Москва

Фильм
Быть или не быть

Россия, 2011
О фильме
Двое опытных полицейских расследуют дело о тройном убийстве в театре. Из четырех актеров, оказавшихся в одной гримерке, выжил один. Под подозрением несколько героев трагедии, в том числе и знаменитая актриса, находящаяся в психиатрической клинике для принудительного лечения. Что привело всех к трагическому финалу? Кто виноват в смерти людей? Какие тайны живут за кулисами театра? Ответ на эти вопросы ищет главный герой — зритель психологического триллера в стиле live «Быть или не быть». Сила слова. Бренность славы. Кризис жанра.
  • Быть или не быть – афиша
  • Быть или не быть – афиша
  • Быть или не быть – афиша
  • Быть или не быть – афиша
  • Быть или не быть – афиша
Триллер
Алексей Петрухин
1 января 2011
russianfilmgroup.ru
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Алексея Петрухина

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
maria fokina
5 отзывов, 5 оценок, рейтинг 21
27 июня 2011

Фильм посмотрела, честно. Он не идет в кинотеатрах, как тут написано, это правда. Премьера состоялась на ММКФ, а рамках российских программ. Где и когда его еще раз покажут, пока неизвестно, и очень жаль. Фильм очень неоднозначный. Для современного кино это большое достоинство, потому что обычно очень легко сказать - понравился или нет.
Особыми литературными талантами не обладаю, поэтому сформулировать что-то в виде рецензии мне сложно, тем более сложно это сделать по отношению к этой картине. Но все-таки попробую.
«Быть или не быть» из той категории фильмов, о которых нельзя сказать – хорошо или плохо. Прежде, чем ответить, надо не только посмотреть (да! кино надо смотреть, а не судить по трейлерам в интернете), но и подумать.
Краткое содержание пересказывать бессмысленно – суть не в нем. Да, есть преступление, есть подозреваемая, есть оперативники, расследующие это дело. Есть театр, кулисы и тайны. Полусумасшедшая актриса (Анна Чурина) отвечает (ну пытается, это точно) на простые и понятные вопросы, которые в итоге должны открыть суть преступления – зачем? Зачем погибли невиновные люди? А за кадром вопрос, который задает режиссер – какова цена славы?
Не случайно местом действия картины стал сумасшедший дом. Это очень показательно и убедительно, тем более, что понятия нормы и сумасшествия настолько переплетены, что порой ловишь себя на мысли – а кто на самом деле безумен? Актриса, которая по всем признакам находится в психушке по делу (нормальный человек не способен совершить такое), или оперативники (Илья Исаев, Денис Шведов), с виду нормальные, замученные работой и вынужденным общением с самыми отвратительными человеческими пороками? Это уже потом понимаешь, кому место в сумасшедшем доме.
А самое главное, осознаешь, насколько тонкая грань между нормальным и ненормальным. Это только на первый взгляд кажется, что человек может дать четкое определение тому, что такое «норма», а если задуматься, то все относительно. К финалу картины начинаешь даже как-то сочувствовать героине – ее можно понять. Другое дело теперь уже полицейские, метаморфозы с ними происходят поистине удивительные, но любой выпускник мединститута понял бы все сразу.
Вообще, после просмотра фильма «Быть или не быть» хочется задать много вопросов не только режиссеру, но и себе. Это правильно, значит, цель достигнута – кино хочется обсуждать. Но даже это не главное.
Современный арт-хаус (к которому можно в целом отнести это кино) удивительно однообразен, от него подустали на фестивалях, его не всегда понимает зрительно, но смотреть надо – ведь это эстетское кино. Стыдно как-то сказать, что не понимаешь по какому поводу столько шума, за что столько призов дали. И режиссеры знают, на чем сыграть. Боль, грязь, нищета, пьянство, человеческие пороки и прочие мерзости всех мастей эксплуатируют все, кому не чуждо понятие «арт-хаус» - авторское кино. Но, надоело. Скучно, омерзительно, неинтересно. Русская культура, ну пусть не сейчас, но в ее историческом разрезе, куда разнообразнее. Короче, что нет других тем?
