Датский режиссер и соратник Ларса фон Триера по «Догме 95» Томас Винтерберг когда-то прогремел драмой «Торжество», извлекавшей скелеты из шкафа одного приличного семейства. Картина про подводную лодку «Курск» обещает быть не менее скандальной: в России ее заочно невзлюбили, а на фестивале в Торонто приняли прохладно — кино, разумеется, никого не оскорбляет, но и интересных глубин не демонстрирует. Российских моряков сыграли, в частности, Маттиас Схунартс и Микаэль Нюквист, а одну из жен, борющихся с равнодушными бюрократами, — французская звезда Ле а Сейду.
Боевик, Драма, Катастрофа |
16+ |
Томас Винтерберг |
6 сентября 2018 |
27 июня 2019 |
1 час 57 минут |
Еще одна русская катастрофа, взгляд со стороны
Во время учений в Баренцевом море на атомной подлодке «Курск» взрывается учебная торпеда; в результате этого и последовавшего парой минут позже второго взрыва «Курск» разваливается и опускается на дно. Большая часть экипажа, состоящего из 118 человек, гибнет, однако 23 подводника остаются в живых. Среди них капитан-лейтенант Аверин (Маттиас Схунартс), оставивший на берегу сына и беременную жену (Леа Сейду). Северный флот пытается спасти выживших своими силами, но этих сил явно недостаточно, а помощь, которую наперебой предлагают иностранцы, в частности британский коммодор (Колин Ферт), Россия принимать не спешит.
Сравнение с сериалом «Чернобыль», по случайности вышедшим почти одновременно с «Курском», слишком напрашивается и в то же время слишком условно, чтобы его развивать, но игнорировать сходство тоже невозможно. Это касается и самих катастроф: сочетание анонимной некомпетентности, устаревших технологий и фатального невезения приводит к трагедии, а потом ситуацию усугубляют известные особенности российских должностных лиц и государства в целом — неспособность признать свои ошибки, боязнь оказаться крайним, убежденность, что главное — это любой ценой (в том числе ценой жизни собственных граждан) не ударить в грязь лицом перед другими странами.
Это касается и кино: вежливо дав россиянам время самим что‑то придумать и ничего не дождавшись, за дело берутся крепкие профессионалы из‑за рубежа. EuropaCorp Люка Бессона рекрутировала даже более статусные силы, чем HBO: режиссер тоже скандинав, но не неизвестный швед, а целый Томас Винтерберг («Торжество», «Охота»), автор сценария (по мотивам документальной книги Роберта Мура «Время умирать») — человек, написавший ни много ни мало «Спасти рядового Райана». Все снова говорят по-английски, но родной язык это разве что для Колина Ферта, который не особо, в общем, напрягаясь, играет преисполненного достоинства британского офицера. Чуть ли не единственного, кстати, персонажа, которого зовут так же, как его прототипа, Дэвид Расселл.
Остальные — известные актеры со всех концов Европы. Герой бельгийца Схунартса, очевидно, списан с подводника Колесникова, оставившего душераздирающую записку жене (именитый сценарист посчитал нужным, впрочем, ее литературно переписать). Жена, француженка Сейду, отчего‑то выглядит неуловимо фальшиво, хотя и обладает вполне славянским, действительно, лицом. Одного из моряков играет немец Аугуст Диль, звезда нового Малика. Австриец Петер Зимонишек, звезда «Тони Эрдманна», изображает хорошего русского адмирала. Великий швед Макс фон Сюдов — плохого русского адмирала по фамилии Петренко, который в пространстве фильма единолично несет ответственность за все грехи начальства, в том числе неуместную гордыню и неспособность сказать правду даже женам и матерям подводников.
