Уолт Ковальски (Клинт Иствуд), детройтский автомеханик на пенсии, ветеран корейской войны, ворчун и мизантроп, хоронит жену. Перспективы — близкая, судя по нехорошему кашлю, смерть в одиночестве. Дети получились так себе, внуки — еще хуже. У Ковальски есть крылечко, чтобы пить на нем пиво, лужайка, чтобы была постриженной, меланхоличный лабрадор, коллекция слесарных инструментов и автомобиль «Гран Торино» 1972 года выпуска.
Как бы в подтверждение скорого конца вокруг старика нарезает круги местный падре (Кристофер Карли), положительный, упрямый юноша, вооруженный псалтырем и неосмотрительно пообещавший покойной, что уговорит далекого от католицизма Уолта исповедаться.
Пригород, где живет Ковальски (подходящая фамилия для последнего аборигена), превратился в иммигрантское гетто, патрулируемое бандами азиатов, негров и латиноамериканцев. В дом по соседству въехала семья из Юго-Восточной Азии: старый расист постепенно подружится с умненькой девушкой (Ани Хер) и, приговаривая «В Корее мы таких, как ты…», возьмет шефство над ее нескладным, но трудолюбивым братом (Би Ван), который в любой момент может пойти по дурной дорожке.
Поздние фильмы Иствуда в пересказе неизменно кажутся то бесстыдной мелодрамой, то военной агиткой, то соцреалистической чепухой — пока не посмотришь, все равно не поверишь, во что превращается у него история про парализованную боксершу или подвиг американских солдат на японском острове. Иствуд — последний, возможно, режиссер в мире, которому классические американские жанры подвластны в чистом, без копившихся десятилетиями наслоений, виде. Он все равно ревизионист, конечно, но ревизионист с позиций уникального опыта, а не запоздалого осмысления. Иствуд и снимает в некотором смысле то бесстыдную мелодраму, то соцреалистическую чепуху — но мы должны придумывать или вспоминать для них другие, особые формулировки просто потому, что больше так уже не снимает никто.
Любые определения будут звучать слишком громоздко для такого простого, выдохнутого, словно сигаретный дым, фильма, как «Гран Торино». Ну да, наверное, он про столкновение культур, про невинность и опыт, про груз прошлого и освобождение от него. Или скорее про достоинство. Словом, про вещи, до которых нам нет никакого дела, — они не дают пищу для ума, понятны, абстрактны.
«Гран Торино» — про Клинта Иствуда. Про его лицо — и в этом смысле он ничем не отличается от какой-нибудь мелодрамы со Скарлетт Йоханссон. На Йоханссон хочется смотреть, потому что она молодая, нежная и у нее пухлые губы. На Иствуда — потому что он старый, красивый, морщинистый, умный, добрый и сильный. Его пластика. Его стариковские рубашки. Какие удивительные рожи он корчит. Как он бормочет, как кряхтит и как рычит (а как он тут рычит!). Как плюется. Как удивленно поднимает брови. Как изображает пальцами пистолет. Как тащит стулья. Как движущаяся камера на долю секунды почтительно замирает, когда он впервые попадает в кадр.
Именно на этом строился классический Голливуд, именно это впоследствии ушло, и именно это каким-то чудом сохраняет 78-летний Иствуд. Найти удивительное лицо и подобрать к нему идеальные ракурсы, заставить все прочее, любую ерунду подчиниться его масштабу. Это называли харизмой, «присутствием», star power и еще по-всякому. Актер, на финальный выход которого можно поставить свет сколь угодно монументально, — и это не будет выглядеть дурной цитатой. Иствуд вытягивает — да что там, толкает одним пальцем — никчемный сюжет про перевоспитание старого хрена. Одновременно исключительно лицевыми мышцами он превращает его в поминальную службу по изменившейся — необязательно к худшему — Америке и по достойной жизни, которая рано или поздно заканчивается. И в то же время — и в такой же степени — это фильм про то, как чинить стиральную машину. Точнее, про то, как Клинт Иствуд чинит стиральную машину.
Иствуд великолепен!
Уолтер Ковальский - старый хрыч, расист и матершинник,ветеран войны и труда живёт один в старом доме.У него есть ,как минимум,один сын,сноха и парочка внуков,которым нетерпится сбагрить пенсионера в геронтологический центр,а его домик и раритетный Форд Гран Торино 1972 г.в. прибрать в коротенькие ручонки.Деду же нас..ть на меркантильных родственничков, он суров и твёрд как мозоль.Он попивает пивко на веранде,полирует свою гордость - "нулёвый" Гран Торино,возится в полисаднике и чинит всё,до чего доходят его руки.А они,надо сказать,настолько длинны и цепки,что доходят не только до неодушевлённых предметов. На районе безобразничают лица азиатской и негритянской национальностей и Америка уже давно не та.Но он то всё еще тот!
