Москва

Все отзывы о фильме «Девушка, которая слишком много знала»

La ragazza che sapeva troppo, Италия, 1963
7
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
19 ноября 2012

Неофициально первый в истории джалло-фильм и один из редких представителей жанра в черно-белом формате. Американская девушка Нора (Летиция Роман) прилетает в Рим, чтобы погостить у своей тетушки, которая в данный момент довольно больна и вскоре умирает. Шокированная девушка бежит посреди ночи на улицу, чтобы привести доктора, который работает неподалеку, где на нее нападает грабитель. Придя в сознание, Нора видит неподалеку от себя труп девушки с ножом в спине и какого-то мужчину, который оттаскивает бездыханное тело. В следующий раз девушка приходит в себя уже утром. Понятное дело, полицейский не особо верит впечатлительной Норе, которая явно находится в состоянии шока, но девушка настойчиво пытается выяснить, кто и кого убил в ту ночь. Доктор Марчелло (Джон Сексон) относится к ее «фантазиям» скептически, но ради того, чтобы приударить за ней, держится рядом. Нора к тому времени переезжает жить и присматривать за квартирой женщины, что живет неподалеку от убийства, и вскоре понимает, что увиденная ночью жертва была не первой, что этот дом как-то связан с убийцей, и что она – следующая на очереди.

Звание первого джалло-фильма картина «Девушка, которая слишком много знала», заслужила, вопреки своей ироничной интонации, что не совсем привычно для жанра, благодаря самой истории – случайная девушка, зачастую турист, оказывается на пути серийного убийцы, для которого она с одной стороны – жертва, а с другой – неприятная помеха, которая может маньяка разоблачить. И это не говоря уж о развязке интриги, которая на долгое время становится классической для джалло и будет неоднократно повторена самыми разными сценаристами. В этом же фильме был создан и прототип визуального образа убийцы – одетый во все черное, пользующийся ножом, в качестве оружия для убийства. И, конечно, пытающийся вычислить его детектив-любитель, который не имеет отношения ни к полиции, ни к искусству розыска преступников вообще никакого.

Есть тут и чуть менее важные, но зачастую представленные темы, характерные для жанра «джалло». Например, наркотики (и лекарственные средства в целом), появляющиеся в самых первых сценах, пусть и несут несколько иную функцию для фильма, создавая этакие скобки для фильма и задавая не очень серьезный тон повествования с самого начала, и подчеркивая этот тон в финале, но, так или иначе, присутствуют. Опять же, финальная сцена, где Нора задумывается, а не сон ли она увидела, пережив приключения, сидя в самолете с сигаретой с марихуаной, поднимают то самое ощущение нереальности, сна, которое часто будет использоваться мастерами джалло в будущем. И, конечно, неверие в подозрения девушки со стороны тех, кто на самом деле должен заниматься поиском преступника.

Но, самое главное, Нора одержима атмосферой преступления, что очень важно для фильмов джалло, в которых истинная природа поиска преступника – это не обостренное желание его наказать, а гипнотическое погружение в ту ауру насилия и смерти, которая открывается с появлением первой жертвы. Детективы-любители из фильмов джалло просто не могут сопротивляться собственной тяге к этому порочному миру и с головой в него погружаются. Ведь, если вспомнить, самой целью поездки Норы в Италию является желание избавиться от пагубной любви к детективным романам. Понятное дело, что в фильме джалло ей это сделать не удастся.

Конечно, картина далека от идеального представителя фильмов джалло и от тех шедевров, что будет делать тот же Дарио Ардженто годы спустя. Тут нет ни капельки того мощного визуального ряда, обязательного для канонического представителя жанра. Нет тут и специфической музыки, которая должна сопровождать погружение в мир тайны, интриги и насилия. Более того, тут нет этого мира как такового. Фильм получился довольно поверхностным, слишком веселым и ироничным, чтобы нужные для жанра механизмы сработали как надо. Иными словами, в качестве этакого прототипа, фильм рассматривать можно. Но судить о всем жанре, основываясь на просмотре «Девушки, которая слишком много знала», категорически нельзя. Для этого нужно дождаться следующего знакового фильма в истории джалло и фильмографии Бавы – «Шесть женщин для убийцы», где все достоинства жанра будут представлены в более подобающем виде.

0
0
7
Сергей Павлов
206 отзывов, 208 оценок, рейтинг 110
15 июля 2014

Первый джалло в истории жанра и последний черно-белый фильм режиссера начинается песней Адриано Челентано и повествует о американке прибывшей в Рим и ставшей свидетельницей убийства, которое возможно было только в ее воображении.Сюжет о американцах, которые приезжают в Италию и сталкиваются там с гибельной атмосферой, где зло разлито в воздухе - типичная тема для подобных фильмов.Данный джалло смотрится волнующе и на одном дыхании.

0
0