Сказочная и мрачная драма о человеческой хрупкости с завораживающим Евгением Цыгановым — второй фильм режиссерского дуэта Алексея Чупова и Натальи Меркуловой, прославившихся «Интимными местами». «Человек» тоже близок к телу: в сибирской деревне живет с семьей егерь Егор (Евгений Цыганов), который неожиданно узнает, что у него онкология. Игнорируя мольбы жены (Наталья Кудряшова), худощавый мужчина готовится к смерти, но потом решает обмануть костлявую — и наряжается в платье. Окружающие смотрят искоса, а Егор многое о себе и жизни понимает. Чарующе снятый оператором Мартом Таниелем, «Человек» балансирует между социальной драмой и сказочными мотивами в отечественной живописи, хотя все главные метаморфозы и сюжеты здесь внутренние: Чупов и Меркулова демонстрируют, что познать себя в окружении «достойных членов общества» зачастую страшно и даже больно, но все же необходимо.
Драма |
18+ |
4 сентября 2018 |
25 октября 2018 |
1 час 45 минут |
Задумчивый егерь Егор (Евгений Цыганов) объезжает на моторной лодке промозглые лесные угодья. Из-за несчастного случая с браконьерами мы узнаем о его раковой опухоли в терминальной стадии (гениальный диалог с врачом: «Вы же сказали, что осталось два месяца». — «Нет, я сказал, что месяца два»). О болезни он никому не рассказывает, а когда недуг поджимает, то сухо сообщает беременной жене (Наталья Кудряшова), что деньги на похороны он положил в сберкассу, а для детей надо написать заявление о потери кормильца. Дабы успокоить жену, он один раз соглашается съездить к врачу и пойти к знахарке, но в основном безнадежно закрывается в себе. Единственным способом обмануть смерть Егор вдруг выбирает самый иррациональный, нелогичный и выбивающий из колеи метод, как будто не из этого кино.
Сюжетный поворот происходит ближе к середине, но вряд ли целесообразно называть его спойлером, как это делают в первых русских фестивальных рецензиях, учитывая, что эта коллизия описывается в официальном синопсисе и вообще бежала впереди самого фильма. Итак, деревенский мужик в исполнении Цыганова переодевается в женщину, чтобы обмануть смерть. Другое дело, что ровно этим предложением весь фильм и описывается, ничего другого от него ожидать не стоит: никаких каминг-аутов, внезапно открывшихся проблем гендерной идентичности или каких-то откровений о гомофобии в русской деревне. Зрителю так и не будет до конца понятно, почему этот максимально закрытый и гордый человек вдруг решился надеть колготки и платье, ведь такой поступок перед его смертью опозорит всю его семью навсегда.
Убедительного объяснения веления души от привычно безэмоционального Цыганова тут тоже, конечно, не дождешься. Формально толчком для Егора стала шуточная песенка знахарки про селезня, который притворился гусем, чтобы смерть прошла мимо. Но смешно же считать это реальным поводом. Это как если бы герой «Охотника» Бакура Бакурадзе, чтобы заглушить свою внутреннюю боль, вдруг начал вести видеоблог. А, допустим, персонаж «Сердца мира», чтобы все наладить, выдвинулся в мэры от партии «Зеленых». И это не совсем случайные сравнения: над этими фильмами работали многие люди, включая французского продюсера Гийома де Сиеля, помогавшие делать «Человека, который удивил всех».
То есть на этом моменте Меркулова и Чупов включают элемент некоего авторского допущения, который был им присущ еще со времен первого фильма «Интимные места». Такая сюжетная чудинка, которую мы должны принять, чтобы включиться в их игру. Но при всех попытках не соответствовать формату и удивлять, фильм все равно делает остановки на самых очевидных местах, которые ожидаешь от такой затравки: жена обязательно спутает его с другой женщиной, мужики побьют и назовут «пидорасом», ребенка тоже, конечно, будут гнобить за папу.
