Биография, Документальный, Драма |
Кирилл Туши |
17 ноября 2011 |
1 декабря 2011 |
1 час 51 минута |
khodorkovsky-film.ru |
Молодой берлинский кинорежиссер приезжает на кинофестиваль в Ханты-Мансийск. Слегка протрезвев, он вспоминает, что на прошлом фестивале гостей возили смотреть нефтяные поля компании ЮКОС, и решает выдвинуться на местность самостоятельно. На подступах к месторождениям его останавливают люди с автоматами. Режиссер хочет выяснить, почему все изменилось.
Начавшись как хроника приключений иностранца в стране буровых вышек, фильм Кирилла Туши быстро выруливает на проторенную трассу — к почти жэзээловского типа биографии. Сам режиссер исчезает из кадра минуте примерно на десятой — и, к счастью, совершенно не пытается залезать на табуретку и высказывать собственное мнение о герое: за него говорят свидетели и участники истории «Менатепа»–ЮКОСа — топ-менеджеры компании (скрывающиеся кто в Лондоне, кто в Тель-Авиве), бывшие госчиновники, иностранные журналисты и бизнес-консультанты. Зритель, знакомый с другими первоисточниками, вряд ли узнает из этих монологов что-то новое: канон биографии Ходорковского уже, что называется, в граните высечен — и эта версия совершенно не совпадает с той, что звучит на путинских пресс-конференциях («да у него руки по локоть в крови!»). Кажется, новые бенефициары Юганскнефтегаза, расставив автоматчиков по периметру месторождений, совершенно не заботятся о том, какими словами расскажут о них в учебниках истории. Когда режиссер Туши пытается взять интервью у путинского пресс-секретаря Пескова, пресс-секретарь пресс-секретаря откровенно его отфутболивает: дескать, времени у нас не будет до конца года; а единственным персонажем, повторяющим путинские тезисы, неожиданно оказывается московская диджейка Нина Кравиц. Выиграв борьбу за нефть, режим откровенно проигрывает борьбу за миф.
Фильм Туши (больше напоминающий добротную телепередачу) добавляет к этому мифу несколько выразительных черт — и касаются они даже не главного героя, а его окружения: начальник Ходорковского по институтскому стройотряду оказывается по виду прожженным тусовщиком (интервью он дает в собственном доме в Фарнборо), директор проекта «Открытая Россия» Осовцов, закончив разговор, вдруг начинает кормить морковкой невесть откуда взявшуюся бегемотиху, бывший адвокат ЮКОСа Гололобов, потрясая руками, кричит: «Полководец, который сдается в плен, вместо того чтобы выводить армию из окружения, — это дурак! Дурак!» Претензия Гололобова не единственный вопрос, который обходит стороной каноническая биография, и, к сожалению, устранившись из кадра, Туши даже не пытается их задать: действительно ли единственной целью Ходорковского в начале 2000-х было «построение гражданского общества»? Почему, войдя в клинч с Путиным, он фактически добровольно принес себя в жертву? Какая выгода его врагам от того, что они систематически заменяют экскурсии для западных журналистов автоматчиками? Почему в финале фильма — когда Туши наконец добирается до своего героя в зале Хамовнического суда — Ходорковский выглядит самым свободным и счастливым из всех появившихся в кадре людей? Дай ответ. Не дает ответа.
Элита здесь делится на две ветви, которые называют «хуй сосаети» (искаженное «high society») и «аппарат» (искаженное «upper rat»). «Хуй сосаети» — это бизнес‑коммьюнити, пресмыкающееся перед властью, способной закрыть любой бизнес в любой момент, поскольку бизнес здесь неотделим от воровства. А «аппарат» — это власть, которая кормится откатом, получаемым с бизнеса. Выходит, что первые дают воровать вторым за то, что вторые дают воровать первым. Только подумай о людях, сумевших построиться в это завораживающее каре среди чистого поля. При этом четкой границы между двумя ветвями власти нет — одна плавно перетекает в другую, образуя огромную жирную крысу, поглощенную жадным самообслуживанием.
Виктор Пелевин, “Священная книга оборотня”
В 2003 году мне было 14 лет, у меня была первая любовь, и одной из последних вещей, о которых я думала, был арест Михаила Ходорковского. На засранных окнах маршруток-газелей висели тогда наклейки с интеллигентным еврейским юношей за решёткой, и все вокруг говорили о правах человека. Прошло уже больше 8 лет, многое поменялось, в том числе и моё мнение о людях, имеющих отношение к власти и деньгам в России: безразличие сменялось злостью, затем презрением и в конце концов стало гадливым сдержанным любопытством. Именно это любопытство и заставляет смотреть документалку Сириля Тюши, а ещё тот факт, что в интернете с трудом можно найти всего несколько рецензий на фильм - весь остальной информационный поток забит сообщениями о похищениях рабочего материала немецкого режиссёра.
