Преподавательница детского балетного класса (Джулай) и сотрудник техподдержки (Линклейтер), оба кудрявые, обоим за тридцать, решают взять из приюта больного кота, что, как им кажется, радикально изменит их жизнь. Поскольку кота отдадут только через месяц, они начинают готовиться к его появлению в доме: оба бросают работу, отключают интернет, он идет волонтером в контору по охране окружающей среды, она — собирается записать 30 танцев и выложить их на YouTube. Но однажды, вместо того чтобы продать дерево, он купит у одного старика фен, а она найдет на обратной стороне рисунка, купленного в приюте, телефонный номер и позвонит, чтобы просто сказать «привет».
Драма |
16+ |
Миранда Джулай |
21 января 2011 |
10 ноября 2011 |
1 час 31 минута |
thefuturethefuture.com |
Преподавательница детского балетного класса (Джулай) и сотрудник техподдержки (Линклейтер), оба кудрявые, обоим за тридцать, решают взять из приюта больного кота, что, как им кажется, радикально изменит их жизнь. Поскольку кота отдадут только через месяц, они начинают готовиться к его появлению в доме: оба бросают работу, отключают интернет, он идет волонтером в контору по охране окружающей среды, она — собирается записать 30 танцев и выложить их на YouTube. Но однажды, вместо того чтобы продать дерево, он купит у одного старика фен, а она найдет на обратной стороне рисунка, купленного в приюте, телефонный номер и позвонит, чтобы просто сказать «привет».
За шесть лет, прошедших с премьеры ее дебюта «Я, ты и все, кого мы знаем», богиня американских хипстеров Миранда Джулай повзрослела, ее стали занимать мысли о нерожденных детях, конец иронии, границы памяти, бессмысленность надежд, природа любви. «Будущее» — нарядная открытка, написанная невидимыми чернилами в ожидании, когда произойдет что-то большее, красивое и вечное, какое-то невероятное событие, которое разом изменит все. Что — все и куда изменит, неважно, потому что автор открытки вполне отдает себе отчет в том, что с ним этого никогда не случится. Тихая инди-драма в первой части, ко второй «Будущее» словно теряет почву, распадаясь на фракции. Кризис искренности, разочарование в себе, печальная самоирония, конфликтующая с восторгом от собственной уникальности, постельное белье из IKEA, макбуки, айподы, фикусы, белые стены — все эти до боли знакомые и милые сердцу вещи трансформируются в набор метафор и символов. Вот маленькая девочка в розовом платьице на досуге роет себе могилу, вот человек разговаривает с луной, а она ему на все вопросы отвечает: «Откуда мне знать, я, вообще-то, просто камень в небе», вот преследующая героиню оранжевая футболка (не будем вдаваться), фокусы со временем и пространством, прерывающийся нарратив, в конце концов, тот факт, что «Будущее» рассказано котиком с голосом Миранды Джулай, которого герои должны забрать из приюта. Проблема в том, что какой бы странной, уникальной и возвышенной ни была Джулай, ее слишком много. Людей, которые, приходя в общество, заполняют собой все пространство, психологически трудно долго терпеть, а если они запрутся в вашем доме с целью произнести монолог на тему «Мне тридцать, а я до сих пор никто» — это и вовсе катастрофа.
Многое в жизни молодой женщины тонкой душевной организации происходит от безделья. Когда женщина еще юна, она может беззаботно играть в Алису, шагнувшую в волшебный сад и оставшуюся там пробовать разные грибы, игры и персонажей. Когда в кудрях появляется первая седина, играть в Алису уже как-то неприлично, платье жмёт, но что делать.
И вот Алиса в летах (30 для Алисы это уже лета) отправляется в волшебный сад своей возрастной категории – на простыни хорошего качества в дом почти что на Вистерия Лейн. Там она встречает девочку в землянке, чеширского мужчину и врывающийся в дом призрак прошлого. Прошлое оказывается настоящим, в смысле единственным действительно важным. Алиса вслед за этим призраком возвращается в свой старый дом, но только чтобы забрать свои вещи. Оказываясь в старом доме, она встречает там старого настоящего парня и как бы даже любит его. Но все равно собирается уйти. Потому что платье жмёт, и пора в большой новый дом – сталкиваться с невыносимостью уже в новых интерьерах.
Отсюда вывод, точнее, два. Первый: женщины тонкой душевной организации должны обязательно быть при деле, найти для своей души (или тела, если вы балерина) станок и трудиться. Потому что в моменты труда душа защищена от непрекращающейся боли, разочарования в себе, потерянных надежд и утраченных иллюзий. Если делать эти моменты длительными, можно даже начать дышать.
Второй: иногда вставать к станку уже поздно, и нет никакого смысла в искусстве, парнях, простынях и даже норах и землянках. Потому что "выйдешь за хлебом – а жизнь пронеслась", и вообще, она, жизнь, совсем не про это. А когда смысла нет, приходится каждый день встречаться с невыносимостью. Впрочем, и из этого есть выход: смотри вывод первый.
