На дворе 2020-е годы, через Россию протянулась трасса Париж — Гуанчжоу, миром правят китайцы, а пятеро благополучных москвичей решают вернуть былую молодость. Для этого они отправляются на Алтай, где есть заброшенный астрофизический комплекс, служащий одновременно накопителем космических частиц и фонтаном молодости. Местные называют его просто — «мишень». Однако после этой омолаживающей поездки героев накрывают толстовские страсти и неврозы, свойственные персонажам классической литературы: ключом к их пониманию служит «Анна Каренина», «О дивный новый мир» и другие произведения. Вообще, весь фильм скроен из таких вот ссылок, отсылок, скрытых цитат, гипертекста. Они же превращают «Мишень» в концептуальную фантастику с ворохом идей, нещадную политическую и социальную сатиру, в без преувеличений большое кино, но все же несколько лабораторного характера.
Фантастика, Драма |
18+ |
Александр Зельдович |
1 февраля 2011 |
30 июня 2011 |
2 часа 38 минут |
target-film.ru |
Россия через 10 лет. Москву помыли и заставили небоскребами, второй язык — уже скорее китайский, чем английский, страну рассекает трасса Париж — Гуанчжоу, в остальном все примерно так же: патриотизм, коррупция, социальное расслоение. Пятеро преуспевших в жизни москвичей — министр природных ресурсов (Суханов), его красавица жена (Уодделл), ее брат, звезда телевизионных шоу (Козловский), ведущая радиоуроков китайского (Стоянович) и таможенник на упомянутой трассе (Кищенко) — отправляются куда-то на Алтай, где находится «Мишень», бывший режимный объект. «Мишень» аккумулирует космическую энергию — человек, проведший там несколько часов, перестает стареть.
Сценарий Сорокина, музыка Десятникова, пижонский кастинг — на главную женскую роль выписана англичанка, найти в России идеально ухоженную и при этом талантливую актрису за 30 и правда, кажется, проблема. Очень сорокинский текст (скорее — гипертекст) — очень, но не слишком. По сравнению с «4», скажем, — куда более внятный, страшно сказать, простой. Счастье не купишь, Бог не фраер, Россия обречена — что-то в таком духе. К футурологии тоже не придерешься: за вычетом, возможно, пары совсем уж в лоб сатирических пассажей (сцена охоты на гастарбайтеров) и поэтических гаджетов (прибор, определяющий количество говна — хоть в человеке, хоть в минерале) именно так все, видимо, и будет; собственно, уже есть. «Мишень» — фильм, от которого нельзя просто отмахнуться, что в российском кино случается примерно раз в пятилетку; большая, важная работа. Ее интересно рассматривать — все два с половиной часа. В нее вложено много остроумия, таланта и на редкость трезвого взгляда на вещи, о которых в нашей стране принято говорить обтекаемо и с подвываниями. Одним словом, это прекрасно выполненное кино, его хочется поставить на полку, показывать гостям и трогать в перчатках. Чего в нем не хочется или даже не можется — так это жить. Зельдовичу удается все, кроме самого главного — превратить безупречный текст в кино, персонажей — в героев, запустить в эту лабораторную стерильность какой-то воздух, пусть и с бактериями. «Мишень» сделана не, условно, Левиным, а скорее Чацким, в оптике этого фильма и его содержании есть трагическое несовпадение. Для некоторых мишеней, наверное, довольно и меткости — но под поезд бросаются в каких-то других историях.
Россия, 2020.
Страдающий от стерильно роскошной жизни министр природных ресурсов РФ (зеленолицый русоволосый Суханов) вместе со свой стерильной красавицей женой, сестрой Гальки из "Глянца" (слегка коверкающая речь Уодделл), ее смазливым братом-телеведущим Митей (Козловский) и встречным опричником с широко поставленными глазами из голубого сала (Кищенко) отправляются на остров в индийском океане в бескрайнюю алтайскую степь, где расположен голубой лед заброшенный режимный объект, дарующий вечное здоровье, молодость, "шастье". По пути им встречается телерепетитор китайского (Стоянович), в чей голос по чистой случайности уже давно влюблен телезвезда Митя. Проведя ночь в аккумуляторе космического излучения, герои возвращаются в Москву с трофейной девицей, и говно, копившееся внутри годами, начинает лезть наружу.
