Художнику-оформителю предстоит выяснить, почему его новая клиентка как две капли воды похожа на его лучший восковой манекен.
Драма |
12+ |
Олег Тепцов |
1 декабря 1988 |
1 декабря 1988 |
1 час 43 минуты |
В 1908 году художник и скульптор (Авилов), находясь на пике своей известности, создаёт манекен для витрины ювелирного магазина с 14-летней натурщицы Анны, которая вскоре после этого умирает. В 1914 году к всеми забытому художнику приходит средних лет банкир (Михаил Козаков) с заказом оформить недавно купленный дом. Банкиру порекомендовала художника его жена, при ближайшем рассмотрении необыкновенно похожая на Анну, ту самую натурщицу шестилетней давности. Женщина, однако, скульптора не признаёт, упорно утверждая, что её зовут Марией, а позированием она никогда не занималась. На руке она носит браслет-змею, для показа которого создавался манекен.
Поразительно красивая готическая фантасмагория, почти полностью повторяющая сюжет рассказа Александра Грина "Серый автомобиль". Но вот что удивительно: из нелепо тяжёлого произведения Грина о развитии шизофрении у отдельно взятого индивидуума Тепцов сумел сделать бархатную драму, где грань между воображаемым и реальным размыта до полного исчезновения. "Серый автомобиль" читать, пожалуй, совсем не стоит - после просмотра гротескность рассказа покажется чудовищной, а прочтение до просмотра помешает восприятию фильма как самостоятельного произведения.
Музыку к фильму написал Сергей Курёхин и сам же её и исполнил со своей группой Поп-механика. Пронзительно красивые женские арии перемежаются с медленными инструментальными композициями. Этот фильм совершенно изменил моё отношение к Курёхину как композитору.
"Господин оформитель" - первая и самая, пожалуй, известная роль Виктора Авилова в кино (ну, может, не считая роли графа Монте-Кристо после его заключения в замке Иф). "Я так в него влюбилась после этого фильма", - сказала пожилая билетёрша.
Непонятно что в углу кадра начинает двигаться, прорисовавшиеся нечеловеческие фигуры зовут за собой; но всё проваливается в гулком зиянии пустоты. Звучит замогильный голос Блока. Это конец. Демоническое начало фильма.
Гибельная, гибельная красота, сама гибнет, других губит.
"Господин оформитель" - мистическая звезда советского кино. Пожалуй, долгие годы игнорирования жанра и немногие проблески надежды стоили того, чтобы дождаться этого изысканного плода.
Не знаю, снимал ли Олег Тепцов что-то ещё, но, право, достаточно и этого фильма, чтобы быть довольным судьбой. Работа художников, удивительная музыка Сергея Курёхина и невероятный Виктор Авилов в главной роли - всё сложилось одно к одному, попало в точку.
Мистическая драма, дебютная работа режиссёра Олега Тепцова, снятая по мотивам рассказа А.Грина "Серый автомобиль"
Редкий по красоте фильм. Отличная актерская игра и потрясающая музыка Курёхина , великолепные картины все вместе создает атмосферу мистики, как в страшной готической сказке. Удачно подобран каст, великолепные актеры: Виктор Авилов (дебют), Михаил Козаков, Иван Краско. Удивительно сколько достоинства, интеллигентности в глазах у актеров того времени, а современные сплошь ряженые, ну может за оооочень редким исключением.