Исторический, Трагикомедия |
Сехэй Имамура |
17 мая 1998 |
2 часа 8 минут |
Работа деревенского доктора - сложна и важна. “Ты все время бежишь к своим больным, от одного к другому. А если сломал ногу - прыгаешь к ним на одной ноге”. Но работа деревенского доктора, который решил посвятить всю свою жизнь к борьбе с гепатитом, которая пришлась прямо на годы Второй мировой войны, сложна и важна вдвойне. Этот фильм - как раз история такого доктора, которого зовут доктор Акаги (Акира Емото). Понятное дело, что государству даже такая важная проблема, как гепатит, в тот момент совершенно не интересует. Идет война, в которой Япония проигрывает, поэтому все силы брошены на более насущные проблемы и никто слушать Акаги не хочет. Это, впрочем, неутомимого доктора не останавливает. Равно как и не останавливает от помощи появление на пороге раненного голландца, который, конечно, является врагом, но это во вторую очередь, ведь в первую очередь - он просто человек, который нуждается в медицинской помощи. Правда, поди потом это объясни врывающимся в дом вооруженным солдатам.
Вероятно, один из самых доступных и простых фильмов Имамуры. То есть, убери тут некоторые места, и вполне спокойно можно показывать вечером в эфире больших телеканалов. Конечно, другой разговор, что фильм пройдет все равно никем не замеченным, да и убери эти некоторые места, от Имамуры вообще ничего не останется, да дело все равно не в этом. В принципе, «Доктор Акаги» вообще можно даже вообще назвать одним из самых нехарактерных фильмов Имамуры. Конечно, свое отношение к обществу, особенно современному японскому, режиссер скрывать не пытается, но ведь, по сути, о чем фильм? Фильм о том, как один человек, не молодой уже, скажем, кладет всю свою жизнь на алтарь собственной профессии. Надо бежать на другой конец города ради пациента в дождь? Он единственный, кто мчит по лужам. Спасти от смерти раненного врага, даже под страхом разоблачения и расстрела? Ни тени сомнения. Возиться со всеми этими жуткими вещами, чтобы победить своего главного врага? А ради чего еще и живем! Да, общество себя при этом ведет, как обычно для Имамуры, неподобающе, однако реквием ли это по обществу или гимн героизму? Скорее второе, пусть и на легком фоне первого.
Конечно, возможно, режиссер не до конца ублажил всех тех, кто ждал от него чего-то такого, перченого, что б стыдно было матери показать. От таких режиссеров, которые еще и на Каннах весьма прилично выглядят, мягко говоря, всегда много ждут и, как следствие, всегда потом разочаровываются. А тут, видите ли, фильм, который вполне можно в магазине поставить куда-то на полочку с «иностранными» кинокомедиями, где про него моментально забудут. А все потому, что градуса не поддал японец. При этом, если уже успокоиться и оценить вещи чуть объективно, то Имамура изменился не так сильно. По крайней мере, не в своем режиссерском почерке. Цветовое решение – каноническое имамуровское, слегка приглушенное и холодное, но мы-то знаем, что за этим скрывается просто кипящая краска. Актеры достаточно через чур эмоциональны. Сам нарратив – рваный, напоминает скорее или документальный фильм или череду слабосвязанных рассказов. Да даже, если разобраться, клубнички предостаточно. Так чего ж вам не так? Чего ж нам не так? Слишком оптимистический тон взял Имамура. А мы к этому как-то не привыкли. Но винить в этом режиссера – не с руки, хотя и очень этого хочется.