В принципе, любой роман Сорокина - это движение от единицы к нулю, и неудивительно, что тонкая и лиричная (особенно в сцене группового изнасилования зла добром) "Мишень" движется туда же. С грандиозной премизой и экспозицией, где-то между трилогией "Лед" и сериалом Lost, при разнообразии заложенных идей (от идиотских до вполне осмысленных) фильм выкатывает на извилистую дорожку чопорных элитных драм из жизни высших сословий с легким порнографическим флером, как и полагается при переделке Сорокиным классиков. Это не худший вариант из возможных, но есть стандартные для автора проблемы со структурой; заметно, что сценарий писался шесть лет назад и не раз переписывался после, поверхностный перфекционизм высасывает жизнь из выхолощенных кадров, а финальные откровения капитана очевидности о смерти путинского гламура (через 8 лет) в общем-то не стоят того, чтобы сидеть ради них 2 часа 40 минут, пусть, благодаря Десятникову, это и не самые противные 2.40 в твоей жизни.
Фильм скорее понравился, чем нет. Как чаще всего происходит почти с любой вещью отечественного производства: задумка гениальная, деньги вложены немалые, к исполнению есть вопросы. Один мой знакомый немецкий архитектор называет эту особенность Russian detail. Дом отгрохали дай боже, а зеркала в холле криво приклеены на плохой клей. Это Russian detail. Если на них внимания не обращать, то отличное кино.
В первую очередь - отлично играют актеры. Больше всего мне понравился Данила Козловский в роли гламурного телеведущего. Как его, однако, переколбасило! И как он отработал всю свою историю! Как он невероятно раздражал меня в начале фильма, и какое сочувствие и восхищение вызвал в конце! С другими история была не менее драматическая, и все достойно справились, но Данила - лучший.
Офигительная музыка Десятникова, что тут говорить - слушать надо.
По глазу все время царапала не очень, на мой взгляд, качественная картинка. Все время было ощущение какой-то недодуманности и недоделанности деталей, и желание показать нечто настолько супер-мега-современное, что как раз в 2020 году будет просто супер, без мега. А в результате - какой-то деревенский хай-тек, привет из девяностых, особенно в интерьерах дома главного героя.
В общем - отличное кино со скидкой на рашен дитейл.
«Граждане России, которые плохо себя вели в этой жизни, после смерти опять попадут в РФ».
Главное в к/ф "Мишень" – это антураж. Это вечное русское «томленье духа». Это - в том числе и композитор Десятников. Это поиск идеи, неповторимого русского пути (ах) – в интерьерах разной степени роскошности (иногда в лошадином навозе). Это Москва 2020 г. (очень похожая на нынешний Бангкок / Шанхай), Ли Куй, кулинарно-политическое шоу (блеск). Это общее ощущение от фильма – мама родная, мы же действительно семимильными движемся туда. В филиал ада, согретый холодным огоньком "газпрома", а оттого кажущийся почти уютным. В тысячелетнее недоразумение в истории великого Китая. В зону транзита, в зону отчуждения, наполненную красивыми и страшными людьми.
Сорокин - писатель, литератор. Но не кинодраматург. Это самое главное, что надо учитывать идя на фильм. Структура рыхлая, фильм вязнет сам в себе. Линии начаты, брошены...
Зельдович снимает красиво, но очень занудно. Причем в этом нет концепции и настроения, в отличии от того же Тарковского (и других режиссеров "низкого темпа"). Кино с "холодным носом". Не вовлекает совершенно, не вызывает никакого сопереживания. Даже в активных сценах унылость сохраняется. Сексуальных сцен куча, но они просто утомляют. Зал к концу веселился, когда они снова и снова возникали. В том как они сняты нет ни секса, ни отвращения к сексу. И это даже не "жизнь насекомых".
Никакой идейной концепции там тоже по сути нет. Если Срокина читал - то все то же самое. Экспансия Китая, политический режим "коррупционно-воровского" типа.... Люди, которые бесконечно устали от своей пресыщенной жизни.
Актерская игра - только британская актриса интересна. Суханов - ощущение, что в в полноги играет. Козловский - удручает и раздражает.
А еще и технические огрехи. Фокус пуллер накосячил. Есть крупные планы, где фокус на лицах плавает. А это уже ни в какие ворота.
Финальный план - где камера физически едет более двух километров на тросе (с горы на гору, начиная, с крупного плана героини и уходя на очень общий), испорчен посредственной графикой. Снимали бы уж все на хромакее и не мучились....
Хотя было бы хорошее кино, цепляющее - даже не обратил бы на это внимания. Раз фиксируются такие вещи - кино совсем скучное.
Даже "Москва" Зельдовича произвела когда-то более свежее впечатление, при тех же в целом недостатках...
Вообщем красивое, но унылое кино. Для себя решил - драмтурга Сорокина и режиссера Зельдовича более не смотреть.
Глубокий, полный аллюзий фильм о космосе незримого и видимого. Экзистенциальная притча. Тонкая работа А. Зельдовича, замечательный сценарий, сакральная музы ка Л. Десятникова, создают настоящую мандалу, заглянув в которою видишь уже свою мишень, стрелу сокровенных мыслей и неотвратимость событий... А может быть, твоя "Аннушка уже разлила масло"...