Первое отношение к фильму сугубо скептическое: очередная попытка западного товарища залезть в загадочную русскую, воспеть оппозицию и обвинить власть в людоедстве. Но Тюши выбирает замечательную стратегию - он не даёт никакой оценки и вообще всячески старается скрыть свою симпатию к Ходорковскому. Он понимает главную вещь о России, стране с вывернутой наизнанку системой ценностей: здесь всё противоречиво и то, что кажется взаимоисключающим, на самом деле находится в тесном соседстве и даже симбиозе. Для него, уроженца Германии, разрыв шаблона происходит при встрече с приятным и интеллигентным бывшим полковником КГБ, в данный момент поддерживающим оппозицию. Мне кажется, именно после этого интервью Тюши отказался понимать то, что происходит, и решил делать действительно непредвзятое кино.
Зрителю эта непредвзятость только на руку, он просто слушает, что говорят близкие и далёкие герою люди, и тихо охуевает от деталей: подкупленный досрочным освобождением лжесвидетель с молящими глазами, нервно сменяющиеся гримасы на лице ВВП во время знаковой встречи с бизнесменами, пьяный ностальгирующий бывший юрист Юкоса,винящий Ходорковского в своём отлучении от Родины, дышащие неистовой маскулинностью фотографии потного Михаила Борисовича в качалке, его усы как символ эпохи, его загнанные глаза в зале суда, неспособные поверить в то, что этот фарс происходит на самом деле. Российская система власти - это Зазеркалье. Здесь нет ни справедливости, ни логики, ни здравого смысла. И если абстрагироваться от нелепых анимационных вставок и просто смотреть на эти бесконечные интервью с антропологическим интересом, можно раз и навсегда понять, что в России у человека может быть только четыре ролевых модели: жулик и вор, пьяница, мудак и неудачник. Причём, когда в этом фильме вам кажется, что вы симпатизируете персонажу в кадре, знайте: это либо алкоголик, либо англичанин, либо пьяный Михал Олегыч на заднем плане в Маяке, либо бегемот.
Потрясен существующими рецензиями! Некоторые собираются смотреть несколько раз! Ребята- не стоит) Нет нужды тащиться в кинотеатр- скачайте фильм на торренте,посмотрите краем глаза, сотрите. Ничего нового- АБСОЛЮТНО- не узнаете. Личность Ходорковского- не раскрыта- а попытки этого раскрытия представляют Михаила не в лучшем свете. Экономика ЮКОСа- обойдена лихим кавалерийским маневром- уж лучше бы автор ,честное слово- вклеил табличку- вот - ЮКОС в 1994- 5000 работников- 5 миллиардов долга, вот в 2000- 100 тысяч работников, 10 миллиардов прибыли- но нет,автор не додумался! После просмотра у любого мыслящего не возникает никаких проблем с ответом- посадили Михаила- И ПРАВИЛЬНО! Так его собственный юрист и говорит- купили компанию по-дешевке, немного раскрутили ( при нереально, сказочно растущей цене на нефть- Бог любит Россию!-) )- продали акции иностранцам- и адью) Короче,как сказал Вася Обломов- Унылое Говно.
И,на всякий случай- это именно мое мнение о ФИЛЬМЕ- не о процессе, не о том, как некоторые пишут- "ВЛАСТЬ БОИТСЯ!!!"- я вас умоляю! Я веду речь только о фильме- моя оценка- УЖАСНО!
С самого начала я понял, что это такое) Увидев режиссера Кирилла Туши водящим хоровод и пьющим водку из пластмассового стаканчика)) Еще один заезжий турист пытается разобраться в российской действительности, да так не умело, да еще и с дурацкими мультами, при полном отсутствии какой бы то нибыло полезной и новой информации. Ни чего обличающего кого либо в этом фильме нет, только сплошная "капуста без кочерыжки" или же полная "ботва". Фильм на мой взгляд не запрещали, а просто отказались показывать из за низкого качества, плохого монтажа, отвратительной операторской работы и отсутствия элементарной содержательности с последовательностью. А умные дяденьки из "оппозиционного шоу-бизнеса" использовали отказ в качестве ПиАр орудия и назвали его запретом. Изображая при этом, что они сильно против кормящего их режима. Но как корабль не ПиАрЬ все равно не поплывет, тем более что в данном случае это не корабль, а ржавое корыто...
Золотая пальмовая ветвь присуждается Александру Осовцову за монолог об исключительной безответственности российских политиков. Бросая морковь самке бегемота, обитающей за высокими железными прутьями, Александр Авраамович, лицо которого источает обширную меланхолию, задает нам всем простой вопрос: «Я могу, например, пообещать вот ей, что завтра принесу, ну скажем, авокадо. И что? Если я не принесу авокадо ни завтра, ни послезавтра, ни через неделю, что она сможет сделать?»
В общем, этот фильм просто необходимо посмотреть. Хотя бы потому, что он переводит представление о деле Ходорковского из двухмерного в трехмерное пространство, мимоходом лишая зрителей остатка иллюзий, если у кого-то они были.
Отдельной благодарности заслуживает то, что Кирилл не попытался сделать из Михаила Борисовича героя, а просто внимательно слушал тех немногих, кто все-таки согласился дать ему интервью.
Это даже не пять; просто другое измерение.