Греческий фильм американской режиссерки сербского происхождения Елены Попович, посвященный жизни одного из наиболее почитаемых в Греции святых Нектария Эгинского. Митрополит Пентапольский Нектарий оклеветан и изгнан из Египта. Он переживает, что не может встретиться с патриархом Софронием и объясниться. Ведь к Софронию он относился как к родному отцу. Встреча произойдет, но это уже будет на могиле патриарха. Начинаются скитания Нектария по Греции, забота об устройстве женского монастыря, клевета и недопонимание от своих же собратьев. В фильме человека по имени Костас, который верно и преданно служил Нектарию, сыграл Александр Петров, а его партнером по съемочной площадке стал ни много ни мало Мики Рурк. Голливудской звезде досталась роль человека, которого исцелил святой. По словам Попович, она искала актера «большой глубины и силы духа», поскольку ему предстояло сыграть парализованного человека. Самого Нектария Эгинского сыграл грек Арис Серветалис, получивший несколько престижных кинопремий на родине.
Биография, Драма |
12+ |
Елена Попович |
25 апреля 2021 |
14 октября 2021 |
1 час 49 минут |
Глубокий фильм про Нектария Эгинского, одного из очень почитаемых святых Греции. Мудро, красиво снято, заставляет пересмотреть некоторые подходы к жизни. Важно, что в фильме нет никакого акцента на чудеса, исцеления, поклонение. А скорее про личность Нектария, его искренние отношения с людьми и Богом, что в тысячу раз важнее увидеть. Отдельного внимания заслуживает операторская работа: у меня сложилось впечатление, будто иду рядом с Нектарием, чувствую его присутствие, дыхание, покой и мир.
Просто миллион из 10, невозможно описать словами проникновенность данного фильма, насколько понимаешь, как непросто жилось этому человеку, в действительности человеку Божьему, у которого нет ни зависти, ни алчности, ни гордыни, ни корысти, который всё делает от сердца с чистой душой. Фильм даёт понять всю тягость креста, который нёс Святой Нектарий. Необыкновенные впечатления после просмотра
Удивительный фильм про удивительного человека. Действует на разум и душу, как спасительное лекарство, без нравоучений и упреков. Смотрится на одном дыхании, не взирая на совершенно «неразвлекательный» сюжет.
Жизнь Нектария Эгинского, канонизированного в 1961г, начиная с его оклеветания в Египте и заканчивая смертью в Греции.
Непривычным для себя образом хочу начать отзыв с цитаты Хайдеггера из последних его интервью: «Человеческие помыслы и действия, как и философия, не могут уже вызвать никаких изменений в теперешнем состоянии мира. Только бог ещё может нас спасти. Нам остаётся одно: в мышлении и поэзии (в искусстве) создать готовность к явлению бога. Или же принять отсутствие бога и нашу гибель. Если бога нет, то мы - погибли…»
Нашумевший фильм об аскетичной жизни простого человека божьего, вышедший в кинотеатры (в скорости и закрывшиеся) накануне дня его поминовения (9 ноября) можно воспринимать по разному: для людей верующих, это лента о служении, напоминание о пути истинном; для людей не верующих - сказание о чём-то более важном, чем карьера, зарплата, ипотека и звёзды мишлена.
Куда вы идёте? Чему вы служите?
Сербка Елена Попович сняла во многом наивное, но очень точное и простое напоминание современникам: не важно верите вы или нет, нарциссическое и гедонистическое бытие ведёт к пустоте. Это не плохо. Это порой нужно и важно. Но наслаждение собой и жизнью - самый непрочный материал для затыкания дыры размером с бога.
Большинство из вас всё это уже видело у Соррентино в «Молодом Папе»: тяжелую судьбу и ношу творящего чудеса служителя господа. Только там было красиво и прилизанно, подано аппетитно, с озорством и пикантностью, как и подобает святому с обликом Лоу. А вот жизнь Нектария особо ничем не похвалится. Как он ел из простых тарелочек (а порой и вовсе не ел) и чистил сортиры в реальной жизни, так и в кино никаких прекрас. Просто аскетичный незаметный мужичок, отдавший ботинки бомжу, высадивший садик в институте, отмоливший умирающего и излечивший парализованного (трансцендентное камео Микки Рурка).
Сидел в кинотеатре и отслеживал контрперенос. Конечно, так хочется придраться, поморщить нос, отвлечься, обесценить - то есть сделать ровно то, что делают некоторые люди в фильме. Вместо того, чтобы впустить в себя экзистенциальную вину. Уязвиться ею. И через это включится в красоту чистого бытия здесь и сейчас.
Как у того же Соррентино в другом фильме: «Тишина и волнение, редкие худосочные проблески красоты, печаль и уныние несчастного обреченного человека - из смущения перед этим миром, всё похоронено под бесконечными бла бла бла…»
Потому Нектарий и святой, что у него получалось чаще не отвлекаться на неважное и пустое. Быть открытым для вины перед бытием. Разве обязательно быть верующим, чтобы задаться двумя этими вопросами? Куда я иду? Чему я служу?