Трагикомедия |
12+ |
Александер Макендрик |
7 августа 1951 |
1 час 25 минут |
Классическая «илинговская» комедия важного для успеха студии режиссера Александра Маккендрика о том, как жил да был один несостоявшийся изобретатель Сидни Стрэттон (Алек Гиннесс), тайком проникающий в различные заводы ради того, чтобы под видом чернорабочего получить доступ в самые оснащенные в стране химические лаборатории, дабы экспериментально проверить несколько собственных теорий. Живет он не ахти как, перебиваясь с одного куска до другого, на каком-то месте сильно не задерживаясь, но особо по этому поводу не переживая – ведь он одержим своим гением и однажды его мечта сбывается, в силу удачно для него сложившихся обстоятельств его принимают за одного из лаборантов, разрешив ему допуск к оборудованию на полный рабочий день и он изобретает идеальное волокно – абсолютно чистое, не мнущееся, не пачкающееся. Из него можно сшить идеальный костюм, который тут же раскупят все. Казалось бы, все должны быть счастливы, если бы не одно но – костюм этот раскупить-то раскупят довольно быстро, но вот за обновками никогда больше не придут в силу вечности ткани, из которой тот сделан. И штопать его никто не будет. И стирать тоже. Фабриканты, профсоюзы и простые люди под угрозой столь страшной опасности готовы забыть былую вражду и поймать Сидни, дабы на корню разрушить его катастрофическую задумку.
Второй фильм Александра Маккендрика для студии «Илинг» стал именно тем, чем студия собственно и славится. Взята определенная идея и доведена до абсурда, не забыв при этом лягнуть побольней некоторые проявления современной социальной и экономической жизни Британии. Впрочем, в случае с картиной «Человек в белом костюме» проблемы эти весьма актуальны по сию пору и не только на территории Объединенного Королевства. Различные инновации выглядят революционными и желанными только в глазах тех, кто их делает и, в лучшем случае, простых людей. Кто знает, сколько вечных двигателей и дешевых энергетических материалов было загублено представителями крупных индустрий.
Картина не очень продолжительна по длине и по формату скорее напоминает другую известную ленту Маккендрика – «Море виски», будучи при этом гораздо более насыщенной на события и весьма плотной по динамике – первую половину фильма Сидни бегает за тем, чтобы изобрести свой костюм, а вторую – чтобы с этим костюмом скрыться. И, как и в предыдущем фильме, досталось на орехи различным бюрократам от самых разных властных структур. Нет доверия даже профсоюзным лидерам. С другой стороны, финал фильма заставляет задуматься чуть больше, чем можно того было бы ожидать, и расширить тонкую критику создателей картины на самих изобретателей. Насколько близки они к простому народу? Как далеко они задумываются о пользе своих изобретений? И, в конце концов, что будет, если у изобретения будет небольшой, но неприятный побочный эффект?
Есть также мнение, что Маккендрик в своем произведении также тонко иронизировал над положением автора в индустрии кинобизнеса и одним из главных промышленных магнатов стал образ его студийного босса. Но тогда в этом случае его ирония обращена и на себя самого себя, оставшегося, буквально, без штанов. Так или иначе, совершенно понятно, что при всей своей абстрактной комедийности, фильм является также и серьезным сатирическим высказыванием, собрав в своих персонажах образы практически всех сторон, что играют хоть мало-мальски значимую роль в подобных историях.
Сильный и связанный сценарий, поставленный по истории брата режиссера; яркая игра актеров, причем не только Алека Гиннесса; тонкий и меткий юмор – все это сделало картину классикой расцвета британского юмора середины прошлого века, превратив студию «Илинг» в важный и прямо-таки определяющий пункт кинематографического института комедии, а абсурдность событий позволяет с одной стороны посмеяться над комедией ситуаций и «обществом потребления» в целом.