Режиссер «Быть или не быть» Алексей Петрухин решил пойти другим путем, совсем другим, и уже от этого интересно – и что? Все-таки есть еще, о чем снимать кино? Оказалось, что есть.
И тут без пороков не обошлось, но сюжет держится не на них. Не надо делать из зрителя идиота, и говорить, что мы сняли настолько глубокое кино, которое вам с вашими плебейскими мозгами и низменным желанием мейнстрима не понять - оно гениально. Просто никто не понял. Естественно, снять так, чтобы все поняли, очень сложно.
Здесь все проще и понятнее. Мучил режиссера вопрос силы слова и бренности славы – получите! Выпускники ВГИКа и грезящие о мельпомене! Кино, в общем, для них. Для тех, кто очень хочет «в телевизор», но не понимает, насколько это сложно, ответственно, тяжело. Даже по нынешним временам, когда актеры уже не отдают всю свою жизнь искусству, для них лицедейство просто работа. Осознание силы искусства, кино, театра, важно не только для них, это оружие, причем очень серьезное. Не умея с ним обращаться, легко уничтожить не только других, но и себя.
Выходит, что с одной стороны кино для служителей экрана и сцены, а что с другой? Фильм «Быть или не быть» мог бы стать настоящей сенсацией. Пинком под зад сонной безжизненной нашей «как бы киноиндустрии». Потому что режиссер не побоялся сказать, что у нынешних актеров пустые глаза. И дальше уже можно додумать: по сути, российское кино в глубокой коме, и вся наша прославленная культура там же. Режиссеров почти нет, актеры забыли, зачем они вообще выбрали эту профессию – пустота и безнравственность. А ведь кино – это важнейшее из искусств, мощная сила – разрушающая или созидающая, смотря куда направить.
Все это может увидеть зритель (и увидит! Потому что зритель далеко не дурак), но не «как бы кинокритики» и прочие околокультурные деятели, способные обсуждать только мигалку Михалкова. Почти одновременно с этим «грандиозным событием» (отняли эту самую мигалку), у режиссера Михалкова вышел фильм, но кому оно надо? Когда тут такое… Содержание теперь вообще мало, кого интересует. Рецензенты от кинобизнеса способны обсуждать максимум форму: кто снял, кого снял, где и за сколько. Да! И сколько в итоге заработал. Это важно. Все остальное никому не нужно.
Все как бы забыли, что цель любого режиссера – чтобы о теме, которую он поднял, заговорили, чтобы проблему (содержание) обсуждали. На выходе зритель должен задуматься над рассказанной режиссером историей. Вот, что важно. Во всяком случае, было важно в лучшие годы отечественного кинематографа. А блистательная актерская игра и масштабные декорации – это всего лишь средство. Что его обсуждать?
Но все об этом забыли, и в общем, это логично: раньше было киноискусство, теперь кинобизнес. А бизнесу не интересно содержание.
У режиссера Алексея Петрухина кино о тех, кто принадлежит киноискусству, живет и умирает на сцене. После просмотра «Быть или не быть» хочется думать, обсуждать, спорить. Таглайн сообщает нам идею фильма КРИЗИС ЖАНРА. БРЕННОСТЬ СЛАВЫ. СИЛА СЛОВА. Но на самом деле все намного сложнее. Фильм об актерах, киноиндустрии, культуре в целом. Хотя, может, режиссер говорил совсем о другом. Вообще, выяснять, «что хотел сказать автор» можно только в 5 классе, став старше, понимаешь, что дело это неблагодарное. Все равно не узнаешь, можно только попытаться понять суть и сделать выводы для себя. Каждый зритель сделает их сам, и сам решит хорошо это или плохо. Хотя в сущности, разве это важно? Когда задумываешься о смысле увиденного в картине «Быть или не быть», становится по-настоящему страшно от осознания того, как все устроено там у них за сценой. Режиссер в своей дебютной работе показал закулисье актерской жизни – тему, которая его действительно волнует. От экрана не оторвешься, не потому что, так хорошо, а потому что гипнотизирует, захватывает. Откровенно, жестко, ярко. Скандал, одним словом.

0
0

Подборки Афиши
Все