

Третий год Гражданской войны в Испании. Беглецы из терпящих поражение республиканских частей оставляют в сиротском приюте сына убитого однополчанина — 13-летний Карлос (Тьельве), впрочем, думает, что отец скоро заберет его. Директор приюта (Луппи) и завуч (альмодоваровская прима Паредес) — оба тайные социалисты, люди немолодые и отчаявшиеся. Он сквозь стенку читает ей стихи, она, отстегнув деревянную ногу, отдается ядреному молодчику из бывших сирот (Норьега) — тот в свою очередь бредит республиканским золотом, якобы лежащим в приютском сейфе, и к завучу ходит, чтобы стащить у нее ключи. Над приютом — синее небо, вокруг — желтые пустоши, до города — сутки пешком, во дворе из суглинка рыбьим хвостом торчит неразорвавшаяся авиационная бомба (и тикает, тикает). Что скоро тут станет совсем нехорошо, ясно и без зловещих предсказаний, которые шепчет в темных коридорах маленький босой призрак с пробитой головой.
«Они взрослые, но нас больше», — и дети начинают деловито затачивать подручные предметы. Забыть эту реплику так же трудно, как знаменитую сцену с бомбой, пикирующей на ребенка (которую в Голливуде никто еще не украл лишь потому, что ее непонятно где использовать). Только что шесть оскаровских номинаций «Лабиринту Фавна» превратили перелетного мексиканца дель Торо из удачливого аутсайдера в гения с сертификатом — и вопрос тут не в том, стоит ли «Лабиринт» таких восторгов (если честно — Фавн его знает), а в том, где восторгавшиеся были пять лет назад, когда дель Торо действительно снял шедевр. В «Хребте дьявола» он перебирает тот же набор бусин, что и в «Лабиринте», — детство, призраки прошлого, торжество зла во внешнем мире. Но в отличие от плещущегося в своей сказочности «Фавна» первая часть обещанной «испанской трилогии» не только сложна в устройстве, но и замечательно дисциплинированна. Тут нет ни одной лишней реплики, ни одного случайного жеста, ни одной пустой красивости. Даже волшебное янтарное свечение кадра, фирменный дельторовский эффект, выглядит не элементом декора, а естественным свойством прошлого — кажется, именно так должен преломляться дневной свет в загустевающей на глазах субстанции воспоминаний, среди которой комариком вязнет летучая камера грандиозного оператора Гильермо Наварро. Из ныне живущих нет на свете лучшего писателя про детство, чем Стивен Кинг, и дель Торо идет тем же путем. В детстве, говорит он, страх идет рука об руку с ощущением чуда, а взрослая жизнь — это когда остается один страх.
Несколько разочарован. Фильм гораздо слабее "Лабиринта Фавна" и по части "картинки", и по "спецэффектам".
Сюжет почти отсутствует - одни эмоциональные переживания героев эту дыру не заполняют.
Скучновато!

Неожиданно мы приобрели выдающегося режиссера, который вывалил нам на голову свои работы, близкие к идеальным. Речь о фильмах Гильермо дель Торо: «Лабиринт фавна» и «Хребет дьявола» (обещана и третья часть триптиха).
Очень часто Большое кино балансирует на грани…Кажется еще один шаги – и можно свалиться в мыльную оперу, лишний поворот головы и ты в мелодраме, еще одна слеза и все пропало…Не знаю, является ли хождение по этой грани – секретом кино-творчества вообще, но кино Гильермо дельТоро - как раз тот самый случай, когда простота, кажущаяся доступность и привычность, соседствуют с высоким искусством. Ну триллер, ну мелодрама, ну дети, ну сказка, фэнтези и треш местами … Да, все это наличествует, но очевидно, что эти формы - всего лишь шары, которыми жонглирует Гильермо дел Торо. А жонглерство - только повод для того, чтобы сообщить нам что-то на сложном архетипическом языке, который мы не знаем, но интуитивно понимаем местами, обретая что-то потерянное или искомое в нерациоидном мире…
Надо сказать, что не все шары, которыми жонглирует дель Торо, такие традиционные и привычные. Может быть я ошибаюсь, но, кажется, никто еще не использовал киносредство – «избиение младенцев» так широко и весомо. Гибель детей – это табуированная тема в кино ( треш, героико-пионерский эпос - юный барабанщик, пионеры герои и т.д. – не в счет). Похоже Торо распечатал эту бутылку…Так масштабно крошить детей в салат … никто еще себе не позволял!
«Хребет дьявола» - кино насыщенное смыслами, Торо вырыл колодец, который скрывает немало художественных образов и скрытых призраков нашего сознания. Скажу только об одном – характерном взгляде на проблему гражданской войны. Тема немало отработанная в кино, но Г.д.Торо отходит от привычного ракурса, например такого: гражданская война-абсурд, где нет правых и виноватых, а есть обезумевшие... или другой известный взгляд – есть люди- и с одной и с другой стороны, которые заслуживают право на жизнь. У Гильермо дель Торо все не так! Он приговаривает нас к вечной войне друг с другом. Он вкладывает нам в руки заточенные палки и мы с воодушевлением вонзаем их в плоть противника! Противник, при этом, никакого выхода, кроме как бороться за проклятое золото не имеет…Взаимное уничтожение оправдано самой нашей природой - говорит Торо. Но это не конец истории. Если бы на этом Торо закончил, было бы очень просто. Нет! Он оставляет ворота открытыми и эти хрупкие, израненные, хромые человечки (разорвавшие и утопившие обидчика) отправляются в путь… Эта финальная сцена с выходом детей –победителей в никуда, но за пределы адской западни, на воздух и свет – мне вообще показалась очень важной и вошла в мою галерею лучших образов мирового кинематографа… Осталось только сделать рамку… После третьей части решу какого цвета.

