На третьей минуте грудастая девушка раздевается на мостках у ночного озера, зовет дружка, тот не отзывается, девушка обзывает его дураком и лезет в воду. Еще через минуту она будет, визжа, бежать по лесу — пока тесак не пронзит ее тело.
Сцена, которую можно смотреть бессчетное количество раз — как хорошую драку или автомобильную погоню. Успех «Пятницы, 13-го» не в том, что каждый из десяти снятых про Джейсона фильмов радовал оригинальным поворотом сюжета (напротив — все они весьма однообразны), — а как раз в том, что ничего не меняется. Эффект узнавания — великая вещь, пусть даже девушка всякий раз новая. Уже на третьей минуте «Фредди против Джейсона» становится ясно, что деньги на билет потрачены не зря.
С Фредди все еще проще: мимолетного появления обожженного лица под знаменитой шляпой достаточно, чтобы человек, чье детство прошло в 1980-е, почувствовал себя в гостях у сказки.
Для неофитов в прологе звучит краткий пересказ печальных биографий Крюгера и Вурхиза — до того, как они стали бессмертными маньяками (первый, напомню, был сожжен родителями своих жертв, второй в детстве утонул). Повествование в первые минуты ведется от лица одного из злодеев (фреддиного, разумеется, — Джейсон за двадцать лет еще ничего не сказал) — ход для фильма ужасов, мягко говоря, нетипичный, зато очень точно настраивающий на регистр данной картины. Конечно, «Фредди против Джейсона» — не столько жанр, сколько послесловие к нему. Конечно, в XXI веке просто снимать на голубом глазу продолжение двух сериалов — когда они уже были пересмотрены в «Криках», осмеяны в «Очень страшном кино», возрождены в «Джиперсах Криперсах» — было бы совершенной нелепостью. И конечно — все это в значительной степени шутка. Но шутка почтительная и не без азарта.
Ронни Ю, уже проделывавший нечто подобное в «Невесте Чаки» (сиквел не столь стилеобразующего, но тоже важного сериала «Детская игра» о кукле-убийце), явно провел не один сладкий час за классическими сериями «Кошмара» и «Пятницы». Инфернальные малютки, начитывающие возле дома Фредди свою жуткую считалочку; психиатрическая лечебница (привет «Кошмару-3: Воины сна»), где подростки едят на ночь таблетки, подавляющие сновидения; старые, но неизменно радующие трюки вроде разрубания кровати вместе со спящим… Главная героиня Лори (Кина) как две капли воды похожа на молодую Патрицию Аркетт, сыгравшую в «Кошмаре-3» одну из своих первых ролей. Джейсона, которого почти каждый раз играет новый актер, на этот раз изображает некто Кирцингер, постановщик трюков, пятнадцать лет назад работавший на «Пятнице-8».
Лагерь «Кристальное озеро», как выяснилось, находится совсем неподалеку от улицы Вязов — на машине можно минут за двадцать доехать. Тем не менее, объяснение того, зачем все-таки молодежным идолам понадобилось скрестить топоры, довольно невнятно и натянуто. Вроде как Фредди все забыли, а он может злодействовать только, когда его боятся (для начала ведь нужно присниться жертве) — и поэтому Крюгер как-то прислал из преисподней коллегу Джейсона, чтобы он начал убивать, а все подумали, что это он, Крюгер… В общем, так с ходу и не разберешься. Ну и не суть важно — мотивации едва ли когда-нибудь были сильной стороной обоих сериалов. Главное, что есть группа тинейджеров, стремительно редеющая (черную девушку, к слову, играет певица из Destiny’s Child), и есть два бессмертных монстра, которые в последние двадцать минут сходятся в фантасмагорическом сражении, где отрывают друг другу конечности, протыкают всевозможным железом, сжигают в огне, топят в воде, давят тяжестями, выкалывают глаза и вырывают куски плоти. Пугаться на надо — не то чтобы это выглядело очень аппетитно, но в кино сплошь и рядом встречаются вещи пострашнее: взять хотя бы любой поцелуй Мег Райан с Томом Хэнксом.
К тому же Фредди то и дело разряжает атмосферу своим фирменным сексистским юморком: постаревший маньяк давно уже перестал довольствоваться стандартным «Иди ко мне, сучка» (за этой фразой обычно следовал крик «Отправляйся в ад!», и жертва чем-нибудь Фредди протыкала), чем выгодно контрастирует, конечно, с бессловесным громилой в хоккейной маске и его суровой целеустремленностью. Болеешь скорее за него — хотя по сценарию сочувствовать следует скорее бедолаге Джейсону. Интересно, что будет в продолжении, если оно выйдет — надо думать, Джейсон окажется каким-нибудь внебрачным сыном Фредди. Назвать тогда можно «Крюгер против Крюгера».
