и Сэцуко настолько преданы друг другу, настолько цельны вместе, что даже смерть не разлучает их: там они снова вместе. Сэцуко - ребенок, на своем малюсеньком хрупком теле переносящий преступления человечества. Волнует ли нас, кто конкретно виноват в ее смерти? И даже не война (хотя фильм справедливо называют антивоенным), но само человечество. На протяжении всего XX века (после первой мировой, после второй) лучшие умы человечества объединились в поиске иного проекта жизни. Надо жить иначе. Поэтому Европа с таким энтузиазмом восприняла красный проект в СССР (а после пакта Молотова-Риббентропа окончательно разочаровалась). Иной проект начал действовать в жанре фэнтези. Иной проект продолжился в "новых левых". В эко-движении. И по моим ощущениям, грядет новая волна. Все это необходимо для понимания творчества И. Такахаты, как и Х. Миядзаки. Вики пишет: "Экранизация книги считалась проектом, обречённым на коммерческий успех благодаря его «образовательному» значению. Поэтому фильм был выпущен в паре с «Нашим соседом Тоторо» Хаяо Миядзаки, чтобы «протолкнуть» «Тоторо» к зрителю. Действительно, «Могила» и «Тоторо» были закуплены многими школьными советами для показа ученикам". Ученикам каких классов показывали "Могилу светлячков" я не знаю, но это не детский фильм. Хотя, может быть, мы слишком опасливы в отношении детей? Может быть, им нужно такое показывать?
Я ни в коем случае не хотел уходить от атмосферы фильма в "левое" и "нужное и важное" (все это категории скорее для витаминов, чем искусства). Фильм заканчивается, и ты возвращаешься к обыденной жизни. Я пишу эти строки - на дворе начало июня - идет слепой дождик - передо мной здания жилых домов, гостиниц. В финале "Кво Вадис?" Ежи Кавалеровича апостол Петр идет в современный Рим. Последний план "Светлячков": брат и сестренка сидят перед современным мегаполисом. Их история закончилась. Начинается ваша, моя. Пожалуй, мы сыты и даже беспечны. Мы вежливы и ценим безупречный сервис. Но для меня в этом есть какой-то подвох. Я не требую от себя специально экстремальной жизни (да и грех это). Но я требую подлинности. Я требую самого себя.
Этот мульт произвел на меня сильнейшее впечатление, до чего же он страшный и реалистичный, воздействует посильней любого фильма, персон ажи нереально живые, мне даже кажется что ни какие актеры не смогли бы передать те эмоции которые вызвали они, у меня после его просмотра была недельная депрессия, стоит ли говорить что я ревела в 3 ручья, на повторный просмотр я не решусь наверное никогда, сильнейшая (и очень нужная!)шоковая терапия.
Только я бы показывала его не детям а тем кто стоит у власти, для многих современных политиков я бы просто сделала его чем то типа настольной книги заставив пересматривать много много раз.
Понимаю,что тема давняя и неизвестно,заглянет ли кто-нибудь сюда ещё. Но всё равно пишу. Потому что не могу молчать.
Будучи заядлым отаку, я много слышал об этом фильме как о мрачном и страшном. А я люблю вещи весёлые и даже фривольные. Но любопытство взяло верх, и вот, позавчера я посмотрел его на одном анимэ-онлайн сайте.
Ох, был там в комментах совет: не смотреть на ночь глядя.. А я посмотрел. На ночь. И в результате здоровый, суровый мужик пролежал всю ночь с комом в горле и слезами на глазах. Перед которыми стояла малышка Сэцуко. Как будто это была МОЯ сестрёнка. Или дочка. (У меня самого, правда, только 10-тилетний сын, а младшей сестрёнки не было.).
Оказывается, есть мультфильмы, которые должен видеть каждый. По принципу: "Иди и смотри!". О чём же он? Дети, потерявшие на войне дом, родителей, школу и даже подработку (Сэйто упоминает о каких-то мастерских), вынуждены вступить в безнадёжную борьбу за выживание. К которой они абсолютно не готовы. В итоге они умирают. Сэцуко - от голода, Сэйто - от голода, горя и отчаяния. Можно, конечно, упрекать Сэйто, что это он виноват, что он должен был работать, а не бомжевать. Но ведь он тоже ещё фактически ребёнок! Был ли он готов к правильному выбору? Думаю, ещё нет. Да и неизвестно, была ли у него возможность поступить правильно.
Да, автор литературной основы фильма, явившийся прототипом Сэйто, всю жизнь винил себя в смерти сестрёнки и, наверное, считал её смерть и своей тоже. (Может, именно поэтому Сэйто в фильме тоже умирает). Но эта идея правильного выбора, на мой взгляд, здесь совсем не главная. Такахате удалось создать потрясающий по глубине, по силе художественного и эмоционального воздействия фильм-реквием, фильм-памятник всем детям - жертвам войны. Уж нам ли, русским, не знать, что это значит! Дети - они как маленькие светлячки, освещающе нашу жизнь своим смехом, радостью, искренностью, непосредственностью (да мне ли объяснять, что значат для нас наши дети)! Мы знаем песню о превращении солдат в журалей. А погибшие дети, наверное, превращаются в светлячков. Своим светом они хотят напомнить нам о своей жизни, своих страданиях.И умирают, когда их забывают. И после этого фильма мне лично хочется взять катану и посносить ею бошки всем поджигателям войны на Земле. За
светлячков, за невинные души и жизни детей!