Как и все фильмы Гильермо - НИ О ЧЕМ, а еще о детях, жестокости и невкассовой мистике. Кто такие привидения - это я. И Что ? Смысл-то какой?)) А смысла-то и нет. Также как в Вавилоне, Лабиринте Фавна. Однозначно для меня аффтар - чужак. Пройденный этап. Ни один фильм не торкнул. Такое ощущение, что режиссер все пытается, пытается что-то сказать, показать, но меня лично ВООБЩЕ не берет.. ) Такое ощущение, что аффтару явно не кино снимать, а возможно картины рисовать и то на любителя))
Фильм однозначно созерцательный. Как и остальные два вышеназванных. Но на что тут созерцать. Созерцать нужно на красоту. Мне лично не нравится созерцать невнятную смесь войны, жестокости, детей, крови и привидений.. А вам? Однозначно (ИМХО) все фильмы Дель Торо -
на 3-чку.
Хотите посмотреть добротные созерцательные фильмы - посмотрите "Весна, лето, осень, зима и снова весна..." и "Пустой дом" Ким Ки Дука.. очень красиво..
а кровь и страдания.. ну нет в них красоты.. был бы боевик, триллер - другое дело, ан нет, - модное слово эксклюзив
Это первый фильм из трилогии известного испанского режиссера Гильермо Дель Торо. (Говорят, что более известен второй фильм трилогии. Он называется «Лабиринт Фавна», а совсем скоро выходит третье ее звено – «3993». Но сегодня – о первой картине).
Слишком расписывать сюжет не буду – об этом фильме достаточно написано в сети, более того, он у нас издавался на ДВД, что сводит на нет все потуги рассказать о «новинке»))) Но кое-какие свои эмоции опишу.
Испания. Гражданская война. Приют для детей-сирот в степной испанской глуши. В приют попадает новый мальчик. Мальчик знакомится с ребятами, преподавателями, со своим новым домом. И все было бы очень обыкновенно, насколько может быть обыкновенна тема быстрого взросления сирот в условиях войны, если бы в сюжет не вплелась встреча главного героя с самым настоящим призраком. Призрак – такой же мальчик, только пропавший без вести. Он появляется в приюте в разное время суток и пугает его обитателей. История закручена лихо, потому смотрелось все действо с огромным интересом. Тут и экшн, и детектив, и неожиданные любовные треугольники и квадраты, и питье адской жидкости, в которой хранятся тельца неродившихся детишек - тех, что с особыми «хребтами», и «ужасы» в прямом понимании этого слова – а как еще обозвать почти скелетированный труп ребенка с пробитой головой, источающей кровь? А трупик этот, между прочим, разгуливает по коридорам не от скуки, а из жажды мести. А «золото партии», спрятанное в протезе директрисы учебного заведения??? В общем, скучать не приходится. Авторы фильма дают свой ответ на вопрос, что же такое призрак – это особая форма боли, симбиоз уже не жизни и еще не смерти… Но вот момент, который меня сильнее всего тронул – это сцена, когда уцелевшие в серьезной передряге ребята (по сути, совсем еще дети – пацанята от 8 и не старше 14 лет) организуются по-мужски и совсем уже по-взрослому, чтобы сначала дать отпор бандитам, а потом расправиться с Хосинто – главным злодеем и душегубом. О! На это стоило посмотреть: по-испански кровавая сцена, но все совершенно естественно и оправданно. Зритель успевает к этому моменту так возненавидеть негодяя, что каждый детский удар расценивается как акт не возмездия, но справедливости. Ну, как-то так…В общем, рекомендую картину к просмотру. А сама пойду искать остальные ее части)

