Биография, Драма, Спортивный |
14+ |
Беннетт Миллер |
22 сентября 2011 |
20 октября 2011 |
2 часа 13 минут |
moneyball-film.ru |
2002 год. Мистер Бин (Питт), менеджер самой бедной команды в Премьер-лиге, почти выигрывает со своей заштатной «Окленд Атлетикс» мировую серию, но «почти», как известно, не считается, к тому же сразу после финала у него переманивают всех приличных игроков. Бюджета на новых нет, Бин пытается договориться с конкурирующим клубом о трансфере, но, поддавшись наитию, вместо нового питчера приобретает толстого выпускника Йеля, сидевшего у конкурентов в углу и дававшего оттуда странные советы. Толстяк знакомит Бина с математической методикой расчета полезности бейсболистов, в результате применения которой «Атлетикс» оказывается укомплектован увечными, кривыми и отыгравшими свое доходягами. Владельцы в замешательстве, тренер (Хоффман) пыхтит, болельщики рвут на себе волосы, но Бин гнет свою линию.
Даже для поголовно сдвинутой на бейсболе Америки экранизация нон-фикшна про статистическую революцию в механике подбора игроков — идея, мягко говоря, неочевидная (автор первоисточника экономист Льюис, согласно легенде, принял пришедших покупать права продюсеров за умалишенных), а уж для жителя Евразии это и вовсе как попасть на круглый стол по макроэкономике Марса — тут даже Брэд Питт в роли главного докладчика вряд ли спасет. Русское название в этом плане выглядит особенно издевательским: что «все» и кто его изменил, нормальный человек не ответит и после повторного просмотра. Фокус, однако, в том, что это кино, в котором мужчины в трениках два часа разглядывают таблицы, вполне хочется посмотреть дважды, а то и трижды, — возможно, даже закрыв глаза или перемешав сцены в произвольном порядке. Трудно сказать, чьей заслуги тут больше — сценариста Соркина, лучшего после Дэвида Мамета сочинителя узкоспециальных разговоров на свете, или режиссера Миллера (автор «Капоте» и великого видеоклипа на диллановскую «When the Deal Goes Down»), которому треники и таблицы явно милы настолько, что этим трудно не заразиться. И понятно, что можно было обойтись без поющей дочурки героя и уж точно — без дурацких флешбэков, где Брэда Питта в юности изображает двойник артиста Петра Федорова. Но все это пыль рядом со сценой, где экспертный совет из бейсбольных ветеранов отметает кандидатуру перспективного игрока, поскольку у того уродливая девушка: «Гуляешь с уродкой — значит не веришь в себя». Что однозначно понятно из фильма даже неспециалисту — у Соркина с Миллером девушки очень красивые.
Аааа! Это лучший фильм, который я видел за последний год-полтора! Тем более, сюжет основан на реальных событиях. Брэду Питту удалось очень точно передать состояние главного героя. Суть не в бейсболе и не в подсчете статистики, так что это не мешает. Диалоги просто супер! Можно использовать, как учебное видео для руководителей и переговорщиков. Если вам нравится серьезное кино - то это один из лучших образцов! Если бы можно было поставить 6 баллов - я бы поставил.
Супер, нет слов! Фильм убил наповал. Бред Питт гениален. История отличная. Главному герою приходится нелегко. Если сначала в него все верят, то после многих падений верной ему остается только дочь, которую он убеждает, что все в порядке. Нелегко оставаться до конца твердым, когда кроме тебя никто не верит в твою затею. Попахивает шизофренией, не правда ли? Многие отказались бы от задуманного...
"Самое сексуальное в мужчине - это его мозг".
Я читал кейс, который лег в основу этого фильма, несколько лет назад - либо в "Фрикономике", либо в "Суперфрикономике". В нем описывалось, как один специалист в статистике и не специалист в бейсболе, применил нашел новые закономерности в результативности и эффективности игроков в бейсболе, на основании которых можно было собрать более эффективную команду из мало известных и выдающихся игроков, чем из звезд бейсбола.
