Вроде бы понятен пиетет чехословаков и мировых киноманов к данной картине: дикое средневековье, в принципе неплохой на данном фоне сценарий с прекрасной девушкой-связующей нитью, задатки темпа, музыка, атмосфера, колоритные в общем то герои, подобие знаменитой чехословацкой иронии, которая всегда отличала кинематограф страны. Но фильм явно снял человек с плохой кармой, и похоже неудачник (не знаю биографию режиссёра, но своё ремесло он явно "влачИл"). Фильм не звучит, выглядит косным, тяжеловесным, рваным и т. д. Заголовки глав расшифровывают происходящее ровно настолько, чтобы автор счёл зрителей за дуралеев, которым дозволено прикоснуться к великому киноискусству мастеров. И это фильм, сделанный в общем-то для массового зрителя. Нет? Ну уж если говорить об авторском кино, то в нём немалое значение имеет волна подачи, настрой, атмосфера. "Маркета" ловит эту волну, но постоянно её же топит в абсолютно конченом хронометраже, потере поэтики и при этом совершенно не нагоняя динамики или интриги. Это плохой авторский фильм, который можно посмотреть скорее даже не любителю "эдакого кина", а интересующемуся историей конкретного времени и государства человеку. Больше здесь ловить нечего.
С разницей меньше года вышли на экраны два фильма, выписавшие период средневековых мук и ломки своих государств - советский "Андрей Рублев" и, практически неизвестная у нас, чехословацкая "Маркета Лазарова". Обе ленты в своих странах, да и, пожалуй, в мировой истории кинематографии стали картинами эталонными с точки зрения высокой художественности, операторской работы и, главное, реалистичности.
Новаторский, для того времени картонных доспехов и жестяных мечей, нарочитый, выпуклый реализм, отображение грязи, крови, смерти поразил современников и определил направление исторического кинематографа на десятилетия. Средневековье, как оно есть без благородных рыцарей и прекрасных дам, мудрых князей и красивых поединков - мрачное, серое, унылое, но все-таки с проглядывающей местами сквозь отблески костров человечностью.
То ли Богемия, то ли Моравия, замшелый тринадцатый век, глубинка, до короля далеко, да и не поможет он скорее всего, на диких лесных дорогах шастают то ли рыцари, то ли разбойники. Сама Маркета по воле случая попадает в разбойничью слободку дикого семейства Козликов, да так и останется там, созерцая и участвуя в мрачных событиях противостояния старой Чехии и новой, постепенно надвигающейся королевской власти, старающийся изжить и прижать все то древнее, буйное, полуязыческое, что еще кроется в глуши болот и лесов.
Фильм смотреть физически сложно, несмотря на гениальную даже для нынешних искушенных времен режиссерскую и операторскую работу. Слишком страшны и жестоки экранные события. Если Тарковский делит эпизоды "Андрея Рублева", чередуя мрачнейшие картины с полными света и надежды, то здесь просто сумрак и чернь, безнадежная и жестокая борьба с разве что малой толикой любви. Но затраченные усилия вознаградят зрителя сполна.