Вместе с тем пространство фильма своими заскоками как будто подчеркивает сказочность всего происходящего. Бесплатные волшебные хосписы, деревня, стерильно снятая эстонским оператором Мартом Таниэлем («Интимные места»), множество животных в кадре. Проще всего это сравнить с тем же «Сердцем мира», с которым «Человек» в этом году составляет отличную пару русского кино о людях и зверях (даже обоих главных героев зовут Егорами), где реальный мир тоже в какой-то момент приобретает сказочный флер. Но у Мещаниновой изначально чувствуется документальная основа, прежде чем сюжет обретет измерение притчи. Тогда как у Меркуловой и Чупова с самых первых кадров, напоминающих «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, от фильма веет иллюзорным и фольклорным взглядом на провинциальную деревню. Авторы упиваются странностями происходящего, подчеркивают метафоры, вставляют в саундтрек многозначительную попсу и привносят комедийные ситуации.
Цыганов, специально похудевший на 20 килограмм для роли захворавшего лесника, снова статичен и немногословен, а когда переодевается в женщину, так и вовсе принимает обет молчания и не произносит до конца фильма ни одного слова. Меркулова и Чупов, будучи неглупыми режиссерами, активно пользуются его фирменной каменной маской, но о каком-то невероятном прорыве и надломе в череде привычных работ Цыганова тут говорить не приходится, кроме разве что пары экстремальных сцен. Быть может, даже гораздо больший резонанс у зрителя фильм вызвал бы, если бы главную роль сыграл Евгений Миронов (о таком кастинге ходили слухи).
Вместо Цыганова эмоциональным зрительским проводником в фильм служит уникальная актриса Наталья Кудряшова, которая предельно точна во всех состояниях, хотя ей, по сути, приходится играть довольно типичные мелодраматические сцены. Возможно, Кудряшовой помогает тот факт, что она сама по себе состоявшийся режиссер и автор убедительного фильма «Пионеры-герои», где тоже играла слезные сцены, поэтому знает в них толк. Из тех же «Пионеров-героев» сюда перекочевал заслуженный артист Юрий Кузнецов (Немец из «Брата»), но тут он скорее фоном играет старенького деда, который то ворчит, то нет.
Поскольку герой Цыганова переодевается в женщину не потому, что он перед смертью вдруг нашел себя, а для того, чтобы выжить, то этот ЛГБТ-образ нужно считывать не как банальный повод «выйти из шкафа», а как раз ровно наоборот — как метафору аутического состояния «человека в футляре». Герой закрывается в себе, затем запирается в сарае, а потом переносит свое одиночество вполне публично, несмотря на внешнюю оболочку. Это история вовсе не про рак — смертельная болезнь и яркий образ в платье здесь служат метафорой болезни социальной, когда человеку плохо, он закрывается, а многие люди от него отворачиваются, но иногда все-таки происходят чудеса.
Как и «Сердце мира», «Человек» в лесном антураже довольно просто и даже более резко рассказывает о том, как сложно выйти из своей клетки и найти контакт с кем-то близким. Фильм начинается с того, что муж греет уши жене ладонями, затем неспроста заходит речь о проблеме отопления зимой, а в конце наступает злополучная зима, но гусь уже расправил свои крылья. Гусю нужна стая. Человеку нужно тепло. Человеку нужен человек. В этом нет ничего удивительного.
Не только человек, но и режиссер и сценарист удивили всех!
Снято классно. Поначалу и фильм начинается дерзко - думаешь вот, щас экшн такой а потом печаль беда с главным героем и так будет жаль его.
И да - с ним печаль. Но героя совсем как-то не жалко.
Уникальный фильм с минимальным количестом диалогов. Все кратко, четко - брутальность ГГ подчеркивается максимально. Другие персонажи правда тоже немногословны...
Самое странное - это поворотный момент. Чувак четко продумывет как уйти никому ничего не сказав, как оставить жену и сына при крошечном бабле.
И вдруг, ни с того ни с сего, ну реально, начинает примерять женское белье!
Ну просто вообще ноль - перехода нет.
Ну то есть он так же смело мог начать из брутального егеря притворяться собачкой и начать гавкать.
Ну и далее - жесть.
Его естественно «никто не понял».
И какой вызов и кому он сделал, совсем не ясно.