Ибо настоящий мужик бывшим не бывает.
Если 3 здоровых афроамериканца домогаются до азиатской девочки, то скорее всего это им не повезло,а не ей,потому что мимо проезжает Уолт Ковальский, который совершенно не политкорректно вопрошает "Что вы тут затеяли,черномазые?" и ,дабы отмести сомнения,оторопевших от такой дерзости хулиганов,пенсионер сразу предупреждает их,что "есть люди,до которых лучше не доёб....ся" (в правильном переводе Д.Ю.Пучкова) и что он как раз из тех людей.И как тут не поверить этому утверждению?! И верят! И шпана на экране и зрители в зале!
В соседний дом въехала семейка азиатов - бабка,вдова и двое разнополых подростков,над которыми заслуженный автомобилестроитель,волею случая,берёт и крепко держит,как и всё остальное, шефство.Надо сказать,что про руки так часто я упоминаю не даром.Глядя на эти руки,как и на ,по-мужски, красивое,хоть и давно не юное лицо главного героя, сразу чувствуешь ,что перед тобой человек-АКМ,простой,крепкий и всё такой же,как и 50 лет назад,надёжный,безотказный товарищ.
В общем,этот бодрый дедок-грубиян,быстренько вошёл в авторитет у местной жёлтолицей диаспоры, старшие представители которой сообразили кто где в хате будет спать и задарили его всякой снедью.
Тао,непутёвый подшефный главного героя,никак не хотел вливаться в местную этническую группировку,за что был периодически бит,за это же собственно и была бита и его более толковая сестрёнка. И быть бы ему в бригаде,несмотря на отчаянное сопротивление,если бы не удивительное самопожертвование человека, от которого кроме как увесистых п....лей и смачных матюков ничего ждать не стоило.
Отдельное спасибо мэтру за диалоги и мимику! Фирменный иствудовский прищур в сочетании с сочным плевком - это надо видеть.А когда из тех же уст слышишь фразу "Берегите себя..",почему то возникает двойственное ощущение - с одной стороны как-то сразу хочется беречь себя и одновременно пожать крепкую пятерню этому чертовски обаятельному старикану!
Всем приятного просмотра,а он будет приятным,не сомневайтесь:)
А если все-таки хотите понять что ощущает человек, который совершил убийство - сходите на фильм Гран Торино и не пожалеете, могу сказать с точностью, что вы никогда не догадаетесь как именно закончится этот фильм! Ведь взявши однажды грех на души, человек - не совершит его второй раз, и не позволит совершить близким людям, которыми порой становятся совершенно неожидданые люди, причем другой национальности! Этот фильм доовльно опасно смотреть в кинотеатре, поскольку можно нарваться на публику, пришедшую повеселиться, но мне повезло, все вдумчиво смотрели картину, которая понравилась даже девушкам, хотя фильм явно мужской! Вообще великолепная игра - настолько погружаешься в атмосферу, что становится действительно страшно!
А вы знаете что такое жизнь и смерть? Герой Клинта Иствуда всю свою жизнь знал что такое смерть, но что такое жизнь он понял лишь в последний год жизни! Ирония? Он - герой для чужих ему людей и чужой для родных...
Пожалуй, лучшее, что я видел в этом году!
Тяжелый, пронзительный фильм, оставляющий очень много между строк..
О чем-то общем подумают после фильма все, но намного больше пищи для размышлений фильм оставит каждому персонально..
Лучшей похвалой фильму назову то, что когда на экране пошли титры, и загорелся свет, в зале не было обычного оживления и обсуждений в духе: "ну как тебе..?" ..Все выходили молча..
Фильм не обязательно смотреть в кино..но смотреть надо обязательно..!
PS - когда у меня будут совершеннолетние дети, я найду этот фильм в архивах и покажу им...
Отличное кино о ветеране, который устраивает разборки в микрорайоне в духе ворошиловского стрелка. Ветеран, он же Клинт Иствуд, невероятно корчит недовольные рожи и отменно ругается. Можно смотреть и в одиночку, и вместе.
в гран-торино клинт иствуд попрощался со своими героями самым неожиданным способом.
сначала он напомнил нам, как лихо управляется пистолетом грязный гарри, и как виртуозно плюется блонди.
и ты уже уже ждешь нового выхода этих героев, эдакого постаревшего говорухинского ворошиловского стрелка.
но тут иствуд выдает прямую противоположность образу хладнокровнго убийцы за благое дело.