«Посмотрим, вырастет ли одно дерево таким же кривым, как другое, если его будет гнуть тот же ветер!»
Эмилия Бронте, «Грозовой перевал»
Вот, пожалуй, первое, что пришло на память по окончании просмотра первой части «испанской трилогии» дель Торо – этого хоть и менее замысловато, в сравнении с «Лабиринтом Фавна», но не менее тщательно сконструированного киномеханизма.
Тот мир, который мы находим в нём, сложен по единой с «Лабиринтом» схеме, при непременном участии тех же атрибутов – испанского колорита, детских страхов и, конечно же, дельторовских чудовищ, порождаемых сном разума.
И, увы, мораль сей басни такова, что ветер зла нередко оставляет спинной хребет нетронутым, однако перекраивает до неузнаваемости внутреннюю сущность человека. Ведь «хребет дьявола» – это не столько недуг физический и уродство телесное, в большей или в меньшей мере выраженные внешне, сколько нравственное калечество, глубокое искривление души, зачастую искусно скрываемое за маской миловидности, прямодушия и надёжности.
С искренней благодарностью за вновь преподанный режиссёром урок мастерства и ценное напоминание о невыученных уроках последствий искажения и попрания законов совести, человечности, справедливости, а также в надежде на появление на свет третьей части «испанской трилогии».
Очень испанский фильм. Страстный и кровавый.
Превосходный грим. Ожоги выглядят абсолютно натурально. И не только они. Если не изменяет память, дель Торо начинал, как гримёр.
Неясно, почему название фильма - "Хребет дьявола". Насколько я понимаю, это народное название какой-то аномалии развития позвоночника? Банки с заспиртованными младенцами и настойка из них для лечения печального недуга (ну, это уже что-то мексиканское, однако) оставляют незабываемое ощущение, но это ведь не главное в фильме, не так ли?
Гражданская война в Испании - отрадно увидеть РЕСПУБЛИКАНСКУЮ версию испаноязычного (хотя и не испанского) режиссёра в фильме, снятом в Испании. Было ли что-то подобное на Западе со времён Хемингуэя?
Всё же, война для этого фильма - только фон.
Фильм про детство и детское восприятие, и получаются такие фильмы у Гильермо дель Торо просто замечательно талантливо.
Только фильм, конечно, не для детей, как и "Лабиринт Фавна". Это - напоминание взрослым о детстве.
P.S.Почему бомба так и не взорвалась?! Это - не по правилам! Вообще, странная бомба... Одна из самых человечных персонажей этого фильма. Во-первых, не взорвалась; во-вторых, показала мальчику, где находится тело Санти; в-третьих, не детонировала, когда взорвались канистры с бензином...

«Что-то мертвое, что кажется живым»….
Что-то живое, что кажется мертвым… или им является?
Кто из нас может сказать, что совершив добрый, или злой поступок мы не оживаем или не умираем в это же мгновение?
И где граница, которую не надо перешагивать? Ведь у каждого – она своя…
Ведь порой очень трудно понять, кто мы на самом деле.