Что есть будущее? Каково наше влияние на него? Что предначертано, а что человек творит для себя сам? Зарыться в философию вопросов времени - проще простого. Можно с умным видом размышлять о линейности или квантовом характере времени, о судьбе и воле, о непредсказуемости прошлого и предначертанности будущего. А можно посмотреть на время и его формирование творчески. Миранда Джулай попыталась совершить такой смелый шаг и кое-что у нее получилось.
"Будущее" - второй ее полнометражный проект. Первый - "Я, ты и все, кого мы знаем" - получил много лестных отзывов, а сама Миранда была названа одним из самых перспективных молодых инди-режиссеров. На долгие шесть лет она выпала из режиссуры. Пошло ли ей это на пользу? Сложно сказать. Чувствуются шероховатости повествования и натянутость истории, но, возможно, я просто придираюсь к ее киноязыку, в котором находится место танцам, говорящим коту и луне, девочке, копающей могилу, ползающей по улице футболке, сломанному электрофену и буклетам о защите окружающей среды.
Молодые (молодые?) люди в картине решаются на непростой для себя шаг. Завести - нет, не ребенка - всего лишь кота. Но мероприятие это их чрезвычайно будоражит и мнится им невероятно ответственным событием в своей скучной однообразной жизни. Поэтому в месяц, который им предстоит ожидать выздоровления зверушки, они решают кое-что в своей жизни поменять. Работу, например, отношения с друзьями и друг с другом. Проявить себя с какой-то новой стороны. Такие смелые эксперименты над собственной жизнью приводят героиню в постель к другому мужчине, а героя учат повелевать прибоем. Всё это ради одного - понять себя, понять того, кто рядом, понять настоящее. Или не понять...
Персонажей в картине немного и все они странные, непонятные и нераскрытые до конца. Хотя, наверное, в жизни так и бывает - даже самых близких людей мы понимаем не до конца. Сыграно всё довольно неплохо, даже хорошо - герои симпатичны и живы, а их поступки хоть и не всегда оправданы, но вполне допустимы. Немного смущают монологи кота - но это же артхаус, в нем и не такое увидишь.
Фильм навел на некоторые размышления о природе времени и судьбе. Можно ли избежать того, что суждено? Стоит ли менять то, чем живешь сейчас? К чему может привести твой крик в открытое окно или случайно взятый на улице рекламный буклет? Об этом приятно поразмышлять сидя где-то на бережку тихой реки, попивая кофе из термоса. Но вот главный вопрос, который прячется под нагромождением котов, фенов и макбуков куда как более страшен. Героям прилично за тридцать, а они в сущности никто. И что с этим делать - а кот его знает...
Об этом страшно думать. Гоню такие мысли из своей головы. Но иногда стоит посмотреть на чужое "Будущее", чтобы озаботиться своим.
И завести, наконец, кота.
Смотрите кино и Не смотрите танцы на ютубе!
Предупреждаю сразу - я - не большой любитель Арт-хауса. Я не могу дать качественную характеристику фильму по отношению к жанру.
Я поделюсь своими впечатлениями.
Фильм заставил меня подумать о смысле потраченных на него денег. Честно - я ждал когда он закончится. Вопросов по его смыслу - и тех вопросов, которые должны были у меня появиться после его просмотра - не много. Главный из них - Зачем? Почему? и что хотел режиссер / сценарист / продюсер этим фильмом сказать. Наверняка - все они уважаемые в своем сообществе люди, уверен, что им есть что озвучить, есть мысли, которыми они хотели поделиться.
Но меня как зрителя (возможно на меня они собственно и не рассчитывали) фильм не тронул. Для меня в нем не было интриги. Я не сопереживал героям. Мне было скучно. Я честно отсчитывал минуты до конца. Нам с друзьями нечего было обсудить после. Фильм просто прошел и дополнительных усилий, чтобы его забыть мне не потребовалось.
Жаль. Я искренне хотел увидеть в нем что-то для себя интересное. Возможно - я этого не разглядел.
Этот фильм - сам по себе. Удивило, как напряжение , - совершенно незаметно, - нарастает по ходу. Линия с котом делает все настроение фильма. Без кота получился бы фильм как фильм. Про пару. А так...фильм бьет так сильно, как будто нет защитных механизмов. Очень талантливое и совершенно неописуемо.
По началу (первые минут сорок) к фильму относишься примерно также, как к девочке лет 15 в толстых очках без стекол, с поларойдом и бесконечной любовью к Годару. То есть все так мило, странно и необычно, что не может не раздражать. Но когда безмерный режиссерский арсенал Миранды Джулай из всяческих завитушечек и оригинальностей заканчивается, то начинается по-настоящему хорошее кино.
Кино о страхе перемен, о страхе ответственности, об осознании своей заурядности.
То есть, ты все время смеялся над этой девочкой в очках и с поларойдом, а тут неожиданно понимаешь, что она все прекрасно знает и про поларойд, и про пустоту, и про свою заурядность, и про эту дурацкую милость. Оказывается, смотрит она на жизнь куда жестче и взрослее чем, мы думали.
А весь этот открыточный парад оранжевых маечек, говорящих лун и котиков? Ну, что с котиками... За котиков можно и простить.