стронгли рикоммендед.
Фильм просто суперский. Оригинальный сюжет, потрясающая игра геров, неожиданный и интригующий конец. Этот фильм стоит посмотреть.
тот фильм по своей здоровой классической голливудской природе представляет наглядно ту Америку, которая, похоже навсегда уже потеряна в средствах массовой пропаганды. Фильм о здоровых консервативных ценностях ушедшего поколения, о людях старой закалки, у которых евангелие написано в сердцах, о пустоте общества потребления. И самое главное в этом фильме – поразительно правильная постановка национальной проблемы, которое будет непонятно одержимым представителям обоих веток фашисткой идеологии: как либеральной, так и скинхедовской. Одновременно увидеть в несчастном корейце (таджике и пр.) близкого человека и брата, ради которого стоит положить жить свою и в тоже время не опускаться до трусливого подобострастия перед бандой обезьян (или кавказкого зверья), найти в себе силы не называть этот сброд словом «брат», возможно только для настоящих людей сильных духом, судьба, которых, увы, предрешена в нашем жестоком мире.
Сегодня посмотрел, наконец, "Гран Торино" в оригинальной неиспорченной
дубляжом версии. Ну что тут можно сказать? Великий Клинт снял великий
фильм, который войдет в историю, как один из главных фильмов
десятилетия. Обидно только, что зрителей в нашей стране у "Гран
Торино" незаслуженно мало - но это уж точно не вина Клинта Иствуда.
Перефразируя известное высказывание Оскара Уайлда можно сказать, что
российская публика на этом фильме с треском провалилась.
Да, Иствуд.
Этот мощный старикан,сделанный из стали.
Грязный Гарри всего человечества.
Почетный прищур всех вестернов на свете.
Непрощенный.
Кто угодно.
Я не люблю Иствуда. Точнее, он не вызывает во мне дрожи в коленках, желания ему подражать и все такое прочее. Не вызывал.
Можно сколько угодно ругать оскароносную "Малышку на миллион долларов", но черт возьми - это офигенное кино. И от экрана фиг оторвешься.
Даже если вы не любите бокс так, как не люблю его я.
"Гран Торино"... Это можно не смотреть в кино, можно дома. Смотреть и думать: какой матерый человечище. Вот вам правда жизни. Реализм и и т.п.
Посмотрев "Гран Торино" я, знаете, о чем подумал: я, вот ругал и Бонда последнего и "Хранителей" и "Темного рыцаря" за реализм. И знаете, почему? Потому что там этот реализм как седло на корове. Как не пришей кобыле хвост. Как - сошло бы с рук, а с ног собаки стянут.
А у этого поганца Иствуда вышло все точно, в меру, без миллионных бюджетов. На одной зажигалке Зиппо и автомобиле 1972.
Вот так вот.
Учитесь
Очень хороший фильм!!! Тем, кто еще не смотрел обязательно посмотреть. Понравилась, как всегда, игра и постановка великого Клинта Иствуда. Фильм наводит на размышления. А так ли внимательны мы к своим близким, когда им плохо и они звонят чтобы поговорить, а у нас «нет сейчас времени». Как человек, который хотел угнать машину через несколько минут кинофильма становится тем, кому готов помогать во всем!!! Для меня лично несколько неожиданная концовка. Ну и конечно же обязательно смотреть, а точнее слушать песенку в титрах!!!
Проповедовать объективно-экзистенциальные истины в кинематографическом полотне — задача не из лёгких. Киновундеркинд Клинт Иствуд прекрасно знаком со сложным языком кинопроизводства, а потому ненавязчиво повествует нам о вечном философском вопросе жизни и смерти, об апатичном ветеране-мизантропе (роль которого сам и исполняет), о социальном ужасе, о противостоянии канонов религиозного мира с миром внутренним человека, прошедшего через войну и отрицающего идею прощения и отпущения грехов. Важно заметить, что в своем киноизложении «Гран Торино» Клинт Иствуд стремится к гностицизму, не прибегает к амбивалентному сюжетосложению и весьма прямолинейно диктует историю, но всё же припрятав один козырь в рукаве.
Название фильма маркой спортивного автомобиля выпуска 1972 года даёт ясно понять отправную точку развития сюжета. Дисфункциональный старичок Уолт Ковальски, с отвращением плюющий на землю под ногами, со скептицизмом принимающий законы и моду современного мира, великолепно сыгранный Клинтом Иствудом — абсолютно главное лицо «Гран Торино». Квинтэссенцию картины довольно сложно распознать, так как вопросов в ней поднимается весьма много. Каждый видит своё. Беспринципную молодёжь, разрушенную жизнь классическо-американского ветерана на склоне лет, несправедливость жизни или, быть может, кого-то больше другого влечёт проблема отцов и детей.
