Классический триллер про 12-летнюю девочку, в которую вселился дьявол. Экранизация романа Уильяма Питера Блэтти, породившая несколько фильмов-продолжений о мистических практиках и борцах со злыми духами.
Триллер, Ужасы |
18+ |
Уилльям Фридкин |
31 мая 1973 |
2 часа 2 минуты |
30 |
В 12-летнюю Риган (Блэр) вселился бес, поэтому сначала от нее подальше убирают распятия, затем малютку приходится покрепче привязать к лежанке, а когда Риган начинает напоминать уже не ребенка, но обезумевшее земноводное, жизненно необходимой оказывается страшная и вулканическая процедура экзорцизма. За дело берутся два католических священника: первый (Миллер) — молодой, некрепкий в вере и к тому же пьющий, второй же (фон Сюдов) слишком с чертом, чтоб сомневаться в Боге.
Фильм, входящий в дюжину самых достоверных фильмов ужасов, спровоцировал несколько самоубийств. Сверх того — один подросток убил ребенка, сославшись на общую одержимость и объяснив свой поступок словами: «А в моем уме завелось такое!» А в 1986 году в Англии «Изгоняющий дьявола» был даже запрещен для хождения на видеокассетах ввиду его повышенной психологической опасности для одиноких домашних просмотров. Определенный резон в запрете был: дьявол в этом кино хотя и не показывал своего лица, явно вложил в руки гримера Дика Смита и в глотку озвучивавшей одержимую девочку Мерседес МакКембридж (злодейки из «Джонни Гитары», звезды фильмов нуар 40-х и лесбийской иконы) все, что ему было потребно. В результате ведьма получилась что надо: ее голова с лопнувшей на щеках кожей охотно выполняла команду «кругом», извергала потоки илистой рвоты и хранила в глазах то, на что невозможно смотреть до сих пор.
То, что когда-то было милой девочкой Риган (Линда Блэр) теперь превратилось в чёрт знает что. Она стала плеваться зелёной жижей, безбожно материться, а её лицо… То, что стало с её лицом не поддаётся разумному объяснению. Чтобы изгнать из девочки дьявола были приглашены два священника: неуверенный в себе отец Дэмиен Каррас (Джейсон Миллер) и твёрдый, как монолит, белый, как мрамор, отец Ланкастер Меррин (Макс фон Сюдов).
«Экзорцист», если честно, всё-таки не самое страшное кино на свете. Но, возможно, первое, где дьявол показал своё если не истинное, то очень убедительное лицо. Метаморфозы, происходящие с Риган, вызывают отвращение экзистенциального порядка. А когда дьявол посылает всех в жопу, тут уже и атеист, минуя агностицизм, сразу станет верующим. Удивительно в этом фильме пожалуй ещё и то, что отец Меррин появляется на экране лишь на какие тридцать с хвостиком минут. За них он, конечно, не успевает дать дьяволу такой п...ды, чтобы тот прямиком отправился обратно в ад. Но его непоколебимость и уверенность в себе не может ни внушать уважения. Сейчас, когда уже экзорцизм стал поп-культурой (см. «Константин: Повелитель тьмы»), а биография Меррина была более менее раскрыта (см. «Изгоняющий дьявола: Начало» Ренни Харлина и «Изгоняющий дьявола: Приквел» Пола Шрэдера – два фильма по цене одного со Стелланом Скарсгардом), «Экзорцист» ещё больше выглядит тем, кем он, по сути, всегда и являлся: маргиналом, в которого вселился бес.
Действительно страшный фильм. Уильям Фридкин показал, что одержимость дьяволом, это не детский сад как в том же сериале "Сверхъестественное". Так что готовьтесь почувствовать боль и ненависть нечистой силы во всей кошмарной красе. Это незабываемый ужас
Фильм на любителя, лично мне не понравилось. Было противно смотреть на все, что происходит. Хотя за грим можно 5 ставить.
Сюжет немного не продуман, но на это можно закрыть глаза, потому что в 70-е ужастики претерпели не лучшие времена — их сгоняли с экранов. Очень понравились подобранные актеры. Особенно сама девочка и священник, потерявший мать.
Кстати, я сначала недоумевала — зачем в фильме помимо основного сюжета параллельно развивается отдельная история жизни священника, но ближе к концу поняла.
Сцена экзорцизма в фильме является, конечно, точкой… важной точкой сюжета, поэтому в этой сцене нужно было показать сущность Дьявола и чувства священника… Вот так Дьявол их и показывал, оскорбляя священника и его мать. И здесь мы должны прочувствовать то, КАК же больно ему слышать каждое слово произнесенное Дьяволом. И ты это, черт возьми, тоже чувствуешь…
не понимаю, почему в 1973 году у кинотеатров дежурили кареты скорой помощи после сеансов. полфильма главная героиня обблёвывает священников-экзорцистов. но это же не очень-то страшно! но в целом ничё так фильмец, я такого раньше не видала. интересно, как они это всё снимали, бедная девочка ) единственное - я думала, там между мамой и экзорцистом любовь завяжется, зря они этого не прописали в сценарии - он же боксёр и спортсмен! ещё я не очень поняла, как этот дух в девочку вселился - в результате её экспериментов с детской доской, что ли?