Два злобных взгляда







"Факты в деле месье Вальдемара". Старик-миллионер при смерти, и его неверная жена (Барбо) при помощи любовника-психиатра и гипноза пытается выудить у него -в последний момент -миллионы. В результате он застревает между жизнью и смертью и возвращается через незакрытую дверь в компании недомертвых нелюдей. "Черная кошка". Фотограф Род Ашер (Кайтел), из падшего рода Ашеров, собирает трупы для фотоальбома "Городские кошмары". Подруга-скрипачка приводит в дом черную кошку. Напрасно: крышка и ей и кошке. Но скрипачку можно замуровать в кирпичную стену, а вот от кошки избавиться не так просто. Злобных взглядов должно было быть четыре: четыре режиссерских звезды фильма ужасов -Дарио Ардженто, Джордж Ромеро, Уэс Крэйвен и Джон Карпентер -по инициативе Ардженто должны были создать коллективный римейк фильма Роджера Кормана по рассказам Эдгара По "Сказки ужаса" (1962). Но Крэйвен и Карпентер откололись, и взглядов осталось два. Фильм-тандем интересен прежде всего как повод к сравнению. Слабый, расхлябанный Ромеро и бодрый, собранный Ардженто. Они начинали одинаково мощно, но выбрали разные траектории. Американец Ромеро хотел в мейнстрим, не предвидя, что цветная пленка и широкий формат сделают из его жутких зомби дурацких чучел. Итальянец Ардженто, наоборот, не совершил никаких компромиссов и остался верен европейскому авторскому кино в категории "ужасы". Новелла "Факты в деле месье Вальдемара" Ромеро такая нестрашная, что граничит с автопародией. "Черная кошка" Ардженто -стильный психопатологический триллер, который Харви Кайтел в черном берете превращает в медитацию на тему "зла и искусства". После этого Ромеро так снял "Темную половину", что ему потом семь лет не давали снимать. Но и Ардженто повезло не больше: после "Черной кошки" он сделал "Травму", которая стала началом глубокого (до сих пор не закончившегося) творческого кризиса. Никогда и никому злобные взгляды ничего хорошего не приносили. Крэйвен и Карпентер все же оказались умнее.
Невозможно оценить степень влияния выдающегося американского писателя Эдгара Аллана По на мировую культуру и, в особенности, на жанр хоррора и мистики. Кинематограф к его произведениям, конечно, равнодушен не был, однако удачных экранизаций можно пересчитать по пальцам одной руки.
Одной из таких немногочисленных творческих удач является картина 1990 года «Два злобных глаза», ставшая плодом совместной работы двух титанов мирового хоррора, сотрудничающих уже не в первый раз — Джорджа Ромеро и Дарио Ардженто, в основе сюжета которой лежат два самых что ни на есть знаменитых рассказа Эдгара По.
Первой новеллой в фильме является «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром», великолепно срежиссированная Джорджем Ромеро и здесь не отказавшем себе в удовольствии наполнить картину зомби-тематикой. Полная саспенса и холодной красоты, удивительно храня напряженный темпоритм и большую смысловую наполненность оригинального произведения, эта новелла порадует зрителя и качественными спецэффектами, и наличием крови и расчлененки, и отличной игрой актерского состава, среди которого выделяются Бинго О, Мэйли в роли Вальдемара и Эдриэнн Барбо в роли Джессики.
Второй новеллой, завершающей фильм, стал «Черный кот», до этого экранизируемый неоднократно. Свою версию этого жуткого, макабрического рассказа представил Дарио Ардженто, выполнивший картину в знакомой джиалло-стилистике и наполнивший фильм обилием реалистичных и крайне неприятных глазу сцен, впрочем, снятых со вкусом и без трэшевых излишеств. Противоречивого репортера Родерика Ашера превосходно исполнил Харви Кейтель, воплотив на экране запоминающегося и яркого героя. Убедительна также в своей игре и Ким Хантер, сыгравшая миссис Пим.
«Два злобных глаза» — это достаточно цельное и мастерски срежиссированное повествование, имеющее большое количество жестких сцен, не кажущихся, впрочем, неуместными, подкрепленное отличной работой оператора Питера Риниерса и мощным саундтреком от Пино Донаджо, звучащем в самые ключевые моменты фильма, которого я с превеликим наслаждением рекомендую к просмотру всем поклонникам фильмов ужасов.
Две адаптации рассказов Эдгара Аллана По-правды о том, что случилось с мистером Вальдемаром и черного кота, снятые классиками жанра хоррор-Джорджем Ромеро и Дарио Ардженто.Если это и альманах, то очень неровный.Первая история заметно слаба и бескровна, а вот вторая - буйство крови, мрака и жестокости с уклоном в извращенную психопатологию.