Командир авиабазы, подверженный маниакально-депрессивному психозу генерал Джек Потрошитель (Хейден), начинает ядерную атаку против Советского Союза, агенты которого отравили драгоценные жизненные соки его тела.
Судьбами мира вертят клоуны-параноики с говорящими фамилиями: генерал Потрошитель, полковник Гуано, майор Кинг-Конг. Выживание человечества зависит от расстройства их желудка или страха импотенции. Ядерные грибы напоминают кремовые шапки на тортах, которыми метили друг другу в морду герои немых бурлесков, или пузыри жвачки, непрерывно лопающиеся на губах генерала Эрекция. И русские, и янки — жизнерадостные смертоносные идиоты, которые приводят в экстаз доктора Стрейнджлава, старого нациста, воплощенную мечту Кубрика о человеке-машине. В тени только что отгремевшего Карибского кризиса и грядущего Вьетнама фильм казался нигилистическим кощунством. Американские школьники прятались под парты, репетируя атомную тревогу, а доблестные ковбои Кубрика седлали, как мустанга, бомбу, предназначенную для советского объекта «Лапута» (по-испански «Шлюха») под бодрую песенку «Мы встретимся снова в прекрасный и солнечный день». Самое смешное, что Кубрик готовился снимать серьезный фильм, но по ходу дела решил, что человечество его не заслуживает.
Гениальная антивоенная классика, мощнейшая сатира, шедевр Стэнли Кубрика. Бригадный генерал Джек Д. Риппер (Стерлинг Хэйден) в приступе паранойи решает, что русские отравляют американскую воду с целью уничтожить население или предельно уменьшить его боеготовность. В отместку он собственнолично решает нанести по Советам ядерный удар и, пользуясь уловкой и своим положением, отправляет с заданием бомбардировщик с ядерной бомбой. Никто об этом не догадывается, кроме умного военного из британских ВВС капитана Мандрейка, который пытается уговорить генерала развернуть самолет. Однако генерал закрывается в комнате и отказывается слушать. В Пентагоне по этому поводу созывают специальную комиссию. Президент просит воздержаться от развязывания войны, однако некоторые генералы считают это отличной возможностью первым нанести удар по советским ракетам, остатки которых смогут нанести лишь «слабый удар», уничтожив 10, максимум 20 миллионов американцев. Бомбардировщик же отключил радиосвязь и полной скоростью летит все дальше и дальше.
По контракту, который был заключен для съемок «Лолиты», Кубрик должен был снять еще один фильм. Кубрик, как и многие жители западного мира того времени, до ужаса боялся ядерной войны. Причем интерес режиссера к тематике доходил до настоящей одержимости. Поэтому, когда он прочитал повесть Питера Джорджа «Красная тревога», он распорядился немедленно приобрести права на экранизацию, а самого Джорджа пригласил в качестве помощника сценариста для адаптации книги. Во время работы над сценарием, Кубрик перелопатил целую кипу книг о людях, которые строили бомбы, статьи и интервью с людьми, которые хотели эти бомбы сбросить, а также философские размышления о том, кто и когда должен нанести первый ядерный удар. Говорят, было прочитано и осмыслено почти полсотни книг.
Впрочем, поработав чуть дольше над проектом, они с Джорджем начали прибавлять в картину определенную долю веселости, доводя события до абсурда. Решив, что это направление будет для фильма наиболее выгодным, он пригласил в соавторы сценариста и писателя Терри Саутерна. Вместе они проработали окончательный вариант сценария, по которому фильм заканчивался сражением тортами между русскими и американцами. Эта сцена даже была отснята, но Кубрик решил не вставлять ее в фильм, так как посчитал ее совсем уж фарсовой, даже для столь циничного фильма. Дело в том, что авторы посчитали, что придав тому же самому сюжету толику абсурда и сатиры, послание будет донесено с большей силой. Никто не любит морализаторство, да и в качестве прокатной потенциальной силы комедийность всегда придавала определенные плюсы по заманиванию зрителя в кино.
Где-то перед съемками Стэнли Кубрик и Джеймс Харрис, с которым он работал практически всю свою сознательную кинематографическую жизнь, решили разойтись. Не было никакого конфликта или чего-то такого, разошлись полюбовно, хотя последний сильно сомневался относительно правильности решения превратить картину в комедию. Харрис хотел попробовать себя в качестве самостоятельного режиссера, а Кубрику с его уходом оставалась просто неограниченная свобода во время съемок. С тех пор Харрис и Кубрик остались друзьями, часто общались друг с другом, даже порой планировали снять что-то вместе, однако так ничего на самом деле и не сняли.