Вряд ли можно считать провидцем человека, уверенно заявившего, что «Хребет дьявола» вы смотрите лишь потому, что вам понравилась другая работа Гильермо дель Торо, «Лабиринт Фавна», – в 95% случаев это именно так. Картины связаны не только в одну так и не оконченную трилогию, рассказывающую о гражданской войне в Испании, они не только очень схожи по стилю, но и в реальности судьба их переплелась очень тесно – если бы не успех вышедшего в 2006-м «Лабиринта», вряд ли кто-то заинтересовался бы снятым за 5 лет до этого «Хребтом дьявола». Схожие по духу, но абсолютно разные по эмоциональному наполнению картины. И хотя «Хребет дьявола» гораздо больше классический ужастик (хотя таковым не является), нежели мрачная сказка, дайте ему шанс, если вам и правда понравился «Лабиринт Фавна», и вы вряд ли разочаруетесь.
http://kinoshort.com/
Во время Гражданской войны в Испании, в детском приюте посередине двора торчит неразорвавшаяся авиабомба, по подземельям бродит призрак, а в сейфе лежит золото бунта.
Сделанный пятью годами ранее «Хребет дьявола», выпущен в российский прокат, с целью удовлетворить потребность на жестокость и отважных, любознательных детей под руководством Гильермо Дель Торо. И не моду, не спрос, а именно потребность. Ведь испив манкого, вязкого, янтарного, горячительного напитка в виде «Лабиринта Фавна», захотелось, чтоб между первой и второй перерывчик был небольшой. В «Хребте» открывается, что фирменный напиток Дель Торо настаивается и приобретает магический янтарный цвет при помощи мертвых младенцев. От осознания этого естественно тошнит, но переборов реакцию организма, ты вливаешь в себя все до последней капли. И еще долго внутри остается незнакомое, но такое будоражащее послевкусие. И западает куда-то так глубоко, что следующее вливание в виде «Хеллбой 2: Золотая армия», ждешь с неконтролируемым нетерпением. Правда, ждать больше года. А чтоб как-то утолить нарастающую жажду, уважаемые кинопрокатчики покажите в скором времени «Хронос».
А мой друг Толян сказал, - «я еще из уроков литературы помню, типа, если ружье висит, то оно выстрелит. А тут бомба торчит, тикает и нифига!»

О чем он: о подлецах, о призраках, о войне, о любви, о золоте, о бомбе...
все в кучу. зато поэзия и смерть. очень по-испански
О чем он: о подлецах, о призраках, о войне, о любви, о золоте, о бомбе...
все в кучу. зато поэзия и смерть. очень по-испански
...почитав рецензии...соглашусь с утверждением, что в фильме присутствует некая интуитивность,некая субстанция, которую невозможно выразить словами...это как свечение вокруг Санти..как закадровый монолог из фильма о том, что такое призрак..."застывшее насекомое в янтаре", "как нечеткая фотография из детства"...весь этот набор можно было бы списать на склад "сюсюканья", но после слов Гарсиа Маркеса о том, что такое латиноамериканская культура и литература в частности...начинаешь воспринимать подобные вещи под другим углом...Гарсиа Маркес сказал: "Рзве наша жизнь так рациональна и реальна, чтобы не оставить места иллюзии?"...Пожалуй соглашусь...сходите в кино и убедитесь...
Фильм понравился! Да не так много спецэффектов, как в "Лабиринте", но ведь и снят он был намного раньше... Но это не важно, главное, что он заставляет задуматься... А детский максимализм и преданность убеждениям дает сильную эмоциональную окраску фильму!
Очень повезло людям, получившим возможность увидеть Хребет дьявола в кино. Завораживающий,красивый, мистический, волшебный, с потрясающей актерской игрой фильм просто сразил меня при просмотре. Я еще не знала, что он является первой частью трилогии и видела только отличного Хеллбоя и Блейда -2, который мне не очень понравился.
Хребет дьявола -камерная история, маленький фрагмент войны со своими героями и подлецами, чудесами и безумной жестокостью, сделал бы честь и Стивену Кингу, будь он его сценаристом. Гильермо дель Торо написал и снял все сам, потеснив Питера Джексона на Олимпе визуальных гениев-чародеев и создав настоящее чудо -пронзительную и волшебную историю о войне, смерти и жизни.
Неплохой фильм, заставляет задуматься, что полезно для мозгов.
Но опять же фильм не для всех, а для любителей. Осталась под впечатлением, что для меня очень важно. Качество и продумка сценария отменная, конец не банален. Превосходно!
Мне этот кинофильм очень понравился.
Необычайно жесткий, густой, физиолог ичный, фильм смотрится на одном дыхании. Возможно, причиной тому потрясающе красивая визуализация. Возможно, глубокая проработка сценария и персонажей. Скорее всего - слаженная работа всей команды.
Этот фильм о том, что опасаться стоит живых; о том, что страх перед злом порождает большее зло; еще много о чем. Мистика не ради мистики. Красота не ради красоты. Один из немногих случаев, когда, насмотревшись на боль, выходишь из зала с чувством легкости.
Ставлю 5 звездочек.
мне вообще не понравился этот фильм...просто бред! Противно смотреть..куча негативных эмоций и прочего..бэээ