Комедия |
Павел Бардин |
28 апреля 2011 |
28 апреля 2011 |
1 час 37 минут |
Два провинциальных охламона (Федоров и Голубков), по чистоте душевной не вписавшиеся в социальную пирамиду родного Нижнего Верхолуйска, маются дурью, пытаются разбойничать (мозгов не хватает даже на это) и трогательно мечтают о чем-то большем, пока на голову одному из них не сваливается отец — вор в законе и любитель «Сектора газа», пропустивший построение суверенной демократии, так как был в дурдоме (Еникеев). Под его хаотическим руководством (батя — личность масштабная, но тоже в целом идиот) гопники уходят в леса, откуда бросают вызов властной вертикали в лице коррумпированного мэра В.В.Бузыкина, помимо прочих прегрешений умыкнувшего у героев их общую большую любовь — героическую украинскую проститутку (Орел), в чьих глазах — вся боль мира.
В пересказе второй полнометражный фильм тандема Бардин–Федоров выглядит, пожалуй, даже занятней, чем их же позапрошлогодняя «Россия-88», после которой этих двоих с перепугу стали считать чуть ли не киношным вариантом группы «Война». Это политический фарс, замаскированный под невинную лубочную комедию про дурачков, где-то на полпути между «Операцией «Ы» и детской сказкой производства Ялтинской киностудии, — плюс в нем походя решена краеугольная для русского кино загвоздка с отсутствием положительного героя: неприкаянные одноклеточные в кепках тут просто назначены героями, как в настоящих сказках ими назначали иванов-дураков, и дальше трогательно пытаются соответствовать. Плюс Бардину здорово удаются детали — все эти кепки, цацки, очки на затылке, иконки с Путиным, дискачи под ВИА «Краски» и прочая цветомузыка — еще по «России» была заметна привычка режиссера влюбляться в изображаемую натуру до полного в ней растворения. В том, что на «Гоп-стопе» после 15 минут веселья начинает сводить челюсть, кажется, виноват именно перфекционизм авторов — обжегшись с прошлым фильмом явно больней, чем рассчитывали, и решив для разнообразия прикинуться дурачками, парни делают это как-то слишком тщательно и правдоподобно.
Гоп-стоп...из из-за угла появляются два реальных пацанчика из уездного города, вслед за ними откинувшийся вор в законе, проститутка, мэр города со свитой, бандиты, менты, жители города..... С таким шекспировским набором персонажей режисёр разыгрывает как-бы комедию о жизни далеко за пределами МКАД. В фильме несколько слоев:
1. Русский Лубок современной провинциальной жизни моногорода.
2.Многочисленные цитаты из мирового кинематогрофа. Назову только на вскидку...Большой куш, Робин Гуд, Храброе сердце (со своим прочтением поцелуя невесты), весь Кустурица и сюжетный ход позаимствованный из индйского кино (опять же со своим виденьем).
3. Типично Российский смех сквозь слёзы. История в которой, как в древнегреческой драмме спускается бог с вертолёта (думаю что с голубого) и всем приходит счастье. Другого, реалистичного способа, что бы победила правда, ни режисёру да и мне не известно.)
Кино неровно по ритмике и может несколько наивно...но актеры играют от души, саундтрек знаком с детства и фильм хочется пересмотреть ещё раз.
Одного гопника зовут Вася, другого – Тарас. Вдруг на их головы сваливается небывалое счастье – беглая украинская проститутка Мэри. На этом везение не заканчивается – следом за Мэри откуда ни возьмись появляется папаша с зоны. Проститутку у них потом отберут, а в ответ на это воинствующие герильяс уйдут в леса противостоять режиму.
Смотрится это гораздо отчаяннее, чем слышится. Хорошие и не очень театральные актеры лузгают семки, прикидываются трансвеститами и напяливают на себя костюмы кукурузы и других овощей. Мультипликатор Гарри Бардин начитывает жутко фальшивый текст, в котором «лихая година» – фраза, едва ли не самая адекватная. Саундтрек – кошмарный сон русского интеллигента – группа «Краски», «Я люблю тебя до слез» Серова и, конечно же, рэпер Сява.