Как и в случае с «Лолитой», по причинам более благополучного финансового характера, фильм было решено снимать в Британии. А так как съемки предыдущей картины только-только завершились, Кубрик по сути просто остался в Англии, где и приступил к проработке финальной версии сценария и подготовке к съемкам. И, опять же, как и в случае с «Лолитой», была некоторая вероятность того, что американские прокатные компании начнут вставать на дыбы при одном только упоминании нового фильма Кубрика. Впрочем, тематика была не столь щекотливая, поэтому все были уверены, что продать фильм в прокат не составит особых проблем.
Что касается кастинга для фильма, Питера Селлерса было решено позвать практически сразу. Его талант сыграть различные роли, сравнимый разве что с талантом сэра Алека Гиннесса, для Кубрика стал ключевым после того, как тот сыграл в «Лолите». И пусть там он играл всего одного персонажа, но его ипостаси были не похожи друг на друга. В результате Селлерс сыграл целых трех персонажей. А мог бы сыграть и четырех, но не справился с техасским акцентом. Причем речь об экономии не идет. Селлерс получил за все свои роли весьма внушительный гонорар – один миллион долларов. Некоторые свои фильмы Стэнли Кубрик снимал за меньшие бюджеты.
Во время съемок пришли новости о том, что Сидни Люмет снимает фильм со схожим сюжетом и посылом «Система безопасности», который должен был по расчетам выйти раньше кубриковского фильма и таким образом мог повлиять на кассовые сборы, что Кубрика беспокоило настолько, что он подал в суд. За плагиат. Впрочем, на самом деле там плагиата никакого не было, просто оба фильма опирались на схожие по тематике книги. Однако дело разрешилось миром после того, как «Columbia Pictures» купила оба фильма и выпустила «Систему безопасности» почти через год после картины Стэнли Кубрика.
Что касается самой работы режиссера, то первым делом он попросил создать интерьеры с потолками, что было, может и не первым случаем в истории кинематографа, но случаем очень и очень редким – подобное делал, например, Орсон Уэллс в «Гражданине Кейне». Это позволяет снимать с низкой точки и поиграть с освещением сцены. Освещением занимался Кубрик собственной персоной, он же снимал и ручной камерой. Для основной же операторской работы пригласил Гилберта Тэйлора, который снимал знаменитую первую сцену «Лолиты» с педикюром. Вероятно, Кубрик и сам мог бы справиться со всем фильмом. Он был очень хорошим оператором, да и какое-то время до кино работал фотографом.
Есть несколько интересных решений в монтаже. Например, параллельно смонтированы три событийных линии – президент США не может найти общий язык с советским премьером, Мандрейк не может выбить код возврата бомбардировщика из Риппера, а сам бомбардировщик отключен от всего мира. Все вместе создает просто какой-то брутальный фон безнадежности и одиночества. Сцена с бомбардировщиком смонтирована в гораздо большем темпе, чем весь остальной фильм. В некоторых местах сцены обрезаются в момент, когда действие еще не завершилось, на ключевом моменте. Вряд ли это способно сильно сбить внимание зрителя, а вот придать некоторую сумбурность и хаотичность – вполне. При этом картина необычно сжата в плане пространства. Кубрик в целом очень любил широкие планы, что будет видно особенно дальше. Но тут большинство сцен сняты в душных помещениях или самолете.
Первоначальная дата премьеры фильма была назначена на декабрь 1963 года. Однако из-за трагедии в Далласе и скорби по убитому Джону Кеннеди, премьеру перенесли на следующий год. На предпремьерном показе для студии «Columbia Pictures» зрители пришли в шок и решили, что это позор для студии и картину нельзя выпускать в прокат. Впрочем, тем временем, фильм получил без всяких проблем прокатную лицензию и вышел на экраны. Внезапно пресса пришла в восторг. Многие отмечали настоящий прорыв в творчестве о Холодной войне, тонкую сатиру и смелость. Картина собирала многочисленные призы и титулы от прессы.
И действительно - в результате получилась чудесная, умная, острая комедия с черным юмором. Примерно то, что хотел и мог сделать Кубрик в «Лолите», но не довел до совершенства, тут встает в полный рост. Все смешные сцены заряжены приличным количеством сопутствующего морального тротила, так что фильм ни на секунду не превращается в плоскую комедию. Для самого Кубрика она стала одной из самых успешных. Но наиболее важно для него самого было еще и то, что он в этот раз контролировал все полностью и сам, и имел при этом большие возможности осуществить самые смелые свои идеи.