После просмотра нет никаких сомнений в таланте автора. Такахата на фоне разрушенных городов, нарисованных в апокалипсическом виде, на фоне военных настроений — боли, смертей, у кого-то злости, показывает жизнь, выживание двух детей, потерявших каждый своего родителя. И пусть для них они общие, но в фильме явно видно, что для каждого опорой, некой верой в спасение была мама (для маленькой девочки) и отец (для уже достаточно взрослого мальчика), служащий во флоте.
По сути, мультфильм о важности человеческой жизни, в частности малышки Сэцуко, о ребенке, который, несмотря на ужас происходящего, продолжает восхищаться светлячками, холодным, но по некоторым причинам приятным ей морем, с непониманием, но как естественность воспринимает действительность, и в этом весь ужас и основная эмоциональная составляющая мультфильма, который под конец может у сентиментальных людей выразиться в «очищение». Конечно, без боли внутри не обойдется. Это, если вы любите находить в кино и мультипликации, и вообще искусстве сопереживание и страдания.
На уровне философского восприятия здесь все, естественно, зажато. Так как форма мультфильма сама по себе сужает рамки философии, то развернуться сложно. Война — это естественный всплеск, извержение эмоциональности самого человечества как цивилизации, которой в таком многонациональном и многоидейном виде свойственны войны. Неприятно это осознавать, но это нормально. И конкретно в этом смысле мультфильм уже не будет смотреться столь впечатляющим, а будет выглядеть очередной человеческой пафосностью, в которой показывается ценность человеческой жизни. Мультфильм, к сожалению, не может этого затронуть, потому как он ограничен собственными рамками. Что важно. Никто из нас не видел войны, не находился внутри ее. Необходим ли опыт мультфильма как отрицание войны, не знаю, но мозги промыть, наверное, поможет. Хотя не уверен, что от этого есть глубинная польза.
Вместе с тем, здесь есть несколько занятных психологических моментов, очень ярко отражающих ребенка в мире войны, один из них на обложке, где Сэцуко надевает под углом тазик как военные каску и прикладывает руку к виску, неосознанно, скорее всего, парадируя солдата, отдающего честь. Вот тебе и мораль. Ну а перед этим кадром перед зрителем проносится вся жизнь ребенка. Конечно, эмоционально душераздирающее зрелище…
Даже и не найдёшь слово, которым можно охаректеризовать этот фильм. Ничего лучше описывающего глупость и ужас войны я наверное не видела. Не скажу, что рыдала при просмотре, но "Могила светлячков" фильм который оставляет очень тяжелое впечатление и который вряд ли забудешь. Тем более если знаешь, что фильм снят по автобиографической книге Акиюки Носаки, который так и не смог простить себе смерть сестры. В фильме не говорится прямо, но родной город автора повести находился не так чтобы очень далеко от Нагасаки, если детей задело радиационной волной, то они умерли бы рано или поздно. Японцы показывают его вшколах для профилактики фашизма, нацизма, национализма и всех прочих "измов"... Потрясающее кино!("мультиком" назвать язык не повернется). Браво Исао Такахата!
Это самый трогающий душу мультфильм из всех, что я смотрел за всю свою жизнь.
Очень неоднозначно.
Больно и грустно.
Ужасы и несправедливость войны. То, как люди меняются в нечеловеческих условиях. Или "обнажается" скрытое.
Хрупкий мир ребенка, который так непохож на взрослый. Научиться понимать его.
Хотелось плакать и одновременно - кричать и спорить, осуждать Сэйто за бездействие, за "авось". Отчего он не пошел работать, отчего не пытался помогать? Взрослый, здоровый, сильный, а целыми днями ничего не делал. Начинаешь даже в чем-то соглашаться с его тетей.
Да, они пытались выжить. Да, они всего лишь дети. Да, дети и война - это ужасно. Можно сколько угодно говорить о политике государства, о несправедливости. Но каждый человек сам за себя отвечает. И они могли выжить, если бы что-то делали для этого. Вместо этого они покорились обстоятельствам.
Светлячки умирают рано.
Предупреждаю - "Могила светлячков" жесткач. И вроде мы все привыкли к муссированию жестокости в кино, новостях и в быту, но меня несколько дней не отпускал этот фильм. По натуралистичности его можно поставить в один ряд с "Иди и смотри", "Страсти Христовы", "Красный гаолян". Не думал, что мультипликационный фильм может так цеплять своим реализмом, Миядзаки отдыхает.
Кто виноват? Строгая тётя или беспечный мальчик, обстоятельства войны или детская глупость. Взаимосвязаны ли любовь и ответственность, чувства и долг. Вопрос открыт и каждый ответит на него для себя в силу своего опыта. Но вопрос как бы и не задан и в этом гениальность произведения.
И ещё: настоятельно рекомендую к просмотру собравшимся сделать аборт.
Люблю аниме не за красивую картинку и захватывающие повороты сюжета, а за смысл, который доходит до зрителя и обезоруживает напрочь.
Любить до последней секунды до последнего вздоха, как этот мальчишка смогут не многие из нас... а может стоит все таки научиться?...Мало просто сказать что я плакала,это практически ничего не сказать, я около двух недель ходила под впечатлением от мультфильма, что случается со мной крайне редко...