Нет сомнений, что Павел Бардин подобно своим персонажам выступает против системы. Интересно, что методы у режиссера столь же нелепые, как и у Васи с Тарасом. И если Бардин хоть где-то достигает успеха, то только потому, что берет зрителя на понт – как персонаж Федорова берет на понт мэра Бузыкина. Мельтешение кадров, куски недорассказанных историй, какие-то посторонние шутки, гэги – один другого безвкуснее, – все это немножко пугает. Пойманный на мушку мэр с приспешниками, полагает, что все серьезно, и не подозревает, что на дереве с лазерными указками устроился гопник Тарас. Так и зритель, приметив околополитический сюжет, пытается углядеть что-то такое сквозь тонны мусора.
Занятие это довольно-таки неблагодарное – весь этот пусть даже и забавный мусор не разложен как в музее по полочкам, а в скатан в огромный ком. Отвращает от картины непрофессиональное и просто-напросто безобразное исполнение. Монтажные склейки «уголком» и «через затемнение», чудовищная стыковка эпизодов, беспомощные попытки прикрыть свое неумение обилием музыки и резкими звуками. Режиссура вообще не поддается анализу – так в театральных капустниках выглядит режиссура самого инициативного из актеров. Мысль о капустнике подтверждается финальным поклоном и даже своеобразным закрытием занавеса.
А политика, нанизанная на этот путаный сюжет, исчерпывается лозунгом «все отнять и поделить». Президент – то его портрет выложен бриллиантами, то на столе красуется его бюст, то сам он прилетает на вертолете – выступает, скорее, в роли доброго царя. Его появление предотвращает драку и провоцирует свадьбу. Все заканчивается хорошо, все пляшут и поют частушки. Что стало с мэром, как увеличилось благосостояние народа, и вернулся ли Путин в Кремль на третий срок – уже вроде как и неважно. Да и правильно – главное, чтобы гопникам было весело.
Нет, я ни в коем случае не призываю Вас совершить действия, противоречащие УК РФ! (а именно этим живут главные герои фильма)
Я просто советую посмотреть картину нашей жизни, впервые за долгое время написанную не в чёрно-серых красках драмы, а с тонкой иронией в достойном жанре комедии. Совершенно нехарактерный, казалось бы, вид творчества, ни для Павла Бардина, ни для современного российского кинематографа в принципе, но при это сделанный на столько мило, на сколько в принципе можно снять "смешно о грустном"
Фильм понравился. Правильный такой, социальный. Актёры убедительно играют. Сатира и юмор хороши. Развитие личностей героев есть, это здорово! Но! Финал я не понял. Не понял зачем он именно такой должен быть? Это уже даже не сказка, а либо совсем что-то очень высокое - все примиряются, всё друг другу прощают, танцуют и поют в обнимку, либо это клюква какая-то. Извините! Если кто-то пояснит, буду благодарен. По мне бы, лучше фильм закончился на том, когда персонаж спускается по верёвочной лестнице с вертолёта. Открытый финал...
В целом - спасибо создателям за фильм! Поступок!
«Гоп-стоп», в отличие от предыдущий картины Бардина, антифашисткой и нашумевшей «Россия 88», оказался комедией. Но комедией сатирической и въедливой. Комический эффект в ней создаётся за счёт того, что это смесь сказочного эпоса и бандитского кино. Гопники тут скорее предстают героями сказок Александра Роу, и такой оригинальный подход выглядит равно как свежо, так и гомерически смешно.
«Я думаю, что, безусловно, живёт в каждом из нас, — признался режиссёр картины Павел Бардин. — В этом смысле, гопник — это человек, который чаще руководствуется инстинктами и не рефлексирует. Кто-то с этим борется, а кто-то нет. А то, что гопники обаятельнее скинхедов, мне кажется это естественно. Гопники ведь это такая питательная среда: из них могут получиться космонавты, а могут и нацисты. Нацист — это человек, который заражён страшной идеей, меняющей полярность людских чувств. Он с любви переключается на ненависть. Ненависть становится его горючим. А эти ребята, из фильма «Гоп-стоп», они ещё не разучились по-настоящему любить. То есть главный герой только-только начал учиться любить, ближе к финалу. До этого он просто не умел. Но, по крайней мере, он не поставил, как другие, ненависть на пьедестал».
Также обращают на себя внимание художественные особенности картины: авангардная манера съёмки, прям, как у Годара в «На последнем дыхание» — рваный монтаж, монтажные склейки, целиком проглатывающие целые кадры. «Это было сделано специально, — рассказывает Бардин. — Там ещё помимо приёмов авангардного кино, есть приёмы, которые используются в криминальных сериалах на ТВ. Я перед собой ставил задачу: взять штампы, несовместимые художественный методы и попытаться совместить их в фильме так, чтобы не было зазоров».