С женами, как многие из нас прекрасно помнят, встречался другой человек: недавно ставший президентом, опасно задержавшийся на отдыхе в Сочи, но потом все же прилетевший в Видяево Владимир Путин, и один из скандальных эпизодов той встречи с успокоительным, исподтишка вколотым шумной женщине, тут даже воспроизведен. Но самого Путина и след простыл: он присутствует в фильме лишь призраком, в определенных ракурсах выглядывающим из‑за лица Схунартса. «Курск» неспроста, конечно, выходит широким экраном: баланс между героизмом народа и несовершенством властей куда заметнее в пользу первого, чем даже в «Чернобыле». И в общем и целом версия фильма вполне укладывается в русло официальной мифологии: за 1990-е армию и флот продали, развалили, ни подлодок нормальных не осталось, ни спасательных аппаратов (зато потом!..).
Что, наверное, не главное (вряд ли кто‑то ожидал от этой картины политпросвет), но и как художественная драма «Курск» сделан, скажем, на три с плюсом. Фильм начинается, как идущий сейчас в отреставрированном виде у нас в кино «Охотник на оленей», со славянской свадьбы, но уже минуте на пятнадцатой дети провожают подлодку в последний путь. В дальнейшем будет несколько сильных эпизодов — скажем, напряженная сцена, где герой Схунартса с товарищем плывут в затопленный отсек за какими‑то кислородными картриджами. Но Винтерберг очень полагается на мелодраматические клише: умирающий рассказывает анекдот, малец надевает папины часы, благородный офицер скорбно поджимает губы — и мало чего придумывает.
Конечно, это в каком‑то смысле очень неблагодарный материал: история с заведомо ужасным концом, в которой жизнеутверждающего события, искупающего все (а именно спасения хоть кого‑то из моряков), так и не происходит, и вообще происходит, по сути, довольно мало. И конечно, равнодушно смотреть на то, как два десятка человек медленно умирают в железной банке, все равно не получится. Но наверное, Винтерберг, раз уж политику он обошел, мог бы начертить судьбы героев чуть менее пунктирно. Печаль, разлитую здесь, мы сами приносим в зал и сами уносим. А фильм слишком редко находит ту пронзительную высокую ноту, которую дважды, в начале и в конце, берет хор, поющий (совместная работа Александра Деспла и Алексея и Натальи Айги) странное и страшное: «Время не слышит, но нас оно ждет, но нас оно ждет».
Это почти чудо, что это кино показывают в России - авторам запретили снимать в России, в титрах ни одного члена команды из России, и так далее. Его очень стоит посмотреть по нескольким причинам:
1. Очень сильная трагедия для нас все еще жива, и должна быть жива. Ее нужно прожить и помнить, она актуальна и сейчас и будет очень долго;
2. Звездная команда создала четкое произведение искусства, где несмотря на всем известный исход эмоции не дают не переживать и не почувствовать чистейшую эмоцию трагедии
3. Если звезды мирового кинематографа настолько уважают Российских моряков, то и мы должны
4. Ладно, признаюсь - моя супруга участвовала в создании фильма, так что изложенное - совсем без претензии на объективность :)
PS - так же рекомендую прочитать книгу, по которой сделан сценарий.
Претензий к фильму никаких. Спасибо создателям. Томас Винтерберг с уважением отнесся к нашей национальной трагедии.
Сильная картина, которую стоит увидеть! история о том, как трагедия способна объединить и сплотить совершенно разных людей.
Фильм достойный кто бы что не говорил! Создателям отдельное спасибо! Фильм тяжелый, эмоциональный, хорошо поставленный. Для каждого правда всегда будет своя...Почему бы не посмотреть на нее глазами остального мира и сделать свои выводы, а не прислушиваться к чужим...
Отличное кино. Может и суховато для кого-го покажется, но фильм правдивый.
Никого не оскорбляет и не обвиняет. Ну разве что ура-патриотов.
Никаких шаблонов про Россию. Иногда даже кажется, что снимался у нас (хотя МинОбороны отказал в последний момент в содействии съемок). За весь фильм пару ляпов. Версию гибели лодки взяли официальную. Ничего не додумывали.
В общем, фильм к просмотру!