Американский генерал Jack Ripper (Джек Потрошитель по-английски, на минуточку), во время очередного приступа психоза, посылает на Советский союз эскадрилью ядерных бомбардировщиков, с целью уничтожения важных стратегических объектов противника.
Стенли Кубрик, безусловно, на то и гений, что построил свой анти-милитаристский шедевр в виде комического трагифарса. Все происходящее на экране если не вызывает хохот, то уж заслуживает широкой улыбки. Фильм, где генерал американской армии в момент когда война "холодная", готовится стать войной "третьей мировой", мучается в сортире, советский посол отказывается от сигар по политическим соображением, а самым умным персонажем оказывается полуробот-получеловек достойно не просто восхищения, но смеха до "божественных" коликов. Кубрик, за тридцать лет до Горбачевских реформ показал, прятавшемуся под столом при каждом упоминании о ядерном оружии человечестве, что главное - не бомба, а кто ей управляет. Поэтому кубриковский "Стрейнджлав" не о войне, взрывах и ядерном оружии, (единственный военный конфликт в фильме возникает, на той самой базе Потрошителя, между двумя частями американской армии, на фоне кричащего плаката "Мы создаем Мир") - он о людской тупости, о изъянах социальной системы и политических моделей новейшего времени: сегодня не homosapiens задает правила игры, а наоборот. Кубрик это понимает, и заводит "Стрейджлава" с успокаивающей "We'll meet again" Веры Линн, давая понять, что с такой постановкой вопроса современные люди-человеки встретят апокалипсис если не искренним удивлением, то уж точно мертвецким равнодушием.
Стэнли Кубрик не входит в число моих любимых режиссеров, хотя, безусловно, он очень талантлив, а по подаче сценарной идеи так ему и вовсе нет равных. В фильмах Кубрика мне не хватает поэзии, но ведь порой поэтическое восприятие может служить серьезной помехой. Если ты не можешь найти при просмотре то, что тебе обычно нравится, попробуй сместить акценты.
Гипотетически, любая идея фильма может воплотиться в шедевр. Задача режиссера состоит в том, чтобы привести идею к идеальной форме, и «Доктор Стрейнджлав» тот самый случай. В первую очередь, это очень смелый фильм, появившийся в тот момент, когда над миром нависла угроза ядерной катасрофы. Делая ставку на актуальный черный юмор, Кубрик не прогадал, подарив миру отчаянную и смешную комедию о политиканах и их неспособности принять взвешенное решение за пятнадцать минут до Армагедонна.
Моделируя вполне реальную ситуацию, Стэнли Кубрик доводит ее до вполне реального абсурда, предлагая свой взгляд на военную бюрократию, когда одно постановление необратимо по цепочке запускает множество других, порожденных алчностью и паранойей. Ведь образ Риппера не так далек от правды. Будучи патриотом своей страны и заложником ложных представлений о враге, (а каких только домыслов может вызвать железный занавес, разделяющий капиталистический и коммунистический мир?!), он совершает со своей точки зрения логичный и единственно приемлемый поступок, нанося превентивный удар, приводя в исполнение план R. И ведь в эту паранойю вовлечена не только американская сторона. Даже сегодня существуют отголоски Холодной войны и предательское ощущение, что всё что ни делается, всё против нас.
В варианте развития событий по Стэнли Кубрику, обратного хода и правда нет. Из 134 самолетов, всегда может найтись непутёвый, чей экипаж по своей дурости станет причиной глобальной катастрофы. Вот так в лоб, Кубрик говорит, что и вся Холодная война по сути дурость, а судьбы людей находятся во власти не совсем способных правителей и стереотипов. Конечно, у британского классика была возможность скатиться в идеологию, играя на стереотипе, что Кисов не просыхает, а коммунисты отравили всю воду, но Кубрик высмеивает и американцев, даже в большей степени. Этот баланс стал залогом классичности картины, которая сегодня не так злободневна, как в шестидесятые, но по прежнему актуальна пока существует политика сдерживания.
Этот невероятно смелый и смешной фильм дожил до сегодняшнего дня как документ эпохи и как одна из самых смешных комедий всех времен. Скользя по области политической сатиры, Стэнли Кубрик не ударился в посредственность и третьесортный юмор, проявив необычайный такт и вкус, и превращая каждую сцену в маленький шедевр, над которым можно и от души посмеяться, и крепко задуматься.