Просмотр «Гран Торино», в основном, равнодушно-созерцательный, даже после того, как Уолт Ковальски потянул руку во внутренний карман куртки. Струны души дрогнули только при виде окровавленной девочки-азиатки, которая в этой жизни ни грешна, ни повинна. Очевидно, это происходит из-за удивительной логики картины, наводящей на мысль о не такой уж и категоричной несправедливости жизни. В конце-то концов, Уолт Ковальски оказался не законченным материалистом, помешавшимся на старом автомобиле, который притягивал хищные взгляды местной банды, а здравомыслящим и рассудительным пожилым человеком, способным на отнюдь не глупое самопожертвование, учитывая кое-какой факт сюжета, раскрывать который не стоит.
Мне странно, что в последние годы принадлежность к меньшинствам стала своеобразной индульгенцией, как будто если ты чернокожий, одинокая мать или больной СПИДом, то этим уже оправдан при совершении подлых поступков... Это я, на минуточку, пытаюсь написать здесь свою первую рецензию. Пишу о фильме Клинта Иствуда "Гран Торино". Мне сложно сказать, что я чувствую. Я хочу, но не могу назвать этот фильм шедевром. Я видела подобные фильмы, наш "Ворошиловский стрелок" вспоминается достаточно быстро. Иствуд великий и ужасный - прекрасен, монументален, и все-таки немного переигрывает со своей честной стариковской суровостью.
Но я его так понимаю! Я его понимаю, несмотря на то, что он классический WASP, а я совсем даже наоборот. Он хочет всех убедить в своей правоте, в справедливости и пользе того, что он делает. Для этого все средства хороши, до полной гибели всерьез.
Этот фильм как тяжелый разговор с человеком, взгляды которого тебе близки, но кое в чем вы с ним расходитесь. И вот это "кое-что" мешает полной близости... Жаль, что Иствуд больше не будет сниматься. Он сказал, что "Гран Торино" - его последний фильм!
Похоронивший любимую жену 70-летний Уолт Ковальски (Иствуд) собирается досиживать остаток жизни с банкой пива на веранде с любимой собакой и не менее любимым автомобилем Форд Гран Торино. Собственных сыновей и местного священника, призывающих переменить взгляды на жизнь, Уолт посылает куда подальше. Священник, правда, проявляет настойчивость, но скорее его собственные взгляды на жизнь поменяются от общения со злобным стариком.
Вялое недовольство новыми соседями и новыми поколениями сменяется открытой войной, когда местные азиатские бандиты подговаривают соседского мальчишку угнать любимую машину ветерана и тот берётся за свою винтовку времён корейской войны.
Иствуд-режиссёр снимает удивительное кино, очень похожее на самого героя фильма - делая почти всё, чтобы оттолкнуть окружающих, оно всё равно притягивает, и какой-то внутренней искренностью и доходчивостью своих идей компенсирует и недоигрывающих азиатских подростков-дебютантов, и переигрывающего Иствуда-актёра. Хотя коллизии сюжета вполне предсказуемы, фильм завораживает нетипичной для нынешнего американского кино откровенностью постановки вопроса. Пока киноакадемики застенчиво вручают букет статуэток лубочному кино про дальние страны, Иствуд рубит с плеча, выводя фашиствующего ретрограда настоящим героем, причём не только войн прошедших, но и нынешней безнадёжной войны с падением нравов.
При этом "Гран Торино" - вовсе не плач по старой Америке, а вполне оптимистичная эпитафия времени, когда народ Мяо, как и любых других азиатов называли "гуками", бандиты были только чёрными, на заводах Форд простые мужики делали крутые машины, а фильмы Иствуда не собирали по 150 миллионов. Вряд ли кто-то разумный всерьёз хочет в эти времена вернуться, другое дело - шагнуть, подобно Уолту Ковальски, прямо из них в вечность.
Гран Торино - зачотное кино. Главный герой - грандиозный старикан, особенно в первой трети фильма, когда ему все и всё до пи*ды, потом в нём просыпается уж слишком много человеколюбия. А эти его плевки козырные, хрип в котором гораздо больше, чем в иных фразах, постоянная сигарета или банка пива в руке и жест Де Ниро из "Таксиста" - чудо, наш человек! Понимаю конечно, что у этого персонажа флаг перед домом, как никогда оправдан, но затрахали они ей богу, в каждый свой фильм это пихать, и бейсбол по телеку, всего секунду, но он был - бесят эти американские штучки. Сюжет конечно не нов, что-то такое, когда-то, где-то видеть уже приходилось...но вот финальная сцена прекрасна, просто прекрасна, будь я девчёнкой наверное даже всплакнул бы.