К сожалению, реальная мотивация «во все тяжкие» отсутствует. И нет бы это перевести хотя бы в некий юмор, мол перклинило, решил всех обмануть и да это хоть как-то может меня спасти. но нет, все мрачно и вроде как брутально по-русски. Да, герой верит что он другого пола, всем телом. А ты сидишь и думаешь, в каком собвстенно месте то у него опухоль?!
В общем, артхаус...
Если вы никогда не верили в российское кино, ваш час удивиться настал. Если вы всегда верили в него, он настал тем более. Бегите в кино и заставайте, пока его можно застать в кинотеатрах. Вы не выйдете из зала равнодушными, больше того - не выйдете теми людьми, которыми вошли в этот зал.
Тонкий, очень глубокий фильм, который совсем не о том, как «Циганов одевается в женское платье». Фильм о том, возможно ли быть собой в современном обществе, можно ли быть принятым и любимым в самый уязвимый момент жизни. Герой Циганова - крайне уважаемый в селе человек, «папа, все в школе считают что ты крутой», настоящий мужик, все по чести, суров и спокоен. Даже перед лицом смерти: деньги для жены в банк положил, инструкцию написал, «доверенность оформил», у односельчан помощи просить не стал - «я побираться не буду». Такой вот настоящий железный человек, пример для подражания. И вот этот супермэн решает, что пришел момент, когда он может выдохнуть. Может признаться самому себе, что страшно, что умирать не хочется, что хочется еще чуть-чуть здесь побыть вопреки приговору врача. Человек просто устал носить маску неуязвимости. И что происходит? От него отворачивается все село, которое еще недавно «если что надо будет - ты только дай знать». От героя отворачивается даже его семья. А что изменилось? (Не даром герой Циганова не произносит больше ни слова) Женское платье? Это достаточный аргумент, чтобы растоптать человека? Достаточный, чтобы перечеркнуть все заслуги и выгнать из дома, села, из своей жизни? Фильм исследует взаимоотношения людей друг с другом, человека с самим собой. Нужно ли такое общество и такая семья, в которой тебя принимают, пока ты играешь по правилам? А когда тебе нужна помощь, в момент, когда ты слаб и беззащитен, окружающие готовы забить тебя досмерти из-за собственного когнитивного диссонанса. При всей притчивости «Человек» очень реалистичный фильм об одиночестве, любви, принятии и милосердии.
Фильм не убедил меня тем, что сценарист и режиссер, настолько погрузили сюжет в быт, что чудо, а произошло именно чудо, но, к сожалению, это отходит на второй план и тоже становится чем-то бытовым. Если бы режиссерами были Звягинцев или Федорченко, они, мне кажется, смогли добиться нужной степени лаконичности, чтобы пустые трехлитровые банки крупным планом не вызывали бы в зрителе вопросов: "а зачем это?" Гомофобия с грубостью, жестокостью и животным невежеством оказалась снятой гораздо сильнее и выразительнее, чем игра в прятки с онкологией.
Помните, когда Триера освистали в Каннах с «Идиотами» он заявил, что сделает такое кино, что все обрыдаются и назовут его гением и …. снял «Танцующую в темноте». Фильм – провокация со стороны Мастера и безусловная умелая манипуляция публикой.
Мне кажется, эти фильмы слегка чем-то похожи. Что-то вроде пародии и провокации.
Главный герой разрушил все что имел.
Как жить дальше? Что главнее - жизнь или честь? А если речь не только о твоей чести?
Фильм – проект. Бизнес-проект. Чтобы смотрели – нужно критиковать.
А о чем еще снимать кино в России?
Про любовь – скучно. Про политиков и банкиров – страшно. Про историю – все уже знают, что могут сделать с режиссером, если он замахнется на «святая святых» – царей и цариц… например.
Остается – ...
Вы заметили, что в фильме почти отсутствуют диалоги и речь – для меня самое главное в любом фильме.
Этот «продукт» можно смотреть совсем без звука! ) Попробуйте. Необходимо прослушать лишь два монолога –
1-ый - про селезня.
Когда шаманка рассказывает, как селезень обманул смерть, превратившись в утку.