Горькое лекарство
Фильм «До́ктор Стре́йнджлав, или Как я переста́л боя́ться и полюби́л бо́мбу», Стэнли Кубрика появился на экранах в 1964 году. Сценарий фильма вдохновлён книгой Питера Джорджа «Красная тревога» («Red Alert»), имевшей первоначальное название «За два часа до катастрофы» («Two Hours to Doom»). Действие фильма происходит в США и СССР, но фильм снят целиком в Британии. Питер Селлерс исполняет в фильме три ключевые роли: президента США Мёркина Маффли, заместителя главного злодея генерала Джека д, Риппера — полковника Лайонела Мандрейка и специалиста по стратегическим вооружениям — доктора Стрейнджлава.
Эти три имени ключевых персонажей уже позволяют оценить сатирическую сторону фильма. «Мёркин Маффли» — оба английских слова «Merkin» и «Muffley» на самом деле означают лобковый парик (если что — загуглите). Сам президент при этом совершенно лыс. Джек Д. Риппер это очевидный отсыл к Jack the Ripper — Джек Потрошитель. Мандрейк не имеет очевидного второго смысла, Стрейнджлав — «странная любовь», про него известно, что он немец, прежде носивший фамилию Мерквюрдихлибе (Merkwürdigliebe), которая по-немецки значит ровно то же самое. Ключевой персонаж, которого изначально тоже должен был исполнить Селлерс, но не смог из-ща травмы ноги - командир бомбардировщика Дж. Т. «Кинг» Конг. Советский посол - Алексей Десадецкий — прозрачный намёк на маркиза Де Сада.
Лекарство горькое, потому что фильм пронизан театральностью, некой намеренной условностью, заостряющей смыслы картины. Это не реалистичная живопись, если хотите, в которой все детали равноправны, здесь важное очерчено чёткими контурами, выделено. И это важное в том, что государство как таковое может оказаться губительно неэффективным в критической ситуации, которую само же и создало. Государство оказывается беспомощным от переусложнённости.
Если двое из исполненных Селлерсом персонажей, президент Маффли и полковник Мандрейк — «хорошие», то третий, — профессор Стрейнджлав, скорее «плохой». У этого образа множество прототипов, в основном осевших в США после Второй Мировой немецких специалистов, вроде Вернера фон Брауна и Германа Кана. Чтобы заметить эту связь нужно хорошо знать историю, хотя бы создания этого фильма. Чтобы заметить другого прототипа, — достаточно знать кинематограф. Это безумный изобретатель Ротванг из классического фильма Фрица Ланга, 1927 года «Метрополис». Ротванг — одно из первых киновоплощений универсального образа безумного изобретателя, он точно также является прообразом для доктора Эммета Брауна из «Назад в будущее». Заметив это сходство, тут же можно понять, что «Доктор Стрейнджлав» не только образом немецкого профессора заигрывает с «Метрополисом», но во многом заимствует его стилистику, как множество других фантастических фильмов.
Этот фильм — настоящая классика, потому что в нём пересекается множество заимствований из предшествующего ему кино, и не только кино, но и он сам был разобран следующими авторами на цитаты. В частности, его влияние очевидно в совсем недавнем фильме, который так оживлённо обсуждался — «Не смотрите вверх». Представляется, что накануне никому не нужной войны России с Украиной, которая вполне может, как кажется, когда она ещё не началась, — перерасти в Последнюю Мировую, — этот фильм 1962 года обретает новую актуальность. Если до сих пор не смотрели, — поспешите.
*ниже имеются спойлеры*
Несмотря на вступительные кадры, к истории этот фильм имеет опосредованное отношение. Из неё взята только реальная обстановка и взаимоотношения между двумя странами, между людьми из этих стран. Но события и персонажи вымышлены. А прочитав на Кинопоиске после просмотра, что это комедия, я вообще очень сильно удивился.
Фильм снят Стэнли Кубриком, и этим многое сказано. Кино гротескное. Как всегда, ничего лишнего, но напряжение зашкаливает. На первом месте, как это тогда было принято — игра актёров, их мастерство, полная их отдача ролям. Каждый действующий персонаж (а в фильме их немного) характерен, ярок и уникален. Фильм снят, как это всегда у Кубрика, педантично чётко и профессионально. В сценах полёта самолёта ясно видно, что был применён монтаж. На уровне тех технологий, которые были доступны в шестидесятых. Но, опять же, настолько большое внимание к деталям у создателей, что при этом монтаже они тщательно прорисовали даже тень на земле от самолёта.