Рецензия к х/ф «Гран Торино».
Сюжет: еще в 70-х годах старина Уолт (Клинт Иствуд) купил себе автомобиль-мечту из серии «Гран Торино», но даже сейчас это авто выглядит, как новое сверкая полированными боками. Несколько дней назад Уолт похоронил свою супругу и теперь остался совершенно один в своем доме на окраине города. В соседнем доме поселилась большая семья тайцев. У них в семье два подростка-тинэйджера, которым местные подростковые группировки не дают покоя. Все происходящее вокруг не беспокоит старину Уолта до тех пор, пока подростки не попытаются угнать его «Гран Торино»…
Столкновение поколений – это когда старики недовольны тем, чем занимается молодежь, когда разница во взглядах на жизнь разительная, когда молодежь забывает о старших, а старшие в ответ ворчат, нецензурно выражаются и не всегда отвечают на вопросы. Глядя на героя Иствуда в начале фильма, видишь типичного ссохшегося старика, который закрыл все двери к себе и только занимается тем, что портит детям и внукам настроение. Но не тут то было и по ходу действа понимаешь, что в старческом теле все еще живет и здравствует дух крутого ковбоя, который при желании может навести шороху во всем районе и запросто поставит на место обнаглевшую шпану (тем более у старика под курткой полуавтоматический пистолет), еще успеет построить глазки и пофлиртовать с молоденькой красавицей. Если охарактеризовать фильм вкратце, то это достаточно интересное семейное кино на социальные темы с трагическим окончанием. В сюжете всего поровну: и комедии, и драмы, и боевика. В США фильм собрал хорошую кассу и сравнялся по сборам с «Квантом милосердия», но это не значит, что «Гран Торино» это киношедевр. Тут дело скорее в солидарности американцев к живой легенде кинематографа. Многие из них выросли на его фильмах. В свои 79 лет Иствуд умудряется снимать по несколько фильмов в год и все из них имеют финансовый успех. На постсоветском пространстве «Гран Торино» вряд ли соберет много денег, все-таки сюжетные нестыковки и слабую игру молодежи никуда не денешь, но вопрос даже не в этом. В фильме главный герой это Иствуд: он вначале отталкивает, потом постепенно располагает к себе, а потом зритель от него уже в восторге. Это если смотреть в оригинале т.е. на американском или с субтитрами. Но вот после дублирования герой Иствуда и соответственно само кино много потеряют т.к. во-первых, его приглушенный и слегка натужный, но все же его голос будет заменен голосом переводчика, а во-вторых, студии дублирования не возьмутся дословно переводить то, что там со смаком нецензурно выговаривает Иствуд (это нужно слышать в оригинале т.к. в некоторых ситуациях это звучит комично).
Примечание: все рецензии размещены на сайтах «Кинопоиск» (Da-ke), «Афиша» (Da_ke).
На этот раз повезло со зрителями: никто не гавкал, не чавкал, не шушукал. Нормально сеанс прошел, нормальные люди собрались. В конце кто-то всхлипывал, задело видно.
Вот на таких фильмах формируется американская нация. Иствуд, конечно, не заходит слишком в глубь, в область патологического, но на поверхности, в общечеловеческой проблематики знает толк, знает, где слабые места, где сильно болит. Иствуд говорит нам, что всегда можно остаться человеком, главное не бояться умереть. Вот вызывают отвращения всякие непонятные рожи вокруг твоего дома, и ненавидишь ты их, и это нормально, если это на словах, а на деле ты остаешься человеком. Чем отличается его искренняя злоба в словах: китаезы, ускоглазые, от шутливых слов в адрес знакомых: ирлашка, макоронник. Да как видно на деле – ни чем. Потому что не в серьез это все, ну почти любя, но слегка ненавидя. Это как угрожать оттопыренным пальцем, хотя и пистолет есть.
Иствуд – это наше все, своего-то пророка в отечестве нет, ну можно вспомнить Михалкова, Матвеева, можно, но не стоит, а Иствуд, как-то ближе, мудрее, умнее, человечнее
Посмотрел эту картину вчера в 9:00 часов вечера и не пожалел!
Практически все девушки в зале плакали. Я честно говоря был на грани. Последний раз испытал такие эмоции после фильма «7 ЖИЗНЕЙ». Очень понравился баланс юмора, драмы и экшена. Если владеете английским, советую посмотреть на английском. Диалоги просто шикарные.
Эмоции на лице людей сменялись на протяжении всего фильма. Это и есть один из показателей того, что фильм удался на славу!
