Мне абсолютно не ясно как и за что «Зарубежная пресса признала фильм одним из наиважнейших фильмов об истории музыки в наши дни, а британский журнал Dazed and Confused Magazine включил его в десятку лучших фильмов об обратной стороне жизни в Советском Союзе.» Фильм скорее даже об обратной стороне обратной стороны... Притом очень нудный и не информативный.
Фильм «Электро Москва» — это вовсе не «история советской электронной музыки и аналоговых синтезаторов», как, почему-то, заявляют авторы. Собственно, истории в фильме нет вообще. Этот фильм — авторский очерк о том, за что и почему дети перестройки очень сильно ненавидят СССР и презирают образ жизни своих отцов. А синтезаторов и, собственно, «Электро-Москвы» в фильме почти не видно.
Центральный персонаж картины — не самый успешный барыга, при «совке» имевший проблемы с законом по весьма прозаичной причине — за спекуляцию. Теперь же он ездит по барахолкам и сельским ДК, скупает советские инструменты по тысяче рублей, а затем продает всяческим «ценителям» в Москве — но уже за три тысячи. Почему именно он выбран «героем» — не ясно. Вероятно, потому, что авторам хотелось изобразить эдакий треш, советский застой, а не реальную историю. А вот если бы создатели фильма обратились, например, к сообществу, ведущему сайт «Музей Советских Синтезаторов», то картинка бы получилась совсем не такой мрачной: нашлось бы огромное количество рабочих инструментов в хорошем состоянии, и множество реальных историй применения этих инструментов как в те времена, так и сейчас. И не пришлось бы снимать нелепые сцены с водкой и огурцами. Но чтобы продемонстрировать презрение к стране, которая дала авторам образование (ВГИК) и связи, лучше снимать грязные подвалы, это понятно.
Остальные герои тоже вызывают вопросы. Кто все эти люди? Почему они? Ну, хорошо, понятно, зачем там Дмитрий vtol Морозов — известный уже во всем мире музыкальный инженер-экспериментатор. Он тоже сын перестройки. Но остальные?
В фильме не раз говорится о спросе на «космическую музыку» в Советском Союзе. Почему же нет этой музыки и людей, которые её писали? Где Артемьев, Мартынов, Богданов? Где история «Экспериментальной Студии Электронной Музыки»? Не говоря уже о советской эстраде. Как можно было не упомянуть в «историческом» очерке такие важные вехи в истории советской культуры? По не знанию?
Да, я понимаю, что можно было вырасти в СССР и не посмотреть, например, «Сибириаду», но уж пластинки серии «Спорт и музыка», легендарная «Ритмическая Гимнастика», точно были в каждом доме, а мультипликационный тележурнал «Кубик-Рубик» знаком каждому ребенку позднего СССР.
Вот ведь где была советская электронная музыка. Вот к чему привела та самая электрификация и «отходы военной машины», о которых в фильме так много унылой закадровой болтовни. Вот где в полный голос пели советские синтезаторы и ритм-машины «Алиса», «Форманта», «Фаэми», «Лель», «Электроника»… Не такие уж они были ущербные и непредсказуемо звучащие, чтобы о них так скромно умалчивать. Так почему об этом нет вообще ни слова?
Хорошо хоть показали синтезатор АНС, взяли короткое интервью у Владимира Кузьмина про «Поливокс» и нарезали архивных кадров со Львом Терменом. Хотя даже эти действительно интересные эпизоды «креативным» монтажем превращены в какой-то невнятный сумбур.
Елена и Доминик либо совсем невежды (что, конечно, странно для людей, закончивших главный киновуз страны), либо не искали, либо вообще не хотели искать материал. В очередной раз обмусолена тема социалистического треша, только уже через модную молодежную историю — электронную музыку. О том, что же было хорошего в стране Советов и откуда есть пошла история российской электроники — не сказано практически ничего. Очередное псевдо-эстетство и псевдо-искусство с претензией. В общем, за эссе авторам неуд.