Да, и вот еще. Настоящее-то веселье еще впереди. В следующем году выходит «Чужой против Хищника».
В фильме «Фредди против Джейсона» главные монстры минувших лет сошлись в эффектной схватке. Не будем пересказывать сюжет; занятно другое – данный фильм иллюстрирует достаточно любопытную тенденцию современного американского «сериального» хоррор-кино, условно обозначенную здесь как «тенденция нарушения последовательности».
В чем ее суть? Рано или поздно в сериале наступает момент, когда события следующей серии никак не связаны с предыдущими или отрицают их. Как будто ничего, показанного в прошлой серии, не было. Фильм «Фредди против Джейсона» примечателен тем, что он одновременно является фильмом, отрицающим двух своих предшественников – 7-ю часть «Кошмаров» («Новый кошмар Уэса Крейвена») и 10-ю часть «Пятницы» («Джейсон Икс»). Напомним, что в 7-ом «Кошмаре» выясняется, что Фредди – кинематографическая выдумка (а вы как думали?), действие происходит на съемочной площадке фильма, актеры играют самих себя, режиссер Уэс Крейвен рассуждает с экрана о психологических корнях придуманного им монстра, а периодически на экране появляется незагримированной Роберт Энглунд (актер, играющий Фредди) собственной персоной. Потом по фильму на съемочную площадку пробирается «настоящий» Крюгер, и начинается сугубо теоретическое противоборство между актерами и силами зла. Однако в следующей части («Фредди против Джейсона») авторы фильма делают вид, что ничего такого не было, и события идут своим чередом, продолжая 6-й фильм («Фредди мертв: Последний кошмар»).
Аналогично, в 10-й «Пятнице» Джейсона замораживают на 200 лет (!), отправляют в космос (!!), превращают в киборга (!!!), а в финале он красиво сгорает в верхних слоях атмосферы чужой планеты. Приходит черед 11-й серии («Фредди против Джейсона»); что же мы видим? Всё та же Земля… наше время… всё те же схематические подростки схематично бегают по схематичным кукурузным полям, улице Вязов и Хрустальному озеру. А как же космос? Не было космоса. 10-я серия вам «приснилась». Нарушается та самая последовательность, за которую так боролась героиня книги Стивена Кинга «Мизери» Энни Уилкс, заставляя израненного писателя Пола Шелдона продолжать повествование о героине, убитой в прошлой книге, но так, чтобы не нарушалась логическая цепочка.
Любопытно, что это уже второй «откат» в «Пятнице»: в серии номер 5 («Пятница, 13: Новое начало») вообще не было Джейсона, его имитирует маньяк (санитар скорой помощи), а главным героем является повзрослевший мальчик Томми из 4-й серии («Пятница, 13: Последняя глава»), который после встречи с Джейсоном проходит курс лечения в психушке. К концу фильма, окончательно свихнувшись, подросток сам становится маньяком. В 6-й части («Пятница, 13: Джейсон жив») вновь появляется Томми, но i) его играет другой актер , ii) никакой психушки не было, никакого маньячества. Весь фильм Томми гоняется за Джейсоном и победно топит его в Хрустальном озере (до следующего фильма). Часть про психушку нам снова «показалась».
Итак, «Фредди против Джейсона» является свежим примером слияния двух сериалов в один, и, тем не менее, подчиняется законам сериального жанра. Да, мы не увидели в нем ничего принципиально нового, но те, кто любит хоррор-кино и следит за его развитием, конечно, уже посмотрели этот фильм в кинотеатре, а потом еще и купят на VHS. Для коллекции.
На самом деле, я бы, на вашем месте, скачал (ну или запасся бы терпением и потом уже в кинотеатре) посмотрел фильм "Фредди против Джейс она", потому что это очень крутой фильм. Очевидно, я вовсе не мастак говорить о достоинствах и недостатках кинокартин, но вот черт... Я даже вспотел, пока смотрел. Хоть и принял решение смотреть это кино только потому, что когда-то увидел хм... прически героев фильма. Да-да, маски, и все как я люблю (и прически!). Но вот эти самые Фредди и Джейсон дают такого жару, что мало никому не покажется.
Ничего не изменилось с момента последнего появления обоих в наших телевизорах и видеомагнитофонах. Даже грустно. Может крови прибавилось, но это скорее от того, что ИХ стало двое. Ничего нового, даже Инглунд такой же, смешной.
Единственно, что говорит о времени выхода фильма - это портрет Буша-младшего в полицейском участке. И, видимо, новая фишка - еврей. Более того - еврей с ам. флагом. Более того - еврей с ам. флагом, спасающих всех!
Хочется только и сказать: "Вау!!!"