Потрясающий фильм, добрый, местами смешной, местами грустный, отличная игра актеров, есть кому посочувствовать, над кем посмеяться. Больше бы таких фильмов, рекомендуется всем без исключения. Наверное лучшее кино, которое я увидел за этот год.
Вчера смотрели в Ударнике в живом переводе Гоблина, к слову уверен, что обыкновенный перевод не передаст всей прелести диалогов и характера главного героя, разве что частично, поэтому рекомендуется все же смотреть его в оригинале или в переводе Гоблина, если все-таки такой DVD без цензуры поступит в продажу. Очень рад, что попал именно на такой сеанс.
Вот собственно посмотрел на вечернем сеансе сегодня...
Фильм про человека который прожил свою жизнь так, как счёл нужным. Со всем хорошим и плохим, что в ней было. И на старости лет он не уступает своим принципам. Свою старость он встречает на веранде с любимой собакой, бутылкой пива, флагом своей страны на веранде, сигаретой, постриженным газоном и отполированным автомобилем Гран Торино, на который он "лично установил рулевую рейку в 73 году, прямо на конвеере", на заводе Форд, где отработал 50 лет... Дети сволочи, внуки и того хлеще... Так бы и закончились отведённые ему дни... Дальше идти на просмотр!
Фильм действительно замечательный. Саундтрек в титрах заслуживает отдельного разговора! Народ начал двигаться только спустя некоторое (достаточно продолжительное) время после того, как пошли титры и играл саундтрек, а не повскакивал как это обычно бывает.
Из "недостатков фильма" - наш политкорректный перевод=/. Местами и так понятно, что словечки там заворачивают явно похлеще)).
Итого за фильм 10/10.
Содержание фильма исчерпывающе зашифровано в имени протагониста: первая часть его (Уолт) отсылает к Диснею, вторая (Ковальски) - к бесноватому польскому жеребцу Стэнли Ковальски из "Трамвая 'Желание'" (вдобавок и Уолт, и Стенли - примерно ровесники, и рядовые солдаты американской автоиндустрии, к тому же).
Комбинация нравоучительного детского фильма с мощным, но довольно ожидаемым, панчлайном. Не соблюдена только пропорция: "Уолт" короче, чем "Ковальски", и весь просмотр думаешь, ну ладно, ну вот сейчас то сладкий до боли в зубах диснеевский мармелад кончится, и начнется реальный табаско. Хуй там. Только капелька табаско в самом конце (но, окей, окей, драматичная). "Подмена" впечатлила больше.
Все это, конечно, не отменяет суперсилы Иствуда-актера, и, может даже, режиссера.
И еще: финальная сцена выглядит и впрямь как прощание актера с публикой. Как последнее камео Хича в виде тени за стеклянной дверью "Регистрация рождений и смертей".
То, что не первый год называют "олд скул" - становится трендом. В моде - святая простота!
Один к одному. Венецианский призер "Рестлер" с птицей-фениксом Рурком ("80s cool, 90s - sucks!"). Тонкий коньюктурщик Шнур в образе Бона Скотта со своим "Рублем" и звуком "оттуда". Реклама "международного тура Монстры Рока" в СКК(!) со Scorpions в хедлайнерах. Хочется и воскрешение Боярского в "мушкетерах" и "Тарасе Бульба" сюда приплести. Но это скорее забавное недоразумение.
И вот, "опять скрипит потертое седло" - старый ковбой Иствуд тоже в деле. Дай Бог, любому нормальному мужику так правильно стареть. С банкой лагера в одной руке, папироской - в другой и пистолетом за поясом.
Одинаково тепло принимаемая и профессиональной, и широкой аудиторией, в прямом смысле трехкопеечная пьеска про "старого солдата" Ковальски хороша исключительно двумя вещами. Традиционной, простой формой, прямой как ствол ружья и "выжигающей все кругом" харизмой стар-рика Клинта.
Эта вещь, Гран Торино, сделана "как раньше" и "сейчас таких уже не делают". Как холодильник "Днепр". Или пластинки "Фирмы грамзаписи "Мелодия". Это становится настолько ценным, что является уже и необходимым, и достаточным. Новой актуальностью становится.
Видимо, люди по-тихоньку, но все-таки, как-то стали уставать от всей этой мельтешения, пустоты и фальши, в глобальном масштабе. Гламура, пост-модернизма, умничанья, сложных метафор, безостановочного экшна...
Поэтому, мы на пороге нового времени. Времени, где правильно и хорошо не только смешивать и взбалтывать. Где любят не только смикшированные звуки, а живые и не обязательно электронные инструменты. Где формы - просты и чисты. А когда так было? Конечно в 80-е... Когда ж еще?! Нам так кажется. Ведь в сегодняшнем мире стоящих вещей, без кавычек, скобочек и смайликов, как повторял герой одного пластилинового мультфильма - маловато будет.