И 2-ой - монолог жены,
про то, как она тонула и лишь ради него (!) решила выжить.
Вот и весь фильм. А дальше все очень предсказуемо…
Герой принимает решение! Ради сына, ради жены обмануть смерть, переодевшись в даму… в красном.
Интересно, почему он выбрал такой образ и интересно, простите мне мою ограниченность, ПОЧЕМУ в фильме его узнали ВСЕ, кроме смерти? ?? То есть смерть настолько слепа? Если есть знатоки – подскажите, пожалуйста … ) Только не надо говорить, что – она просто старая )
Тем не менее.
Деревня. В интервью кому –то, режиссер фильма Наталья Меркулова скажет, что она очень хотела изобразить свою деревню, где прошло ее детство.
Насколько же сильно ударила ее детство.
А как сделать продаваемое кино? Конечно, нужно просто сделать его антироссийским. Или что-то в этом духе.
Деревня – это же Россия, а жители ее – это мы с Вами. Да! Вот такое быдло, простите. Такие вот с виду вроде и добрые, и чуткие, а копни поглубже - просто д е р ь м о.
Ведь странно! Согласитесь. Все жители знают, что человек болен (!) и должен умереть (!), тем не менее, ими овладевает просто лютая ненависть к человеку, которого они совсем недавно уважали и ценили.
Как легко, оказывается, продается у этого «быдла» любовь и дружба…
Вот отсюда и начинается «танцующий» в темноте.
Всегда неловко писать отрицательный отзыв, зная, что над проектом трудились люди, много людей.
Но одно дело, когда этот труд - от порыва, от вдохновения!
А другое - за деньги. За «проект»!
Есть кино, как и любое другое искусство, - от ума. А есть - от души.
Есть Балабанов. Несомненно - Его Кино от Души.
А это кино - от чего?
От желания заработать? Стать известными? Продать на чужбину за твердую валюту?
Конечно! Все перечисленное.
Поверьте, если добавить щепоть от «гей-муви», да ломоть мистики…да на фоне роскошных сибирских просторов с белыми гусями ( все же уже наслышаны про эстетское кино, да?) …Успех такому « продукту» почти обеспечен.
Поэтому, безусловно, это – антироссийское кино! А другое не продашь (.
Кто в числе инвесторов – Франция и Литва.
«Для нашего фильма – скажет в интервью все та же Н. Меркулова - проблемы гей-сообществ в России не является главной»…
А Цыганов скромно ей так вторит: эта роль помогла мне ПОНЯТЬ ЖЕНЩИНУ. «каково быть женщиной»… у нас в России.
Вы представляете?! Вот так, оказывается, живут девушки и женщины в России.
Ну что тут сказать?!
Наверное, мог бы быть хороший фильм, но конъектура, жажда всего сразу и сейчас, никогда не будут в помощь настоящему Художнику. Поэтому такой вот провал.
Как говорит один из уважаемых критиков нашей современности – кино должно чему-то учить. Быть – светом …и ответом.
А это кино? Чему учит?
Кстати, о «даме» в красном.
В отзывах защитники фильма кричат, что Цыганков не гей!
Помилуйте. Но никто и не говорит, что он – гей. Речь идет об отношении общества к людям нетрадиционной ориентации.
А представьте, что Ваш хороший друг, может быть учитель или врач, или просто добрый знакомый вхожий в Вашу семью, явится перед Вашими близкими, включая детей, в образе... женщины. В красном. Ваша реакция?
Что сделаете Вы? Ну подумайте, пожалуйста…
Красный цвет провокационный. Не даром он является сигналом начала боя для быка. В данном случае - для народа. Невозможно сдержать свои чувства. Даже, если Вы очень воспитаны, тактичны и целомудренны, поверьте, Вы уведете своих детей и близких от этого «зрелища» куда подальше и правильно сделаете!
Поэтому не народ – «быдло» - а тот кто придумает вот такие красные тряпки. От таких « придумок» и начинаются майданы.
Об одном я горюю. Как бы не было …продолжения этой чуши. Как бы не вылилось бы это в какую-нибудь трилогию…
Горшочек не вари.