В этом фильме Бред Питт, который играет неудавшегося бейсболиста, перепрофилировавшегося потом в скаута, а потом в главного управляющего бейсбольной команды, находит однажды такого молодого умника, который предлагает ему поверить в его инновационную идею и рискнуть. Фильм очень захватывает вызовом и изяществом мысли. Никакого экшна особо - только драйв от умных парней. "Самое сексуальное в мужчине - это его мозг".
Мне фильм нереально понравился! А вот больше половины зала, когда я выходил из кинотеатра, плевалось, что он затянутый и скучный. В общем, если вам когда-то понравились "Игры разума" - то это кино очень похоже и по духу и по стилю. Если нет - то вам лучше не ходить на "Человека" - Бред Питт тут все равно не раздевается и не целуется, так что даже ради него девочкам тут делать нечего.
Для меня фильм еще интересен как для управленца - в нем показан очень хороший пример, как можно из падших духом, сломленных, никем не замеченных и никого не вдохновляющих людей собрать настоящую команду-чемпиона - надо только посмотреть на них без шор, разглядеть их сильные стороны, поверить в них, дать им неожиданную роль.
Помните сцену в финале фильма "Идеальный шторм", когда утлый рыболовный кораблик движется в бушующем океане по прямой против отвесной волны? "Moneyball" - фильм, в котором генеральный менеджер бейсбольной команды два часа делает то же самое.
Вдвойне выдающимся этот фильм делает даже не то, что история - реальна, а то, как реалистично она подана - спокойно, неторопливо-размеренно и почти-как-в-жизни-скучно - и какое от происходящего испытываешь невероятное давление, почти физически ощущая, как Билли Бин идет против отвесной волны, навстречу отторжению, через стену.
Фильм - про бейсбольную статистику в основном (в кадре все время говорят про ауты, раны, банты и базы), но главное там происходит в спокойной до нервной ломоты уверенности Билли Бина, потрясающе сыгранного Брэдом Питтом, в верности выбранной стратегии. То, как Бин идёт через шторм, вызывает трепет. То, к чему он приходит, вызывает протест и чувство, как в словах доктора Манхэттена в финале "Хранителей": "Не принимаю и не осуждаю - понимаю".
Победа принадлежит тому, кто больше всего в неё верит. И дольше всего! - да, но "Moneyball" - отнюдь не банальная ура-спортивная история, и воспринимается, откровенно говоря, довольно сложно. Сценарист Соркин добавил настоящего перца в диалоги (кое-где вызывающие бурный хохот в зале), а режиссер Беннетт Миллер - сентиментального роскошества кадрам, обращающимся к сердцу, к детству, к старым воспоминаниям.
Билли Бин сам был бейсбольным игроком, а потом отказался от бейсбола в пользу менеджерства. И его с тех пор корежит всякий раз, когда менеджеры говорят молодым парням: "Я точно знаю, как всё будет - тебе надо выбрать бейсбол вместо университета" - но они не знают. Философия - не глупая вера, это логика. И уж если идешь до конца сам, и ведешь других, должно быть незыблемое основание.
Этот фильм не то, чтобы блестящ, - он убийственно точен. Он про то, о чем кино с нами еще не говорило, - про то, на чем основывается уверенность. Можешь смеяться, плакать, бросать вещи в стены - но если внутри есть такой базис, он тебя ведет и свернуть или увернуться невозможно. Окончательно поняв, о чем - ты, чему посвящен и за что бьёшься, делаешься спокойным как танк, как Брэд Питт, как ведро. И "Moneyball" накрывает с головой, когда уже совсем закончился - как прошлое, как память сердца, как боль старых ран.
p.s. Фильм великолепно снят. Об этом можно составить представление, посмотрев чарующий клип на песню Боба Диллана "When The Deal Goes Down", снятый Беннеттом Миллером - режиссером "Человека, который изменил всё".
Насколько я не люблю бейсбол, настолько сильно мне понравился фильм. Брэд Питт очень здорово смотрелся в своей роли. После просмотра захотелось посмотреть бейсбольный матч и оставить хоть мизерный след в этой жизни.
Более того, фильм c юмором и романтичный: романтика в спорте, романтика семейных уз папы и дочери. В любом случае фильм не оставит равнодушным.