Ну, а пока Шнуров и промоутеры "Монстров рока" ловят тренд, Иствуд и Рурк – в хорошем смысле, трясут стариной. Они-то особо не изменились. Но результат может быть один на всех - "в залах не будет пусто"!
К просмотру обязательно. Хоть уже сил душевных никаких нет после таких оглушительных фильмов.
Коротко о главном. Главный герой - великолепный Форд Гран Торино 1972 года выпуска, в прекрасном состоянии, чего не скажешь о его хозяине Уолтере. Старый занудный старикан со стальными глазами, ветеран Корейской войны, только что похоронил жену, невозможно кривится при виде проколотого пупка бестолковой телки, приходящейся ему по ошибке природы внучкой, разругался в пух и прах с сыновьями, от большой любви стремящимися отправить его в дом престарелых. Всю гражданскую жизнь проработал на заводе Форда и раздражается до невозможности, видя проезжающие японские машины. Пьет пиво днем и ночью на крыльце в компании белого лабрадора, чистит пистолет и винтовку и костерит на чем свет стоит окружающих. Радоваться и в самом деле нечему - старый дом, но с американским флагом, в запущенном и не самом добром квартале, добрая старая Америка, соседи латиносы, китайцы и просто куча ублюдков с огнестрелами. Так и хочется пройтись и зачистить. Для полного комплекта в дом по соседству въезжает семейство азиатов, которые активно седому американскому соседу не нравятся, и как выясняется, не зря. Мальчишка из семейства, подталкиваемый местной бандой, в одну прекрасную ночь лезет в гараж к герою в жалкой попытке угнать машинку-мечту. Чуть не случается беда - но бог не допускает. А потом происходит то, что и должно было бы случиться - холодная война, провокация, перемирие, обмен дипломатами и как ни странно - дружба. И герою, кашляющему кровью, который вроде как по ошибке еще задержался на этом свете и в этом веке, хоть и при живой якобы семье - неожиданно становится для чего жить. И милый молодой падре, весь фильм старательно пытающийся научить человека с глазами убийцы прощению и любви, не преуспел там, где играючи справилась молодая позитивная девушка другой расы. Все улыбаемся и машем.
Что, поверили? Как бы не так. Если Стрелок оказался на месте режиссера, доброй картины не жди. Как бы изначально понятно. Мотивы одиночества, близкой смерти и взаимопонимания с чужими людьми большего, чем с близкими не первый раз проскальзывают у Иствуда. Возраст и опыт тому виной. Нельзя обвинить его никак в попытке выдавить из зрителя слезу сострадания. Это те вещи, которые человеку нормальному, здоровому головой, должны быть понятны изначально. Поэтому смотреть на седого прямого старика одновременно жалко и смешно. Он прекрасно сознает, кто он и что он, и ему уже ни к чему меняться. Как он считает, он свою жизнь прожил, и то, что творится вокруг, ему совсем не нравится и только силой можно что-то менять. Но сила вызывает ответ, насилие станет бесконечным. Ему ли не знать, он был на войне. И когда беда все-таки случается, он находит решение. Черт бы его побрал. Сцена, когда он идет шить себе костюм, резко и неожиданно открывает глаза, и понимаешь, что будет дальше, и больно и страшно дышать. И все равно в конце - можно улыбнуться. Проглотив боль.
Фильм о прощении, о любви, о терпимости, о Геройстве с большой буквы. Стрелок по другому поступить не мог. Ни в кино, ни в режиссерском кресле. И ни грамма пафоса. Он прекрасен.
Гран Торино – автомобиль, выпущенный заводом Ford пятьдесят лет назад. Его хозяин, ветеран корейской войны Уолтер Ковальски, только что похоронил жену и остался один в опустевшем доме, в квартале, заселенном иммигрантами из Азии. Сквозь зубы он проклинает своих сыновей и внуков, которые норовят выполнить свой долг – сдать отца в дом престарелых и завладеть его драгоценной машиной и кожаным диваном. Недовольно сплевывая, ворчит на своих новых соседей — эмигрантов из Вьетнама, называя их под нос «узкоглазыми кошкоедами». Уолтер не терпит хамства и поддельной крутости местных азатских и черных бандитов — и поэтому становится на защиту соседских подростков Тао и Сью.