Что хотел сказать автор? Наверное, «Машина судного дня», разработанная СССР, и последствия её включения — это теоретический апофеоз гонки вооружений. Может быть, автор пытался предупредить людей, показать им, что яростная пропаганда двух держав друг против друга не может не влиять на мозги людей. А от некоторых людей могут зависеть жизни многих других людей. Что будет, если…?
Можно было бы сказать, что Кубрик пацифист, который пытается прокричать «Остановитесь!» целеустремлённым политикам и воякам. Но делает он это необычно и совсем не очевидно. Преподносит свою идею в манере стёба. Он насмехается над ситуацией, через гротеск демонстрируя её абсурд. Вроде весело всё и в игровой форме, но ведь речь идёт о ядреной войне! Речь идёт об оружии, способном погубить всё живое. Как мы будем жить дальше? Что будем делать? Спустимся в шахты в соотношении 10 женщин на 1 мужчину и будем яростно плодиться, чтобы преподать другой державе урок??? Что за бред? Кто такой вообще этот доктор Стрейнджлав? Бывший нацист не зря оказался в кругу президента США. Он олицетворяет собой не каких-то конкретных людей, но помыслы, идеи, желания власти и генералитета. Он — садист, маньяк массового масштаба, которого заводит мысль о тотальной аннигиляции. Доктор Стрейнджлав — это бес, что живёт в каждом американском военном и гражданском, который подвергся массированной антисоветской пропаганде, мощной промывке мозгов, сводящей даже самых стойких с ума…
Не зря он встал с инвалидного кресла в тот момент, когда упала ядерная бомба с возгласом «Хайль Гитлер! Я снова могу ходить!».
В общем, доктор Стрейнджлав, как мне показалось, это мощная метафора, которая должна заставить людей задуматься о том, что они делают и о последствиях своих действий.
10 из 10. Киношедевр. Киноклассика. Кинокубрик.
P.S. По возможности смотрите это кино в оригинале с субтитрами. Перевод, особенно дублированный, убивает половину актёрской игры.
В плане сатиры получилось скорее сдержано, да и по чужим(русским и британцам) прошлись по большей части корректно. А вот своим всё-таки досталось, причём даже президенту США. Кубрик тонко поместил его в компанию идиотов и бездельников, и тем самым надругался над политической элитой даже несколько больше, чем нужно. Питер Селлерс, несмотря на исполнение сразу трёх ролей, ничем не выделился. Сюжет абсолютно прост, правда интрига присутствует, и развязка фильма скорее порадовала. Но конечно, на взгляд из 21 века, фильм смотрится слишком нафталиново.
Остроумный фильм, не зря был в свое время на Оскар номинирован. Один из таких случаев, когда смотришь и понимаешь: "Ой, да я же видел эту сцену в каком-то другом фильме". Вот уж сатирически показаны оба "фронта".
Уж не знаю кто в этом фильме – главный герой.
Возможно, сама бомба.
Но для меня главным героем этого фильма является Доктор Стренджлав.
В нем живут две личности. Первая — работающий на Американцев ученый–инвавлид.
Вторая из прошлого – нацистский ученый-садист.
И вторая личность в нем играет основную роль, иногда вырываясь наружу фашистским приветствием или лозунгом.
В Пентагоне, кажется, все отлично понимают что на них работает нацистский гений, погубивший не одну тысячу евреев во время войны. Но никого это не волнует.
Если вы живете в двадцать первом веке и считаете себя человеком думающим. Да что там, интеллигентным, вы просто обязаны посмотреть этот фильм.
Для своего времени, я думаю, он был взрывом. В нем встречается так много скрытых и очень прямых намеков, что начинаешь понимать всю гениальность Кубрика. Думаю, это его самый сильный фильм.
Пройдёт много лет, и режиссёр Рой Андерсон направит звено таких же картонных бомбардировщиков на тихий скандинавский город, вспоминая тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть Доктора Стренджлава. Я же, обыкновенный зритель, намеренно смотрю этот фильм раз за разом в публичных местах не из-за картинки или актёров, не из-за "Hell, ye--" Джорджа Скотта, а из-за того перепада высот, который возникает, когда расслабленной публике демонстрируют несколько взрывов подряд. Зал замолкает, и в этот момент особенно пронзительно звучит тихий голос Веры Линн.
в результате получилась чудесная, умная, острая комедия с черным юмором. Примерно то, что хотел и мог сделать Кубрик в «Лолите», но не довел до совершенства, тут встает в полный рост. Все смешные сцены заряжены приличным количеством сопутствующего морального тротила, так что фильм ни на секунду не превращается в плоскую комедию