Красавица для чудовища






























Феминистский байопик создательницы «Франкенштейна»
Прославившаяся как режиссер «Девочки и велосипеда» — первого фильма, номинированного от Саудовской Аравии на «Оскар», — Хаифа Аль-Мансур взялась за экранизацию жизни писательницы Мэри Шелли, автора готического бестселлера «Франкенштейн». И в этом, на самом деле, нет ничего удивительного. Центральная метафора фильма — Англия начала XIX века накладывала на женщин не меньшие кандалы, чем современные радикальные мусульманские страны, — заявлена в картине более чем ясно. Одной из таких заложниц консервативных устоев общества становится выступающая за права женщин юная Мэри Уолстонкрафт (Эль Фэннинг), которая выходит замуж за поэта, романтика и вольнодумца Перси Биши Шелли (Дуглас Бут). Затем она рожает от него дочь, но переживает предательство близких и (из этого вырастает еще одна метафора), как ее лирический герой, чудовище Франкенштейна, оказывается оставлена своим создателем. Метафора цепляется за метафору — и в итоге из всего этого вырастает вполне традиционный, но актуальный байопик, которому удалось срезонировать с движениями #MeToo и Timeʼs Up.
Великолепный фильм, цепляет. Настоящий готический роман.
Любовь находит путь там - где волки боятся охотится...
Мэри Годвин (Эль Фаннинг с “подростковой” внимательностью на лице) в молодости - типичная, английская девушка, которая пребывая под надзором “строгого отца” и “строгими, английскими нравами”, тем не менее - “освобождается” от них (как главный герой своего романа от своего “создателя”) - выходя замуж за молодого и бунтующего поэта Перси Шелли (“бенефис” Дугласа Бута). “Человек, который не проводил эксперименты со своей жизнью - дурак” - высказывание Перси - в точности, отображает её положение, которое со временем - становится невыносимым и непонятным, которое “выливается” в бесконечные дневниковые записи. Ведя “бурные страсти” с разными девушками (и даже, с её сестрой), Перси и сам предлагает своей жене - заняться тем-же, ведь, “любовь - это свобода”, и она с “великой покорностью” принимает и понимает это - ведь, Перси - один такой, другого такого, кажется, и не найдёшь. Магнит - никак не взять, как тот, что используется при процессе гальвинизма: его “ток” - оживил её душу. “Неужели, это возможно, чтобы мёртвые - возвращались к жизни?” - спрашивает она у него. “Разумеется! Ведь, ты вернулась!” - отвечает он. Их краткая поездка (в реальной биографии - поездка на Женевское озеро в роскошный особняк Байрона) - к знакомому - поэту Байрону - ещё больше, переворачивает её мировоззрение - твой любимый человек - “бабник”, и тебе от этого ничего. “Любовь находит путь там - где волки боятся охотится” - говорит ей лорд Байрон, предлагает ей от скуки в большом поместье, в дождливый день - написать “страшную историю”, а на прощание - желает оставаться собой. После встречи со “знаменитым талантом”, её “талант” - выливается в рукопись про Франкенштейна. Нет, в этой истории - вряд-ли есть что-то от феминизма (прекрасный сценарий, воплощается в прекрасную режиссуру Хайфы Аль-Мансур). Смесь из раздумий о распутном муже, о публичных опытах “гальвинизма”, о том, что в те летние дни - дождь за окном так и шёл, а мысли о страшном монстре… пришли сами собой.