Легенда гласит, что над столом у Билли Уайлдера висела табличка «Как бы это сделал Любич». Если бы таковая была у Иствуда, то там наверняка бы значились имена Хоукса, Хьюстона и Форда. Фильмы Иствуда построены не на цитировании или копировании мастеров, он продолжает традицию — давно забытую, разрушенную вместе со старым студийным Голливудом, и растащенную на куски постмодернистами. Его недавний фильм «Подмена», по словам режиссера, был вдохновлен кинематографом 30-х — 40-х годов. В сюжете «Гран Торино» — классический ход вестерна, когда уставший ковбой-одиночка, будто бы для своей выгоды, спасает невинных жителей деревни от бандитов. В этом фильме герой Иствуда спасает соседского тихоню Тао и его семью от хмонгских гопников, при этом приговаривая, что он всего лишь хотел прогнать их со своего газона. Нехотя он берет парня к себе на перевоспитание – тот под влиянием двоюродного брата-бандита хотел угнать у Уолта его Гран Торино. Строго кряхтя, он поддается на уговоры сестры Тао и отправляется на традиционный праздник к своим соседям. Бранит юного священника-идеалиста, опрометчиво пообщавшего жене Уолта убедить его исповедаться.
Все вокруг невольно тянутся к нелюдимому грубоватому поляку Ковальски. То же самое происходит и со зрителем. Экранный образ Клинта Иствуда, выкован и закален множеством знаковых ролей и чуть ли не полувековой работой в кино. По сути он, единственный из современных актеров, продолжает работать с ним. Можно сказать даже больше, он единственный, у кого он остался. И Иствуд не старается вырваться из плена своей экранной маски, кажый раз осмысляя ее по новому. Его персонажи обсоятельства оружающие их и пространство всегда разные, но герой всегда один и тот же. Герой отделяется от актера, живет отдельной жизнью, развивается вне зависимости от него, становится легендарным, но в то же время они неразрывно связаны. Герои Иствуда всегда действуют по одним и тем же законам, живут по кодексу чести. Образ изменяется, но законы остаются неизменными. Уолтер Ковальски говорит, что ему приходилось убивать, и он знает, что такое смерть. И как ему не поверить, когда своими глазами видел, как еще молодой человек с лицом Уолта и сигаретой в зубах застреливал из ружья дюжину-другую «вонючих мексикашек». В фильмах Иствуда действуют старые и безотказные механизмы. Чувства по отношению к героям и злодеям возникают такие же, как у зрителей первых киносеансов: сжимаются кулаки, был бы пистолет, глядишь и выстрелил бы кто в экран. Появляется детская вера в то, что все происходящее на экране на полтора часа стало правдой, хочется крикнуть герою «Вздерни их повыше!». Зритель всего лишь ученик, как и Тао, он хочет подражать Уолту, как тысячи мальчишек хотели походить на героев вестернов. Все ждут мести. Но режиссер все равно обведет зрителя вокруг пальца. Ведь он, в конце концов, настолько крут, что даже как говорят враги Уолта в фильме «у таких как он и палец может выстрелить». Застрелить противника из пальца, проиграть, чтобы победить, вот что главное в фильме Иствуда. А здесь надо поостеречься и закончить — рецензию, как и машину, подобную Гран Торино, негоже портить спойлером.
Только что вернулся из кинотеатра.. уф.. давненько не писал здесь. Знаете, какое чувство не покидает меня до сих пор и, думаю, не покинет еще какое-то время? Чувство смущения. Я сильно и бесконтрольно смущен этим фильмом. По многим причинам. Причины эти, если перечислять их все, заняли бы очень много места -) Меня смутило величие этого человека, его стариковская прямота, отраженная, пронизывающая и ведущая за собой всех и все в этой картине.. от оператора, до печального, доброго лабродора в сравнении с моей молодецкой наивностью.. мне так смущенно нравится сцена, в которой женщины преподносят все новые и новые яства мистеру Ковальски.. меня так поразило, что актеры, оказавшись с Иствудом на съемочной площадке, а с Ковальски в одном кадре, нашли в себе столько таланта, чтобы так тактично подыграть ему.. меня так тронуло, что Иствуд все-таки исповедался молодому священику, но подарил свою боль, горечь и мудрость Тао.. и я так надеюсь, что теперь у меня хватит сил и терпения не повесить, извиняюсь за выражение, спойлер на свою тачку, как делают долбанные __________ , а принимать и ценить ценности в жизни в их первозданном виде...и я при всем этом смущен, как Иствуд мне напомнил моего остроумно и прямолинейно ворчливого деда.
А еще мне неловко, что Гран Торино сейчас делит экран с никчемным мусором, снятым на основе классической русской литературы (например).
И еще спасибо Зельвенскому и всем тем, с кем я имею счастье разделять письменный и душевный восторг относительно этой картины здесь, на этом сайте.