Электро Москва – это эссеистская «электро-сказка» о России, повествующая о советской эпохе и ее последствиях. Историю открывает изобретатель, физик и музыкант Лев Термен, создатель первого в мире электронного музыкального инструментатерменвокс (1919) – одной из первых телевизионных систем, а также бесчисленного количества невероятных приборов, изобретенных им во время работы в секретных научных лабораториях КГБ. Основная линия фильма - история советской электронной музыки и аналоговых синтезаторов, созданных на военных заводах из бракованных деталей. На этих синтезаторах, собранных из отходов военной машины, невозможно было играть в традиционном смысле этого слова из-за их полной неуправляемости и непредсказуемости. Но именно это качество придавало им неповторимый шарм и толкало авангардных музыкантов на поиски нового звучания. Сопровождая героев фильма, погружаясь в повседневную жизнь музыкантов, изобретателей и художников, Россия предстаёт перед нами в очень личном и субъективном аспекте восприятия. История электронной музыки и советских синтезаторов – это аллегорическая картина жизни многих талантливых людей в России, творящих не благодаря, а вопреки политической системе своей страны. Это «электро-сказка» о свободном творческом духе, скрытом от мира за тяжелым железным занавесом.
С детства ненавижу документальное кино. Это же скучно и неинтерсно, но фильм "Электро Москва" посмотрела 2 раза и хочу посмотреть еще раз. И мне наплевать, что об этом пишут западные критики. И дадут ли какие-то призы этому фильму, но я уверена - дадут.
Фильм «Электро Москва» — это вовсе не «история советской электронной музыки и аналоговых синтезаторов», это фильм-метафора. Электромузыкальные инструменты - это символ, который помогает нам заново осознать советский период истории России. Образ профессора Термена, отца терменвокса, как нельзя лучше символизирует одиночество гения в стране долгой зимы.
В повествовании вновь оживает то, давнее советское - еще не забытое, не зажитое - но уже отболевшее прошлое. И теперь мы видим с горьковатой усмешкой - как много сил мы тратили зря, впустую. Пока мы совершали подвиги, другие просто брали это с полки.
Прекрасно, что в фильме нет таких громких электромузыкальных имен, как например, Артемьев. Тогда это был бы фильм о совсем о другом. Это был бы фильм о советской электромузыке. Которая, конечно, же была.
Но нам показывают другое. На родине первого электромузыкального инструмента за игру на электромузыкальном инструменте можно попасть в тюрьму. Разве это не абсурд? И как прекрасно, что сейчас мы можем просто усмехнуться и порадоваться, что не нужно расходовать героические усилия попусту.
Вместе с героями фильма мы проходим по дорогам их воспоминаний, встречаемся с удивительными людьми - монахами от экспериментальной музыки. Это не история синтезаторов, – это история таланта в России, который вынужден творить вопреки.
Профессор Термен говорит о бессмертии. Наверное, там, в его внутреннем мире, куда совершает побег гений, бессмертие существует, но как прекрасно, что здесь, в нашем обычном мире разрушилась стена, которая мешала нам дышать свободно.
Вместе с авторами фильма "Электро Москва" мы выходит на свет настоящего из тоннеля тесного прошлого, чтобы никогда не вернуться обратно.
Спасибо Елина, спасибо Доминик.
Электро-Москва! Я посмотрела.
Народ, бегите, смотрите, кайфуте...
Это совершенно невероятный фильм.
"История электронной музыки. О гениях изобретателях и музыкантов..." - так обещают в трейлере. Не верьте! Фильм не об этом, хотя все это там, правда, есть.)
Этот фильм - ГИМН АНДЕГРАУНДУ. Андеграунду, как мироощущению. Андеграунду, который живет по своим законам, в любых системах, потому, что творчество всегда андеграудно. Оно, как любовь, существует не почему, а вопреки.
Авторы рассказали об этом с невероятным юмором, с фанстастическими архивными материалами, с потрясающими живыми персонажами андеграунда бывшего и нынешнего, на примере манъяков от электронной музыки.
Я не любитель электронной музыки, не особо интересуюсь ее историей...
До сих пор под впечатлением. Это КИНО! Настоящее.
Eхала в такси, рассказывала своему знакомому о фильме. После окончания разговора, таксист просительно поинтересовался, а где это такое показывают и взял с меня на 100 рублей меньше. Андграунд, что возьмешь - одни творят, а другие на этом зарабатывают.
СПАСИБО за потрясающий фильм!