Сатира на современную ортодоксальную Польшу, которая начинается как провинциальная комедия, а заканчивается как трагедия о местном фанате группы Metallica Яцеке (Матеуш Косьцюкевич), который после несчастного случая на строительстве самой высокой статуи Иисуса Христа перенес операцию по пересадке лица — и превратился из смахивающего на Данилу Козловского харизматичного богача и первого красавца на деревне в не пойми что. После этого Яцека бросила девушка, родители стыдятся его, а мальчишки дразнят Рожей. Учитывая, что центральной метафорой фильма служит гигантская статуя Христа, есть риск увидеть во всем этом эпиграмму на истовую религиозность, оборачивающуюся открытой ксенофобией. Гран-при жюри Берлинского фестиваля 2018 года.
Драма |
18+ |
Малгожата Шумовская |
23 февраля 2018 |
26 апреля 2018 |
1 час 31 минута |
Польская картина «Лицо», срежиссированная Малгожатой Шумовской, позиционируется как провокационная сатирическая притча. В действительности же она выглядит претенциозной черной комедией. В этой связи положительные отзывы критиков вызывают удивление, а полученный «Серебряный медведь Гран-при жюри» на недавнем Берлинском кинофестивале заставляет задуматься о положение вещей в современном кинематографе. То ли это лучшее из современного авторского кино, ибо другие снимают еще хуже, то ли в бесчисленном количестве выпускаемых ежегодно фильмов не удается разглядеть поистине сильные работы. А быть может это именно тот фильм, который нужен нынешнему западному обществу, в силу каких-то иных обстоятельств.
Действие фильма разворачивается в польской глубинке. Здесь живет веселый и обаятельный Яцек (Матеуш Косьцюкевич). Он любит свою девушку (Мальгожата Гороль), свою собаку и хеви-метал. Работает он строителем на возведении самой высокой в мире статуи - Иисусу Христу. Но однажды происходит несчастный случай, в результате которого Яцеку делают операцию по пересадке чужого лица. Надо отметить, что это абсолютно реальные события (в Польше произошла первая успешная операция по трансплантации лица в 2013 году; в небольшом городке Свебодзина возвели гигантскую статую Иисуса Христа в 2010 году), правда никак не связанные между собой. Ровно до этого момента фильм смотрится бодро и интересно. Дальнейшее же повествование скатывается к попыткам пошутить над ортодоксальной польской провинцией, и над тяготами жизни человека с новым уродливым лицом. Но дело даже не в попытке режиссера высмеять так раздражающую ее польскую действительность, а банальность киноязыка. Ведь то, что она хочет показать, нам и так известно. И то, что над возведением Статуи Христа Царя трудятся мусульмане, вызывает не смех или удивление, а является обычной реальностью, которую нужно не просто зафиксировать на камеру, а умело преобразить, ведь это кинематограф – великая иллюзия, а не программа новостей на федеральном польском канале.
Надо быть справедливым и сказать, что в фильме есть и положительные моменты. В первую очередь они касаются весьма занимательной операторской работы (Михал Энглерт). Это и правильно выстроенные кадры с красивыми деревенскими пейзажами и нетронутой природой, и игра с фокусом и глубиной резкости, направляющая наш взор в необходимую автору точку. Кроме этого нужно отметить и актерскую игру Матеуша Косьцюкевича. Он достойно выглядит в двух своих ипостасях. Яцек, преобразившийся из красавца в чудовище, остается оптимистом и радуется жизни. Пожалуй, это единственная мысль, которую можно вынести из данной работы. Ни внешняя среда, ни физические недостатки не влияют на мироощущение человека.
Фильм, заявленный как трагикомедия, меня эмоционально не рассмешил, но я осознаю, что забавные моменты там есть, хотя они все скорее с оттенком печали. Перед нами преображение человека из красавца в чудовище, которое доказывает одну незамысловатую истину: если ты не такой, как все, то хоть кол на голове теши - в общий строй не вольешься: и главный герой, как и хотел до несчастного случая, покидает свою мракобесную родину.
"Лицо", на мой взгляд, рифмуется с итальянской картиной "Неделимые": и там, и здесь речь идет об ортодоксальной вере, вере в чудеса или дьявола. Народ в обеих картинах видит в медицинских вмешательствах происки лукавого. Погружаясь в средневековый религиозный мрак, верующие теряют истинное христианское лицо - добродетели им уже неведомы.
Я большой фанат польского кино. Каждый год на фестивале "Висла" можно посмотреть то, что никогда не покажут в российских кинотеатрах. "Лицо" - прекрасный образец всего польского кино. Это локальная, камерная история трагедии маленького человека, которого любили и любить перестали. Ведь теперь он больше не знатный красавчик-металлист с развевающейся по ветру шеверюрой, а убогое чудовище с чужим лицом, полуслепой инвалид, пугающий детей и взрослых. И тоже, как в лучших образцах польского кино, через историю маленького человека раскрывается какая-то большая мысль. В данном случае это история о милосердии, тщеславии, показной религиозности и дремучем провинциальном народе. Я мечтаю о том, что когда-нибудь в России будет сниматься в год хотя бы 10-15 таких картин, что оправдает в моих глазах и бешеные летающие тарелки, и ничтожные "великие" фильмы о великой войне, и бессмысленное псевдоавторское кино. Но, к сожалению, то, что у нас сейчас снимают в подобном жанре, смотреть без слёз невозможно, настолько это убого.
Единственное, что взбесило в "Лице" - это использование в каждом кадре объективов tilt-shift, когда в фокусе только малая часть изображения. Это ужасно отвлекало.